Слитное написание союзов тоже, также, чтобы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Ваганова Галина Николаевна

Конспект урока в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ

Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу

Цель урока: создание условий для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов (смотри графу «Планируемые результаты») через изучение темы «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ».

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «Русский язык. 7 класс», интерактивная доска, презентация. рабочий лист для исследования (индивидуальные, учитывающие возможности детей)), сборники заданий по подготовке к ЕГЭ (вариант: выход в ИНТЕРНЕТ (ЦОРы). 

УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской «Русский язык. 7 класс»

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности. Запись даты.  Информирование о типе урока.

 -Сегодня у нас урок-исследование. Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем  с вами это движение вперед. На уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «Мы – почти  омонимы».

 Какие слова называем омонимами?

Предположите, о каких почти омонимах пойдёт речь?

 Какую часть речи изучаем?

и материалом для исследования будет … ( предположите что?). Уточняю: тема исследования и урока  «          написание союзов… (запись числа, к.р., часть темы открыть) тоже, также,  чтобы).

2.Мотивация.

У каждого из вас есть конспект с материалом, который поможет  в нашем исследовании. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Найдите омонимы. Подчеркните. Прочитайте.

 Что видите? Какой возникает вопрос?

(Почему одни из них пишутся раздельно, а другие слитно? )            

  Это 1 проблемная задача. Попробуем разобраться.

Фиксируем на доске примеры, но уже в 2 столбика.

Найдите разницу. Почему? Что командует  написанием? Выдвигайте гипотезы.

( Часть речи!)

Итог проблемной задачи №1: классификация примеров по частям речи.

Какую тему, часть речи изучаем? Находим союзы, доказываем.  Что видим? Как пишутся союзы. Продолжаем запись темы.

 (Слитное написание)

Но возникает следующий вопрос. Какой?

 (Как различать союзы и другие части речи? Существует ли какой-нибудь способ, позволяющий разобраться?)

3.Целеполагание.

Ставим цель: научиться различать союзы и другие части речи, научиться правильно писать союзы, употреблять. (Слайд 2)

 Обратите внимание на ключевые слова конспекта «Не путай!»

Это 2 проблемная задача. Построим  проект решения данной проблемы. Что будем  делать? Каким путём пойдём?

( Рассмотреть, сравнить каждый союз и омонимичную часть речи, искать различия. (3 союза – три этапа)

Раскрываем весь конспект

Запись фиксируем в конспекте. Создаём для себя памятку  (Слайд 3. Работа в презентации)

1. Чтобы ( = для того чтобы)                                             Что ( мест.)   бы (убрать) ты посоветовал мне                                                                                                                                                                                                           укрепить здоровье, нужно заниматься спортом.      для  укрепления  здоровья?                            

Какие действия помогают разобраться?

- роль в предложении;

-(опорные слова)  Заменить                                                                            Убрать

-Проверим, работает ли  наш способ на других союзах. (заменить – убрать)

2. Мой друг тоже (=и, и мой друг)                             Сегодня мы выполняли то ( мест.)  же (убрать),

занимается спортом.                                                  упражнение, что и вчера

3. В нашей школе также (= и, и в нашей )               Мы тренировались сегодня так (нар.) же (убрать) 

много хороших спортсменов.                      хорошо, как и вчера.

Итог проблемной задачи № 2: создание памятки

Сопоставление памятки и материалов учебника. Всё ли мы отразили в памятке?

(Можно не только убрать, но и переставить)

Слайд 4

Могут ли союзы тоже и также заменять друг друга? В таком случае как следует их назвать?

(Синонимы)

ФИЗПАУЗА

4.Закрепление.

1) Тренировочное упражнение (раздаточный материал). Прочитайте задание. Каким образом будете объяснять написание?

 (Часть речи)

Исправьте ошибки там, где они есть; объясните написание.

1.Я хочу знать, что   бы ты мне посоветовал.

2. Я хочу, что   бы ты дал мне совет.

3. Я то   же это прочитал.

4. Он требовал то   же, что и вы.

5. Я так   же хочу прочитать эту книгу.

6. Он сделал задание так   же, как и ты.

Самопроверка: 1 – что бы; 2 – чтобы; 3 – тоже; 4 – то же; 5 – также; 6 – так же.

Выявление проблем. Коррекция проблем. Попробуем разобраться вместе.

2) Учебник. Упр. 344,с. 163

     Устно, коллективно.

3) Письменно. Упр.345. (в группах) предложение 3, 4. Прочитайте. Обоснуйте.

 4) Тест ЕГЭ                       Вариант: тест ЦОР

А18 В каком предложении оба выделенные слова пишутся раздельно?

  1. ЧТО(БЫ) вовремя приехать (НА) ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше.
  2. (ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.
  3. Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.
  4. Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.

 Проверка. Фиксация проблем. Рефлексия. Коррекция – разбор ошибок.

Самостоятельно. Тест ЕГЭ. Рефлексия – проверка. Коррекция (индивидуально).

5. Рефлексия: Какие цели ставили? (Слайд Цели) Достигли?

6. Оцените, как вы работали? Какой отметкой вы оцените себя и друг друга?

7.Домашнее задание : п.61, упр. 347

Исследование «Почти омонимы»

Ключевое слово: Не путай!

ЗАДАНИЕ 1: найдите омонимы, подчеркните

        1. Чтобы укрепить здоровье, нужно заниматься спортом.                                                

2. Что  бы ты посоветовал мне   для  укрепления  здоровья?                                                                                                                                                                                                                                                                  

       3. Мой друг тоже занимается спортом. 

        4. Сегодня мы выполняли то же  упражнение, что и вчера.

        5. В нашей школе также много хороших спортсменов.                    

 6 .Мы тренировались сегодня так же хорошо, как и вчера.

                     Слитно                                                               Раздельно

1. Чтобы  (                                )                                    Что (        )  бы (               )  ты посоветовал мне                            

 укрепить здоровье, нужно заниматься                 мне  для укрепления здоровья?

спортом.          

2. Мой друг тоже (                              )                        Сегодня мы выполняли то (            )  же (             )

занимается спортом.                                               упражнение, что и вчера.

 3. В нашей школе также                                           Мы тренировались сегодня так (         ) же  (           )

много хороших спортсменов.                                     хорошо, как и вчера.

ЗАДАНИЕ 2:  исправьте ошибки там, где они есть; объясните написание.

1.Я хочу знать, что   бы ты мне посоветовал.

2. Я хочу, что   бы ты дал мне совет.

3. Я то   же это прочитал.

4. Он требовал то   же, что и вы.

5. Я так   же хочу прочитать эту книгу.

6. Он сделал задание так   же, как и ты.

                       

Отличие союзов от омонимичных с ними сочетаний

(ПАМЯТКА)

                                                                                                       

          Союз                                                                                              Омонимичные сочетания

1. Играет связующую роль.                                                  1. Есть лексическое значение.

2. Нельзя поставить вопрос.                                                 2. Можно задать вопрос.

3. Нельзя убрать, переместить часть союза.                    3. Можно убрать или переставить

                                                                                                           часть сочетания на другое место.

4. Можно подобрать синоним (союз)                                      4. Является членом предложения.            

тоже, также = и

чтобы = для того чтобы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Презентация для урока русского языка в 7 классе "Написание союзов и омонимичных им частей речи". Задания даны по учебнику М. Т. Баранова....

Конспект урока « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». 7 класс.

Разработка урока русского языка по теме « Слитное написание  союзов тоже, также,  зато, чтобы»  предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы. ...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Система уроков по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы»

Уметь отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формировать у учащихся навыки слитного написания данных союзов, умение произносить да...

Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".

Представлена технологическая карта  урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре...