Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Думчикова Ольга Васильевна

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; сформировать навык слитного написания данных союзов; сформировать умение произносить данные союзы в соответствии с нормами литературного  языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №19

им. Героя России  Алексея Кириллина   

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.

Конспект урока по русскому языку

УМК М.М.Разумовская 7 класс

по теме «СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Разработала:

Думчикова Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

2014 – 2015 учебный год

КОНСПЕКТ УРОКА

«СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Цель урока:

- научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей;

- сформировать у учащихся навык слитного написания данных союзов;

- сформировать у учащихся умение произносить данные союзы в соответствии с нормами литературного  языка. 

Задачи урока:

- актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;

- воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности;

- развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма работы: групповая (три группы учащихся + группа учащихся-экспертов)

Наглядные средства: запись темы урока на доске, таблички с написанными на них союзами и созвучными им сочетаниями: ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ, ТОЖЕ – ТО ЖЕ; ЧТОБЫ – ЧТО БЫ; ЗАТО – ЗА ТО, запись предложений для анализа:

Много поработали, зато все закончили.                Спрячься за то дерево – он тебя не заметит.

Я прошу, чтобы вы посоветовали мне, как быть.         Что бы вы мне посоветовали?

Он прилично пишет стихи, рисует также недурно.        Вы все так же молоды, как и десять лет назад.

Все пошли, и я тоже пошел.                То же слово, да не так бы ты молвил.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного (устный опрос):

- Что такое союз, дайте характеристику этой части речи.

- К каким союзам, сочинительным или подчинительным, относятся союзы, написанные на доске?

- Для чего служат сочинительные союзы? Подчинительные?

III. Изучение нового материала:

        1. Постановка проблемного вопроса:

- Как вы думаете, почему нам приходится говорить о слитном написании данных союзов? С чем это связано?

        2.  Постановка учебной задачи

- Какова будет цель нашего урока?

        - Какие главные задачи мы должны решить?

3. Работа в группах:

- пояснение учителя: каждая группа должна будет изучить  условия различения на письме «своего» союза, используя материал учебника (стр. 130), памятку (приложение №1), предложения, написанные на доске; эксперты (заранее подготовленные учащиеся) должны оказать помощь, если она потребуется группам

- ответы учащихся с места, один от группы у доски объясняет отличие «своего» союза от созвучных ему сочетаний слов на примере предложений, члены других групп записывают их в тетрадь.

- эксперты делают вывод №1: союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО не отвечают на вопросы и не являются членами предложения; союзы можно заменить синонимичными союзами; союзы всегда пишутся слитно.

IV. Первичное закрепление материала:

1. тренировочные упражнения:

- пояснение учителя: каждой группе дан отпечатанный текст, нужно прочитать его так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.

1 группа: Журавль был южный, но (за)то        2 группа: «Хорош рассказ!» - сказал

                Он в гости к нам пожаловал!                                                Сережа.

     Благодарю его                         Рассказ прочел я быстро то(же)

(за)то,                                    Сказал о нем примерно то(же).

Что мне перо пожаловал.

3 группа: Думал: а чем бы тебя мне порадовать,

Что(бы) такое придумать заглавное,

Что(бы) сияла ты всеми каратами.

- эксперты делают вывод № 2: не всегда только механически можно решить вопрос о написании союзов и созвучных с ними сочетаний слов, необходимо помнить и о смысловой стороне речи.

2. тренировочные упражнения:

- это упражнение из задачника по правописанию, который был выпущен в 1901 году, постарайтесь выполнить это упражнение: вставьте на место пропуска союз или созвучное ему сочетание слов (обсуждение совместное, в группе).

  1. Я знаю … самое озеро, которое и вы знаете, и … ловлю в нем рыбу. (тоже, то же)
  2. За это ружье заплачено вдвое дороже, чем …. , …. оно вдвое и лучше того. (зато, за то)
  3. Мы с отцом … были в городе и провели там время …. , как и вы. (так же, также)

Продолжите предложение:

Что(бы) такое особенное придумать, что(бы)…..

- проверка данного упражнения

3. проверочный тест (задания из КИМов ЕГЭ, приложение №2): каждый член группы самостоятельно выполняет задание, затем отдает листочек экспертам, которые проверяют выполнение, объясняют ошибки.

V. Выводы по уроку:  эксперты подводят итоги. 

VI. Задание на дом: п. 65, упр. 279, 298, 301, выписать предложения с союзами и созвучными сочетаниями слов, некоторым учащимся составить подобные предложения самим.

Приложение №1

Отличайте союзы от других частей речи!         

        ЧТОБЫ (союз)

ЧТО БЫ (местоимение с частицей)

Союз всегда пишется слитно.

Я хочу, чтобы ты дал мне совет.

Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему.

1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.

2. Союз чтобы можно заменить синонимичными союзами:

чтобы – для того чтобы;

чтобы – с тем чтобы.

Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его.

Запомните написание наречного сочетания:

ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО

Я спросил, что бы мне почитать об этом.

Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

1. Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:

Я спросил, что мне почитать об этом.

Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать.

2. Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что почитать?

Книгу, газету, журнал.

Я не знаю, что бы ему подарить. (Что? Книгу, марки, кассету.)

ТОЖЕ, ТАКЖЕ (союзы)

(тоже = также = и)

ТО ЖЕ (местоимение с частицей),

ТАК ЖЕ (наречие с частицей)

 

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

2. Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.

Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал.

1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.

2. И местоимение, и наречие отвечают на вопросы,

являются членами предложения.

3.Местоимение то может быть либо определением, либо дополнением (а также подлежащим), а наречие – обстоятельством.

4. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом? 

5. Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить «что именно?». – Он требовал то же (что именно?), что и вы.

6. Местоимение то можно заменить другим местоимением, легко изменить род, число.

Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так (же) спокойно и в то (какое?) (же) время торжественно, как эти двое (в то самое время; в те времена).

Обратите внимание на правописание сочетаний:

то же…что; то же самое; одно и то же; точно так же, как….; все так же; все то же.

ЗАТО (союз)

(зато = но)

ЗА ТО (местоимение с предлогом)

Союз ЗАТО (как служебная часть речи) не отвечает на вопросы, не является членом предложения.

      Встретиться не удавалось, зато письма писали часто.

Не берись (за что?) за то, что тебе не по силам. За то (какое?) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось.

(Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным: не берись за дело; за короткое время.)

Приложение №2

ТЕСТ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ!»                                I группа

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Корень учения горек, ЗА(ТО) плод сладок.

  1. ЗАТО – всегда пишется слитно.
  2. ЗА ТО – всегда пишется раздельно.
  3. ЗАТО – здесь сочинительный союз, пишется слитно.
  4. ЗА ТО – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, пишется раздельно.

2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

              Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать, Галина ТО(ЖЕ) молчала.

  1. ТОЖЕ – всегда пишется слитно.
  2. ТО ЖЕ – всегда пишется раздельно.
  3. ТОЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ТО ЖЕ – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

               Женщины о раненых заботились ТАК(ЖЕ) нежно, как о своих детях.

  1. ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.
  2. ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.
  3. ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК  с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

               (ЧТО)БЫ Багрицкий ни читал, его нельзя было слушать без волнения.

  1. ЧТОБЫ – всегда пишется слитно.
  2. ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно.
  3. ЧТОБЫ – здесь подчинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ЧТОБЫ – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

5. В каком предложении ЗА(ТО) пишется раздельно?

  1. Подъем на гору тяжелый, ЗА(ТО) вид открывается необыкновенный.
  2. Приют наш мал, ЗА(ТО) спокоен.
  3. Зайчонок неожиданно промелькнул и спрятался ЗА(ТО) дерево.
  4. Он охотно давал читать книги, никогда не требуя их назад, ЗА(ТО) никогда не возвращал хозяину книги, им занятой.

6. В каком предложении ЧТО(БЫ) пишется слитно?

  1. ЧТО(БЫ) он ни предлагал, к нему все равно люди относились с опаской и недоверием.
  2. Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) еще купить ребенку.
  3. Он никогда не говорил о товарищах такого, ЧТО(БЫ) могло навредить им.
  4. ЧТО(БЫ) рыбку съесть, надо в воду влезть.

7. В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется раздельно?

  1. Ветерок ТО(ЖЕ) притих, словно, как и люди, почувствовал торжественность мгновения.
  2. Люди сильно проголодались, лошади ТО(ЖЕ) нуждались в отдыхе.
  3. Он молчал, все смотрели на него ТО(ЖЕ) молча.
  4. И завтра будет ТО(ЖЕ), что вчера.

8. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется слитно?

  1. Был он известен ТАК(ЖЕ) и своими глубокими познаниями в области астрономии.
  2. Чужая радость ТАК(ЖЕ), как своя, томит ее и вон из сердца рвется.
  3. Молод тот, кто чувствует себя вечером ТАК(ЖЕ), как и утром.
  4. Путешественники продолжали идти все ТАК(ЖЕ) осторожно, как и раньше.

ТЕСТ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ!»                        II группа

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Берись ЗА(ТО), к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.

  1. ЗАТО – всегда пишется слитно.
  2. ЗА ТО – всегда пишется раздельно.
  3. ЗАТО – здесь сочинительный союз, пишется слитно.
  4. ЗА ТО – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, пишется раздельно.

2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

              ТО(ЖЕ) выражение готовности к решительным действиям появилось на его лице.

  1. ТОЖЕ – всегда пишется слитно.
  2. ТО ЖЕ – всегда пишется раздельно.
  3. ТОЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ТО ЖЕ – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Был он известен выдающимися музыкальными способностями, а ТАК(ЖЕ) глубокими познаниями в области астрономии.

  1. ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.
  2. ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.
  3. ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК  с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

               Планы мои растут, и двух жизней не хватит, ЧТО(БЫ) все исполнилось.

  1. ЧТОБЫ – всегда пишется слитно.
  2. ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно.
  3. ЧТОБЫ – здесь подчинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ЧТОБЫ – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

5. В каком предложении ЗА(ТО) пишется слитно?

  1. Мы горячо защищали одного способного спортсмена, правда, ЗА(ТО) нам и досталось.
  2. Помните, что надо браться ЗА(ТО), что сможешь выполнить.
  3. Я благодарен вам ЗА(ТО), что вы мне сделали.
  4. Мы долго и напряженно работали всю эту неделю, ЗА(ТО) и закончили вовремя.

6. В каком предложении ЧТО(БЫ) пишется раздельно?

  1. Я рожден, ЧТО(Б) целый мир был зритель торжества иль гибели моей.
  2. Мне хотелось самому догадаться, ЧТО(БЫ) посоветовали родители в такой ситуации.
  3. Я пошел наверх, ЧТО(БЫ) осмотреться разложить дорожные вещи.
  4. Чувствуя тяжесть во всем теле, Евгений напрягал силы, ЧТО(БЫ) отогнать от себя дурные мысли.

7. В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется слитно?

  1. Теплая небесная вода для растений ТО(ЖЕ) самое, что для нас любовь
  2. Луна хмурая, точно больная; звезды ТО(ЖЕ) нахмурились.
  3. ТО(ЖЕ) выражение готовности к решительным действиям появилось на его лице.
  4. Нужно обогащаться знаниями и в ТО(ЖЕ) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями.

8. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?

  1. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса ТАК(ЖЕ) изумил меня.
  2. Истина необходима человеку ТАК(ЖЕ), как слепому надежный поводырь.
  3. Днем в комнатах душно и жарко, ночью ТАК(ЖЕ) не хватает прохлады.
  4. Мне нравится тишина ночи, звуки раннего утра мне ТАК(ЖЕ) милы.

ТЕСТ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ!»                        III группа

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Становилось все холоднее, ЗА(ТО) дождь прекратился.

  1. ЗАТО – всегда пишется слитно.
  2. ЗА ТО – всегда пишется раздельно.
  3. ЗАТО – здесь сочинительный союз, пишется слитно.
  4. ЗА ТО – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, пишется раздельно.

2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

              Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и ТО(ЖЕ) время вспомнились ему.

  1. ТОЖЕ – всегда пишется слитно.
  2. ТО ЖЕ – всегда пишется раздельно.
  3. ТОЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ТО ЖЕ – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Жара днем невыносимая, ночью ТАК(ЖЕ) не было прохлады.

  1. ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.
  2. ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.
  3. ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК  с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

               Он долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

  1. ЧТОБЫ – всегда пишется слитно.
  2. ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно.
  3. ЧТОБЫ – здесь подчинительный союз, поэтому пишется слитно.
  4. ЧТОБЫ – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

5. В каком предложении ЗА(ТО) пишется раздельно?

  1. От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но ЗА(ТО) компьютерными играми увлекался всерьез.
  2. Мы должны быть благодарны близким людям ЗА(ТО), что они принимают нас такими, какие мы есть.
  3. Сад отцветал, осыпался, но ЗА(ТО) продолжая буйно густеть и темнеть.
  4. В саду не было фруктовых деревьев, ЗА(ТО) росло много сирени и цветов.

6. В каком предложении ЧТО(БЫ, Б) пишется слитно?

  1. ЧТО(БЫ) еще интересного придумать викторины?
  2. ЧТО(Б) чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.
  3. ЧТО(БЫ) вы порекомендовали мне почитать?
  4. ЧТО(БЫ) Багрицкий ни читал, его нельзя было слушать вез волнения.

7. В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется слитно?

  1. Конечно, нужно стремиться к успеху в жизни и в ТО(ЖЕ) время учиться быть благородным по отношению к окружающим людям.
  2. Это было страшно, но в ТО(ЖЕ) время необычайно интригующе.
  3. Молодая яблонька ТО(ЖЕ) была в цвету, как и весь сад.
  4. ТО(ЖЕ) слово, да не так бы молвить.

8. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?

  1. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса ТАК(ЖЕ) изумил меня.
  2. Истина необходима человеку ТАК(ЖЕ), как слепому надежный поводырь.
  3. В школе я любил астрономию, интересовала меня ТАК(ЖЕ) и физика.
  4. Мне нравится тишина ночи, звуки раннего утра мне ТАК(ЖЕ) милы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Презентация для урока русского языка в 7 классе "Написание союзов и омонимичных им частей речи". Задания даны по учебнику М. Т. Баранова....

Конспект урока « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». 7 класс.

Разработка урока русского языка по теме « Слитное написание  союзов тоже, также,  зато, чтобы»  предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы. ...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".

Представлена технологическая карта  урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре...