Конспект урока "Написание союзов тоже, также, чтобы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Винокурова Елена Александровна

показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_napisanie_soyuzov_tzhe_takzhe_chtoby.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 7 классе

с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема урока:  Написание  союзов также , тоже, чтобы. 

Оборудование: раздаточный материал( тексты, таблицы), презентация, музыка для релаксации, дерево из картона, листочки разных цветов.

Цель: создание условий для формирования умения отличать союзы от омонимичных сочетаний и навыка написания союзов, навыка слитного написания союзов. Ознакомление учащихся  с советами, помогающими сохранить  хорошее зрение.     

Задачи:

обучающая – показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы;

развивающая – формировать навыки  написания союзов также, тоже, чтобы, зато; развивать умение составления связного рассказа на грамматическую тему (о союзе);

воспитывающая – воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость, бережное отношение к своему здоровью.

1.Этап мотивации

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. До середины XX века считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Но у человека ничего не болит, а память плохая. Разве он здоров? Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия.

-А какие главные факторы здоровья? (учащиеся формулируют ответ)  

Учащиеся :

Главные факторы здоровья - движение, питание, режим, закаливание.

2.Актуализация знаний

 Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация  осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Учитель:

           - Философ Ювенал когда-то сказал:

Надо стремиться   что(бы) в теле здоровом и дух был здоровым. 

 - Как вы понимаете это выражение? Запишите его в качестве эпиграфа.

- Что затрудняет вас в написании афоризма? ( дети не знают написание союзов)

- Какое открытие вы должны совершить на нашем уроке?

Учащиеся формулируют тему и задачи урока

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Научимся писать союзы, узнаем что такое релаксация, поговорим о нашем здоровье.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному  восприятию нового материала 

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Творческий словарный диктант «Если хочешь быть здоров».

(учащиеся отгадывают слово и записывают в тетрадь)

Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация). ( На доске: РЕЛАКСАЦИЯ – расслабление и снятие психического напряжения)

 Задание: расставьте в предложенном тексте знаки препинания.(музыкальная запись «ЖУРЧАНИЕ РУЧЕЙКА»)     Музыка для релаксации расслабляет, снимает психическое напряжение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки природы: журчание ручейка, шум моря, голоса птиц. Такая музыка возвращает хорошее настроение и душевное равновесие.

Учитель:

- А знаете ли вы, что наши предки использовали для релаксации ? (учащиеся предлагают варианты ответов)

Белые овечки бегают по свечке (загадка)

Учитель:

 Наши предки почитали вербу за ее лекарственные свойства. Чай из молодых листьев и почек растения поднимает настроение, дарит силы, успокаивает. Веточка вербы, заложенная в платок, спасала от головной боли. Весной обязательно ставили три веточки в вазу, чтобы отогнать «нечистую силу» от дома. Существует и праздник, связанный с вербой, и определенные обычаи с ее использованием. Назовите их.

 (Вербное воскресенье. Обычай: «Вербохлест, бей до слез!» - символизирует изгнание «нечистого духа».)

Учитель:

              -Ребята, а что еще помогает расслабиться, снять напряжение, разрядить обстановку? (Смех)

 Я вам предлагаю познакомиться с одним известным детским поэтом   Гр. Остером, к которому вы можете обращаться за советами.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Облысеет голова.

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте,

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,

Горло, уши, голова,

Все равно лекарств не пейте

Перестанет биться сердце,

Но зато , наверняка,

Не прилепят вам горчичник,

И на сделают укол!

- Почему эти стихи называются «Вредные советы»?

- А сейчас пришло время познакомиться с полезными советами?

4. Исследование новых знаний и способов деятельности 

 Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

                     1. Прочитайте текст.  Что помогает человеку сохранить хорошее зрение?

                           Как сохранить зрение до 100 лет?

С  помощью  глаз  мы получаем  80%  информации об окружающем нас мире. Наверное,  каждого  современного человека волнует проблема сохранения зрения, ведь   любая работа в XXI веке сопровождается постоянной нагрузкой на глаза.  Что(бы)  посоветовал врач для  сохранения   этого   драгоценного  дара?  

Работая на компьютере,  помните     о  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ, ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКЕ, РАЗМЕРЕ ШРИФТОВ И ИЗОБРАЖЕНИЙ, ТАК(ЖЕ) ТРЕБОВАНИЯХ  К ПОМЕЩЕНИЮ.  Питание то(же) влияет на  зрительную функцию. Овощи и фрукты  способны улучшать зрение и препятствовать снижению его остроты. Особенно полезны  черника и морковь.  Пища, богатая протеином,   так (же) необходима   для  глаз,  как и витамины. Мясо, рыбу, яйца и другие продукты, содержащие много протеина,  нужно  употреблять  хотя бы один раз в день, но желательно чаще.

Что(бы) не допустить синдрома "сухого глаза", моргайте каждые 3-5 секунд. То(же) упражнение выполняйте, описывая  взглядом «восьмерку»  или знак бесконечности.

Берегите глаза. Как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

Учитель:

 -  Выпишите те предложения, в которых нужно раскрыть скобки:

1. Что(бы)  посоветовал врач для  сохранения   этого   драгоценного  дара?  

2. Работая на компьютере,  помните     о  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ, ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКЕ, РАЗМЕРЕ ШРИФТОВ И ИЗОБРАЖЕНИЙ, ТАК (ЖЕ) ТРЕБОВАНИЯХ  К ПОМЕЩЕНИЮ.

3. Питание то(же) влияет на  зрительную функцию

4. Пища, богатая протеином,   так (же) необходима   для  глаз,  как и витамины

5.   Что(бы) не допустить синдрома "сухого глаза", моргайте каждые 3-5 секунд

6. То(же) упражнение выполняйте, описывая  взглядом «восьмерку»  или знак бесконечности.

 II    Обратитесь к таблице, чтобы выполнить задание ( таблицы раздаются каждому ученику)  

СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ

-Что вы узнали о написании союзов?

 (Из таблицы дети самостоятельно  узнают, что союзы также, тожечтобы  всегда пишутся слитно, причем союзы можно заменить синонимичными . В  омонимичных словах  такая замена невозможна, а частицы бы, ли, же можно опустить или переставить на другое место)    

Слитно пишутся союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ (можно заменить союзом И), ЧТОБЫ (можно заменить составным союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ).
Их следует отличать от сочетаний 
ТАК ЖЕ (наречие с частицей), ТО ЖЕ, ЧТО БЫ (местоимения с частицами).
В этих сочетаниях частицы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.

- Какая возникает перед нами задача?

 ( Определить, какие слова  являются  союзами – мы их будем писать слитно; а какие слова   -  омонимичные  союзам.  Правильно использовать проверку)  

 - Как будете отличать союзы от омонимичных слов?   ( к союзам  нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложений…)  

В ходе исследования предложений, дети выясняют, что в 2, 3, 5 предложениях им встретились союзы:

  -  к ним нельзя задать вопрос;

 - они не являются членами предложения;

  - связывают   главное предложение с подчинительным (5 предложение)  ,  однородные члены предложения (2 предложение)  , присоединяет данное предложение к предыдущему (3);.

  - их можно  заменить синонимичными союзами.  

В  других предложениях встретились омонимичные слова с частицами бы, ли, же, которые  легко можно опустить или переставить на другое место. К  омонимичным словам можно задать вопрос, они являются членами предложения:  в 1 предложении  - местоимение с частицей бы, в 4 предложении   - наречие с частицей же,  в  6 предложении  - местоимение с частицей же

  Физминутка для улучшения мозгового кровообращения Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

“Любопытная Варвара”.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
Возвращается обратно – расслабление приятно! 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно – расслабление приятно.

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  
Я возьму в ладонь лимон.  
Чувствую, что круглый он. 
Я его слегка сжимаю –  
Сок лимонный выжимаю. 
Все в порядке, сок готов.  
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
 
Выполнить это же упражнение левой рукой.

5. Применение изученного материала  

Цель: закрепить  полученные знания

 - Познакомьтесь с афоризмами.      Выберите наиболее понравившийся афоризм и объясните свой выбор соседу по парте, раскройте скобки, объясните написание изученной орфограммы (учащиеся работают в парах,  комментируют свои ответы)

1. Надо стремиться   что(бы) в теле здоровом и дух был здоровым. 

 2. Если заниматься физическими упражнениями    не будет   нужды в употреблении лекарств,   если в то ( же ) время соблюдать все   предписания нормального режима.  

 3. Здоровье так (же) заразительно, как и болезнь. 

 4. Есть и пить нужно столько, что (бы) наши силы этим восстанавливались   а не подавлялись 

5. Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье то (же) золото. 

 6. Жизнерадостность    то (же)  признак здоровья

  7. Врач будущего не будет прописывать лекарств. Вместо этого он пробудит интерес пациента к своему организму   а так(же) к причине и возможности предотвращения болезни. 

 8. Доброта для души то ( же)    что здоровье для тела.   

 -     Спишите,  раскрывая скобки и  расставляя пропущенные запятые.          

6.  Рефлексия  

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

- Что вы сегодня узнали о написании союзов также, тоже, чтобы?

 - Какие советы по укреплению здоровья вы возьмете для себя на заметку?

«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»: ЕСЛИ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ХОРОШО, КОМФОРТНО – ВЕШАЮ НА ДЕРЕВО ЛИСТОЧКИ ОДНОГО ЦВЕТА, ЕСЛИ НАОБОРОТ – ДРУГОГО.

- Наступила весна, просыпается природа, на деревьях скоро будут распускаться листочки, вот и мы с вами совершим маленькое чудо, побудем в роли весны. На столе у меня два вида листочков – зеленые и коричневые. Зеленые означают, что у вас хорошее настроение, вы радуетесь жизни, весне, вам понравился урок , а коричневые показывают, что вам грустно и тоскливо.

6. Домашнее задание ( на выбор)

Написать шесть правил здоровья, используя союзы тоже, также, чтобы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Презентация для урока русского языка в 7 классе "Написание союзов и омонимичных им частей речи". Задания даны по учебнику М. Т. Баранова....

Конспект урока « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». 7 класс.

Разработка урока русского языка по теме « Слитное написание  союзов тоже, также,  зато, чтобы»  предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы. ...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".

Представлена технологическая карта  урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре...