Урок литературы в 6 классе по творчеству А. Грина
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Золотуева Ирина Анатольевна

Открытый  урок по фиерии А.Грина "Алые паруса" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_teme.docx35.85 КБ
Файл prezentatsiya_stranitsy_biografii_a._grina.pptx631.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс

Учитель русского языка и литературы Золотуева И. А

Александр Грин - писатель солнечный и,

несмотря на трудную судьбу, счастливый,

 потому что через все его произведения

 победно проходит глубокая и светлая вера в человека,

 в добрые начала человеческой души,

вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.

Вера Кетлинская

Когда душа таит зерно

 пламенного растения - ЧУДА,

 сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет у него и новая у тебя-

                                                     А. Грин

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить обучающихся с биографией А. Грина, помочь понять замысел писателя; уловить, в чём своеобразие гриновского творения, поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Найти черты романтизма в феерии.
  • Развивать устную и письменную речь обучающихся, логическое и образное мышление.
  • Воспитывать чувство любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет Александра Грина.
  • Выставка рисунков учащихся.
  • Биография А. Грина в картинках (презентация к уроку)
  • Видео презентация

ТИП УРОКА:

урок-размышление.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

(Вступительное слово учителя произносится на фоне музыки).(слайд 1)

Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

И имя его, ребята? (ответ детей - Александр Грин). Правильно, Александр Степанович Гриневский, чей портрет перед вами.(слайд 2) И сегодня на уроке мы будем говорить об этом человеке и его феерии "Алые паруса". Попробуем затронуть круг вопросов, связанных с формированием личности человека. Ответим на вопрос: "Нужно ли делать чудеса своими руками".

(несколько секунд ещё звучит музыка, затем медленно стихает)

Итак, тема сегодняшнего урока(ответ детей- "Делать чудеса своими руками"). (слайд 3)

У каждого из вас на парте лежит карточка с заданиями. В ходе беседы мы с вами заполним первую  и вторую колонку, а третью колонку вы заполните самостоятельно.

Вглядываясь в лицо человека на портрете, невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик. Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается: почему?!(слайд 4) Может быть, истоки этого кроются в его жизни, в его биографии: Попытаемся же понять и разобраться в этом. А откроет нам страницы биографии А. Грина Чернышева Аня. (слайд 5-16)

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА ПО ТЕМЕ "СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ А. ГРИНА"

(Выступление продолжается 3-4 минуты и сопровождается презентацией ) Спасибо, Аня, за интересный рассказ.

Слово учителя: В 2000 году исполнилось 120 лет со дня рождения Александра Грина, писателя, создавшего "мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый". Писательница Вера Кетлинская писала: "Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты,- Эти слова являются эпиграфом нашего урока.(слайд 17)

БЕСЕДА

Как вы думаете, почему А. Грин в жизни редко улыбался? (Александр Грин прожил трудную жизнь, но не утратил веру в человека)

А  вы знаете, сколько всего произведений написал Грин? Об этом нам расскажет Чернецкая Вика.

Сообщение на тему: Литературное наследие А.Грина

Литературное наследие Александра Степановича Грина очень богато и разнообразно. Он сочинял рассказы, новеллы, романы, стихи и даже басни. (С 1906 по 1931 год  Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор полностью не собрано. К сожалению, Александр Степанович никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть его рукописей, вероятно, затерялась навсегда.)Кроме известных романтических произведений перу Александра Грина принадлежит цикл антивоенных рассказов, есть в его писательском багаже и романы с историческими героями.В литературоведении остаётся почти не раскрытой тема "Поэзия Грина". Мало кто знаком с его стихами, потому что они мало печатались (за исключением 2-3 стихотворений). Только в 1991 году 27стихотворений вошли в третий том собрания сочинений Александра Грина.

Спасибо, Вика.

Слово учителя

Особенно поэтично звучат стихи, посвященные любви, в них любовь возвращает человека к жизни, помогает поверить в себя:

Горбунова Амалия читает стихотворение наизусть, посвященное любви

Придёшь ты - и счастье повеет
В жилище моём.
Уйдёшь - и незримо тускнеет лазурь за окном.
Без мысли, улыбки и силы я жить не хочу:
Но образ твой близкий и милый, подобен лучу.
Но глаз твоих нежных сиянием я крепок в борьбе.
И радости кроткой желание, и мысль, и улыбки тебе.

Слово учителя

Все произведения А. Грина так или иначе связаны с мечтами об "ослепительном случае" и радости. Самое яркое его произведение это феерия «Алые паруса»

РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ФЕЕРИИ "АЛЫЕ ПАРУСА" А.ГРИНА.

Давайте заглянем в историю и узнаем, как был создан рассказ «Алые паруса»

Рассказывает ученик (Карпушкина Настя)

История создания книги "Алые паруса"

Писатель "вынашивал" это произведение несколько лет. Замысел возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался писателю алым. Это поразило Грина. "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я видел цель его бытия", - писал А.Грин.

Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь "нового ночлега" у случайных, полузнакомых людей. "Алые паруса" -это поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом претворённой мечты.

Беседа с учащимися:

Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса". Какие впечатления произвело на вас это произведение? Что запомнилось? Какие строки вы выписали, чем они примечательны?

(ответы уч-ся, проверка домашнего задания.)

Какое значение имеет слово "феерия"?

(Уч-ся говорят, строя свои высказывания на данных толковых словарей, словаря иностранных слов. (Проверка дом. задания)

Итак, феерия - сказочное, волшебное действие.

Кому посвятил свое произведение А.Грин?

"Алые паруса" автор  посвящает своей любимой женщине, жене - Нине Николаевне Грин".

Каков язык этого произведения?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Язык этого произведения звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и попытаемся открыть для себя этот мир. Послушайте, как  волшебно, сказочно звучат слова: "Не знаю, сколько лет пройдёт: (до слов) чтобы поздравить её с приездом". (отрывок из текста читает учитель).страница 19-20 книга.

Убедились, насколько волшебно звучат слова?! А как вы думаете феерия это волшебная сказка?

Нет, феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это произведение о реальном мире, в котором есть не только добро. А теперь давайте вспомним главных героев .

Кто такая Ассоль?

Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали? Опишите деревушку, в которой прошло детство героини. (Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые. В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества)

Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными?

(Жители Каперны не способны их понять, а всё непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

Каким образом Грин наказывает Лонгрена за то, что он не помог Меннерсу?  

(За то, что Лонгрен не помог Меннерсу во время бури, а "стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу - больше, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали". Пытаясь понять и оправдать Лонгрена, Грин  наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствием дочери - доброго ангела. Но за поступок отца расплачивается и дочь.)

Как складываются отношения Ассоль со сверстниками?

(Дети с ней не играли, гнали, швыряли грязью, дразнили, били. Она была одинока)

Как ответил Лонгрен на вопрос дочери: Папа почему нас не любят?

"- Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут", - говорит Лонгрен, успокаивая Ассоль, которую обидели дети. Итак, надо уметь любит.

А что такое любовь? Что значит уметь любить? Как вы думаете? (Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2 Склонность, пристрастие к чему-либо.

А умеет ли любить Ассоль?

(Да. Она жалеет людей, любит всё живое на земле.)

Вспомните, как Ассоль чувствует себя в лесу.

Чувствует себя как дома.

Здоровается с деревьями, как с людьми.

Называет людей "БРАТЦЫ".

Заглядывает в "лица" цветам.

Как вы думаете, счастлива ли Ассоль?

(Ответить однозначно трудно. Счастье - понятие многогранное, но важно, что Грин проводит очень верную и глубокую мысль: жизнь перед каждым ставит много вопросов, сталкивает с предательством, злобой, завистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом и творит добро. Грин сам испытал много горя, унижения, но не очерствел душой, писал о светлом и прекрасном. Такова и его героиня).

Что помогло остаться Ассоль доброй и мечтательной натурой? Зачитайте (см. гл. 1.Предсказание Эгля, Лонгрена).

Давайте заполним первую  колонку в карточке . Ассоль

дочь матроса, ремесленника. Главные черты характера Ожидание прекрасного, умение любить, мечтать

Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.

(Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.)

Почему мечта Грэя осуществилась?

(Грэй очень хотел этого).

Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стала» краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души".

Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает о себе больше, чем в каком-либо другом произведении, наводит на размышления и похожесть инициалов. Александр Грин - Артур Грэй. А теперь заполним вторую колонку в карточке Грей богатый наследник старинного рода Главные черты характера
Активная доброта, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль и страдания, способность к решительным действиям.

Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?

(Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.

Расскажите, как произошла первая встреча героев(рассказ учеников)

 А теперь заполните третью колонку в карточке

Что общего можно найти в героях, их жизни?

(1. Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

2. Они понимают, любят всё живое, близки к природе.

3. Добры и трудолюбивы.

4. Они верят в мечту.) ПОМЕНЯЙТЕСЬ КАРТОЧКАМИ И СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЗАЧИТАЕМ НЕСКОЛЬКО ОТВЕТОВ.

Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля? (Ему нравится Ассоль, он чувствует душевное родство с этой девушкой. Ещё Грэй понял "нехитрую истину". Она заключалась в том, что нужно делать чудеса своими руками.

Слово учителя: "Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя". Именно часть данной цитаты взята эпиграфом к нашему уроку.)

Как вы понимаете, слова А.Грина?

И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА. Какие чувства испытывает девушка? Найдите подтверждение правоты своих слов в тексте, зачитайте. Читает Чернецкая Вика.

Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?

(ДА, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).

Рядом с героями феерии Грина на протяжении почти половины текста мы постоянно слышим звуки музыки.

Какую роль играет музыка в "Алых парусах"Грина?

(Музыка играет важную роль, способствует раскрытию внутреннего мира героя, через музыку мы видим душевную красоту, тончайшие струны души словно обнажаются перед читателями.

Использование музыки в феерии является ещё одним штрихом, доказывающим, что "Алые паруса" - это романтическое произведение.

О каких музыкальных инструментах упоминает Грин?

(Скрипка, виолончель. Циммер говорит: "Виолончель - это моя Кармен". А Грэй добавляет: "Скипка: Ассоль".

Вы знаете, что на скрипке обычно играют люди с тонким музыкальным слухом. Таким тонким слухом, тонкой душой должен обладать и человек, полюбивший Ассоль. Таким человеком и был Артур Грэй.

К какому выводу приводит нас Грин своим произведением "Алые паруса"?

(Творить чудеса нужно своими руками. Мечта может победить обыденность мира).

ВЫВОД:

- Можно ли назвать феерию "Алые паруса» современным произведением?

"Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Сегодня я с удовольствием поставлю 5 Ане, Вике, Насте

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение миниатюру объёмом до 1страницы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами - всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно, что на сей раз он пришел именно к вам, и принес  на своих алых парусах исполнение вашей мечты.(учитель дарит ученикам карточку в виде корабля с алыми парусами)

Ребята надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

Показ видео презентации

                                                      Карточка- задание

Черты характера Ассоль

Черты характера Грэя

Общие черты характера Ассоль и Грэя




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Делать чудеса своими руками

Слайд 5

А.гРИН Александр Грин Александр Степанович Гриневский (1880-1932)

Слайд 6

Александр Степанович Гриневский (23.8.1880 - 8.7.1932) (псевдоним-Грин) - русский писатель, классик отечественной литературы. Родился в г.Слободской, Вятской губернии в семье ссыльного поляка Степана Гриневского. В 1896 году окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, мыл золото на Урале, служил в армии, где вступил в партию социалистов-революционеров.

Слайд 7

Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил: "Грин!" - так коротко окликали меня ребята в школе. А "Грин-блин" - была одна из его детских кличек.

Слайд 8

Публикуется с 1906 года. Первый рассказ - "Заслуга рядового Пантелеева" - носил агитационный характер, за что тираж брошюры был конфискован жандармами. Вскоре Грин отходит от политической деятельности и в дальнейшем работает как профессиональный литератор. В 1912 году приезжает в Петербург.

Слайд 9

В это время Грин пишет в основном рассказы. После революции главной темой его творчества становится столкновение свободы и несвободы, особенно ярко проявившееся в романах "Блистающий мир" (1923), " Джесси и Моргиана " (1929) и "Дорога в никуда" (1930).

Слайд 10

Одним из лучших произведений Грина считается символическая повесть-феерия "Алые паруса" (1923). Ассоль – главная героиня романтической повести, замкнутая и красивая девушка, которая очень любила своего отца, доверяла только ему и жила мечтой, которую ей подарил сказочник. Артур Грей – свободолюбивый человек, лидер по характеру, уважающий мнение других, образованный и понимающий, и целеустремленно идущий к своим целям. Все эти качества сделали из него знаменитого человека.

Слайд 11

Главная идея автора повести заключается в том, что человеку в своей жизни нужно иметь самую заветную мечту, верить и стремиться к ней, и только тогда она обязательно исполнится. Ведь Александр Грин писал это произведение не в лучшие времена своей жизни, и, наверное, он хотел создать пример мечты, веры, надежды.

Слайд 12

В 1924 Грин переезжает в Феодосию. С этого времени Грина почти перестают издавать. В 1930 году писатель перебирается в Старый Крым, где два года спустя умирает от рака легких.

Слайд 13

Дом Грина в Феодосии

Слайд 14

Стена дома Грина

Слайд 15

Бюст А. Грина на набережной имени Грина в Кирове (Вятке) Памятник на могиле А. С. Грина (Старый Крым) в виде бегущей по волнам Фрези Грант.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты,- писала Вера Кетлинская .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева

урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....