Открытый урок в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Журик Ирина Ивановна

Цель данного урока: закрепить правописание букв Ч и Щ в суффиксах существительных на ЧИК-ЩИК. Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов.1. Начинается урок с повторения в форме игры "Цветик-семицветик". на доске прикреплён цветок с семью лепестками, на которых находится вопрос для повторения пройденных тем.2. Знакомство со сказкой "Ласковый и добрый ЧИК" После сказки дети выполняют задание: выписать в 2 столбика слова с суффиксами ЧИК и ЩИК.3. Далее ребята называют значения суффикса ЧИК. Ответив на данный вопрос, они выполняют следующее задание: класс делится на 3 команды. Из каждой команды, начиная с первых парт, ребята выходят и записывают слова с этим значением.4. Затем учитель проводит физминутку.5. После отдыха снова приступаем к работе. Игра "Помощь почтальону", где нужно было помочь почтальону собрать все слова по конвертам с суффиксами ЧИК и ЩИК.6. Работа с учебником, выполняем упражнение 224 стр. 86.7. Работа с сигнальными карточками ЧИК -ЩИК. Учитель диктует слова с данными суффиксами, ученики должны показать сигнальную карточку с суффиксом, который должен стоять в слове.8. Итог урока, где ребята отвечают на вопросы учителя о сегодняшнем уроке и получают оценки за урок.9. Домашнее задание записывают в дневник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiksy_chik_i_shchik.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК-ЩИК-

Цель урока: закрепить правописание букв Ч  и Щ в суффиксах существительных на –ЧИК-ЩИК-

Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов.

Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами закрепим   правописание   суффиксов   существительных  -ЧИК-ЩПК.

2. Повторение в форме игры «Цветик - семицветик»

Начнем наш урок с повторения, т.е. повторим те правила, которые мы с вами уже изучили. Повторение проведем в форме игры « Цветик- семицветик».Покажите гостям свои знания по пройденным темам( на доске прикрепить цветок с семью лепестками. На каждом лепестке находится вопрос:

1) Когда после приставок на согласные пишется буква Ы, а когда И? Пример.

2) Как различать на письме гласные в приставках -ПРИ-ПРЕ-? Пример.

3) По каким признакам вы различаете, когда в корнях -ЛОЖ-ЛАГ, -РОС-PACT-, -КОС-КАС-, -ГОР-ГАР- надо писать безударную гласную О и А? Пример.

4) Какие слова называются сложными? Пример.

5) Расскажите о правописании гласных -Е-И- в падежных окончаниях существительных в ед. ч.. Пример.

6) Расскажите о правописании -НЕ- с существительными. Приведите пример.

7) Рассказать о правописании букв -Ч-Щ- в суффиксах -ЧИК—ЩИК-. Привести пример.)

Молодцы, ребята, таким образом мы проверили свои знания.

3. Итак, ребята, давайте вспомним, какую тему на прошлом уроке мы с вами изучили?

Мы с вами знаем, что в русском языке есть суффикс, который уменьшает слова, делает их добрыми, ласковыми, нежными, еще этот суффикс может образовывать новые слова, которые обозначают профессии, конкретные предметы. Как вы думаете, какой это суффикс? (-ЧИК-)

Так вот сейчас послушаем СКАЗКУ, которая так и называется « Ласковый и добрый ЧИК»(  ученица выходит и читает сказку)

4. Вот, ребята, мы прослушали сказку о труженике суффиксе ЧИК,  а  теперь  давайте  вспомним,   когда же  пишется суффиксы ЧИК-ЩИК при помощи задания:

(Выписать в два столбика, слова (2 ученика работают у доски)

Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, рассказчик, точильщик, каменщик, заказчик, летчик.

5. Ребята, скажите, какие значения имеет суффикс -ЧИК-? ( ответ: 1) уменьшительность и ласкательность;

2) действующее лицо; 3) конкретный предмет.)

6. Сейчас мы с вами выполним следующее задание: на доске записаны эти 3 значения. Нужно подобрать слова, которые относятся к каждому из значений. Класс делится на 3 команды. Из каждой команды, начиная с первые парт, ребята выходят и записывают слова с этим значением: 1 ряд- записывает слова под первым значением; 2 ряд- под вторым значением; 3 ряд- под третьим значением. Какая команда закончит первыми, та команда выигрывает, но прежде чем объявить победителя, наши гости сейчас проверят, правильно ли вы распределили слова по значениям.

7.  ФИЗМИНУТКА. А сейчас давайте отдохнем. Положите свои руки на колени, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте синее звездное небо, ночь, морской прибой. За этим всем вы наблюдаете с высоты птичьего полета. Вы летите на красивом белом коне, он несет вас в высь, вокруг вас звезды, вы оглядываетесь: вот ~ Большая Медведица, а вот Малая, вон там- созвездие Льва, В этот момент вы счастливы, на вашем лице сияет улыбка, Вы опускаете взгляд и видите море, оно все ближе, ближе, ближе. Белый конь спускает Вас на землю, и вы слышите шум прибоя, вода  касается  ваших  ног,  вы чувствуете холод и вы пробуждаетесь, понимая, что это был всего лишь сон.

8.Итак,  ребята,   отдохнули немного и продолжаем с вами работать дальше.

ИГРА «Помощь почтальону». Сейчас мы с вами сыграет в игру « Помощь почтальону». У почтальона случилось несчастье: от дождя конверты расклеились и все, что в них было, выпало. У слов даже смылись некоторые буквы. Давайте поможем почтальону вставить эти буквы и разложить слова по конвертам  ( 1)  суффикс -ЧИК-; 2)  СУФФИКС -ЩИК)

Перепис..ик , свар.:. ик , пулемет..ик , пиль..ик, перебеж..ик , выбор..ик , рез.ик, фрезеров...ик , учет:..ик,  барабан .ик ,  фонар...ик.

Молодцы, что помогли почтальону разобрать слова в конверты. Почтальон попался неграмотным, а я убедилась, что вы знаете эту тему, учите дома правила.  Что мы посоветуем этому почтальону?

8.     А теперь  поработаем с  учебником.   Откройте     учебники   на   странице   86   выполним   упражнение 224.       (Забойщик,       прицепщик,       вертолетчик, грузчик,     пулеметчик,     переплетчик,     смазчик, разведчик, переводчик).

9..РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ. (-ЧИК-ЩИК-)

Переводчик             рассказчик

Переплетчик            пулеметчик

Пильщик               барабанщик

Перебежчик              тюремщик

Каменщик               фонарщик

Переписчик               смазчик

Извозчик                ремонтчик

Бетонщик               стекольщик

10. ВЫВОД: Итак, ребята, что вы нового узнали о суффиксах? Я осталась вами очень довольна.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

 11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( упр. 227)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы

Данный урок  разработан в режиме технологии  КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....

Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс

Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

План-конспект открытого урока английского языка по теме "Образование множественного числа существительного"

Тема урока: образование множественного числа существительныхТип урока: урок-обобщение с элементами ознакомления с новыми правилами  чтенияЦели урока:образовательные  - ознакомление с правила...

Открытый урок по русскому языку на тему : «Несклоняемые имена существительные»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему :"Несклоняемые имена существительные", целью которого является ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», показать их морфо...

Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"

Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"...

Открытый урок по теме: "н и нн в суффиксах прилагательных"

Материал содержит разработку конспекта открытого урока по русскому языку для 6 класса с презентацией...