Сочинение в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Афонина Наталья Валентиновна

 "Большой России малый уголок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshoy_rossii_malyy_ugolok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Большой России малый уголок…».

Урок развития речи в 8 классе.

 Интегрированный урок-консультация, включающий элементы экскурсии, исследования, интервью, презентации. Урок проходил с применение ИКТ, на всех этапах использовался показ презентаций, соответствующих этапу урока.

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся;

-учить использовать фактический материал (фото, газетные вырезки, материалы бесед и т.д.) в сочинении на публицистическую тему;

-расширять представления учащихся о формах сочинения;

-учить работать в группе для достижения оптимально высокого результата;

-заинтересовывать учащихся изучением истории родного края, воспитывать в них гордость за свой город и людей, создающих и развивающих его.

IОрганизационный момент.

Сегодня у нас урок развития речи. Накануне празднования тысячелетия единения мордовского народа с народами России объявлен конкурс сочинений, посвящённых нашему городу.

Как вы уже поняли, на сегодняшнем уроке нам предстоит подготовка к написанию сочинения о достопримечательностях нашего города. Тема и простая, и сложная одновременно. Простая,  потому что мы все жители этого города, многие родились в нем и знают его; сложная потому, что именно о привычном и становящемся обыденным порой труднее всего писать. В сочинениях такого рода важно не повторить сказанное уже другими и ощутить в полной мере собственную причастность ко всему, что окружает тебя, что достойно гордости. Думаю, что, наметив на сегодняшнем уроке возможные варианты подходов к заданной теме, вы определитесь, о чём захотите рассказать. Я просила вас подумать, а что значит наш город для каждого из вас? Ответы разные, но во многих мысль-это малая родина.

II.Работа с текстом на слайде: (Выразительно прочитать, вставить пропущенные буквы, объяснить выбор.)

Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…(В.Степаненко)

И все это – Родина. Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

. Перед вами стихотворение О. Фокиной.  Прочтём его выразительно.

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за чернозёмом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!

-какова, на ваш взгляд, основная мысль данного стихотворного отрывка?

- какие чувства старается донести до нас автор?

-согласны ли вы с точкой зрения автора стихотворения? почему?

2) Записываем число, тему сегодняшнего урока.(Слайд)

Большой России малый уголок.

Подготовка к сочинению о красоте и уникальности нашего города. Тема озвучена.

- Тема- это то, о чем должно быть написано сочинение города. Но какова должна быть идея? главная мысль? Задумайтесь, почему урок назван именно так? О чем же, кроме красот природного ландшафта, исторических архитектурных памятниках, может быть написана ваша работа?

(возможны ответы - о любви к родной природе,  о людях, жителях )

-Какой стиль речи будет более уместен? Более интересен для читателей?                              (публицистический)

-Почему вы так решили?

(именно черты публицистического стиля позволят не только описать красоту и уникальность нашего края, но и выразить свою любовь к нашему городу, восхищение её жителями)

-Какие черты публицистического стиля выступают на первый план? Представляются наиболее важными?

(яркость, убедительность, доказательность, интонация живого общения с читателем или слушателем) Таблица «Публицистический стиль»

То есть нам надо не просто описать наш город, но и доказать - ярко, убедительно-, что он своеобразен  и по-своему уникален. Так как работа будет как письменной, так и устной, нам нужно будет провести орфоэпическую разминку (Слайд 4,5)

III Реализация индивидуальных и групповых домашних заданий. Работа по теме.

Готовясь к этому уроку (а подготовку мы начали достаточно давно), мы разделились на группы, носящие условные названия: экскурсоводы, историки, журналисты. Каждая группа исследовала достопримечательности города со своих позиций и использовала при этом собственные методы. В итоге появились различные взгляды на то, каким может быть сочинение о городе.

И сейчас представители каждой из групп предложат свое видение темы. Задача тех, кто сидит на рабочем месте, слушать, делать записи по ходу выступлений, задавать вопросы.

1) Слово предоставляется группе экскурсоводов.

Сообщение ученика - экскурсовода.

   Любить можно только то, что близко и дорого, то, что хорошо знаешь. Мы подумали: чтобы ясно представить достоинства любимого тобой места, полезно было бы вообразить себя в несколько непривычной роли, например, в роли экскурсовода. Тогда сочинение о достопримечательностях Саранска будет написано в форме экскурсии, а его читатели превратятся в туристов- гостей нашего гостеприимного города.  представит вашему вниманию устный вариант такой экскурсии.

(Презентация №1 «Мой город»)

  Текст экскурсии:

Дорогие  друзья! Я рада приветствовать Вас в одном из старейших городов поволжья- Саранске.

Мы предлагаем совершить пешеходную экскурсию по нашему городу, по тем местам, которые мне близки и дороги. А начнем мы её от Иоано- Богословской церкви, что находится на улице Демократической. Это одно из старейших сооружений нашего города.  

Иоано- Богословская церковь - памятник архитектуры XVII века - первоначально была деревянной, а в 1693 году построено каменное здание.

Здание церкви со времени строительства несколько раз подвергалась переделкам, но в общем виде оно до наших дней сохранило свою самобытность. Интересно так называемое летнее помещение церкви с пятью куполами. Выразительны архитектурные детали наличников, обрамляющих окна, и верхний подкарнизный фриз, выполненный в древнерусском стиле и заимствованный из архитектуры церквей Подмосковья и Псковщины. Все эти работы - образец искусства каменных дел мастеров.

Далее наша дорога идёт к центру города, к Кафедральному собору , носящему имя Ф.Ушакова. А перед ним- необычная скульптурная группа. Памятник посвящен семье, его автор скульптор Николай Филатов. Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества

И вот он-Храм! Уникальное сооружение- был построен в 2006 году. Посмотришь на него- и дух захватывает! Золотые купола утопают в небесной сини, бело-голубое строение видно с любой точки города. Храм вмещает около трех тысяч человек, его высота  73 метра, он является одним из самых высоких в Поволжье. По внешнему виду и архитектуре очень напоминает Храм Христа Спасителя в Москве. Храм находится на месте ,где когда-то была гостиница «Центральная», недалеко- кинотеатр «Октябрь». Сейчас на этом месте находится часовня .Минуем её и мы оказываемся на Площади Победы.

   На ней  находится музей «Боевой славы» и воздвигнут памятник воинам Мордовии, павшим в Великой Отечественной войне.

   Монумент открыт 9 мая 1970 года.

   Мать-Мордовия вручает меч сыну-солдату. Горит вечный огонь. У памятника всегда цветы. Это место славы и скорби, слёз радости и боли.

«Бронзовый солдат стоит в Саранске»-так назвал стихотворение мордовский поэт Иван Калинкин.

 Бронзовый солдат стоит

                               в Саранске.

У него такой открытый вид,

Будто по-эрзянски

                        иль мокшански

С матерью родною говорит.

Здесь вздыхают матери

                                       седые.

Здесь без шума и без суеты

В свадебных нарядах

                                  молодые

К бронзовым ногам

                           кладут цветы.

И вот мы на Советской площади, где сегодня находится горсовет, Дом Республики, отсюда, словно ручейки, растекаются реки- улицы, вливаясь в поток бурлящей жизни города. Площадь за много лет тоже меняла свой вид. У нас есть возможность увидеть, какие произошли изменения.    Завершим мы нашу экскурсию в парке культуры и отдыха им. А.С.Пушкина, куда попадём, спустившись по фонтанному спуску.   Современная территория парка им. Пушкина размещена на бывшей Успенской площади.

   Успенская площадь называлась по Успенской церкви, построенной в первой половине XVIII века. Площадь именовалась еще Нижней Базарной, поскольку здесь проводились базары, находились торговые лавки, ряды, дома, бани.

   По данным 1864 года, озелененное место на Успенской площади называлось городским бульваром, садом.

   История создания сада неизвестна, но существовал он еще в первой четверти XIX века. В 1899 году в честь 100-летия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина по ходатайству саранской интеллигенции городскому саду на Успенской пл. присвоили имя  Пушкина.

   В саду происходили важные общественные мероприятия. В нем ежегодно собиралась школьная молодежь, чтобы отметить окончание учебного года. Это называлось тогда годичным актом, который проводился в конце мая. В день годичного акта для учащихся саранских городских приходских начальных и церковных приходских школ и училищ совершался в Соборном храме благодарственный молебен. В саду собирались горожане, перед ними выступал хор учащихся, читались стихотворения русских поэтов. Отличникам учебы вручались награды. В театре детям показывался спектакль.

Прошло много лет, и сегодня  парк – лучшее место города! Утопающий в зелени, расцвеченный иллюминацией, он притягивает к себе горожан. Летом - аттракционы, концертные площадки, зимой - каток, народные гулянья. Здесь и стар, и мал найдёт себе отдых и развлечения. А какой открывается вид на парк со смотровой площадки! Надеюсь, что наша прогулка была интересной и познавательной, а впечатления яркими и незабываемые.

Слово учителя (обобщение по выступлениям учащихся) Доказали ли нам наши экскурсоводы, что форма сочинения-экскурсии имеет право на существование? Есть ли у вас вопросы?

Запись на доске и в тетрадях учащихся (проецируется на экран).

Сочинение- экскурсия (выбор достопримечательностей по вкусу)

Словарно-орфографическая работа.

 Достопримечательности, Иоано-Богословская церковь, памятник архитектуры, самобытность, скульптурная группа, реки- улицы, фонтанный спуск, современный ритм,

2)А теперь слово предоставляется группе историков

Ваш жанр - исторический очерк.

Очерк - небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни или основываясь на реальном историческом материале.(слайд)

История- наука, привыкшая иметь дело со свидетельствами, документальными источниками. Поэтому мы предлагаем вариант написания сочинения о достопримечательностях г. Саранска с опорой на достоверные источники. Со своим исследованием выступят…

      Города - как люди. Обладают собственным лицом, биографией.  И наш город – не исключение. Я люблю свой город… Его шумные улицы и тихие скверы, гирлянды неоновых огней, озаряющие его в праздники, и скромный шум деревьев, в котором всё родное и близкое. Откуда, с какого места берёт он своё начало?(слайд) На фонтанном спуске(в центре города) есть памятник, указывающий на место и дату основания города.На нём мы читаем: Саранск возник в 1641 году как основная сторожевая крепость на юго-восточной черте Московского государства.

Как выглядела эта крепость, как жили в ней люди(Первыми поселенцами Саранской крепости были казаки и стрельцы, которые несли здесь сторожевую службу.) можно только представить.

Если внимательно посмотреть на карту Мордовии, то невольно обратишь внимание на то, что она пестрит названиями с одинаковой основой — сар: Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, , Большая Сарка, Малая Сарка и т. д. Это слово встречается и на картах соседних с Мордовией областей.

Слово сара в финском, карельском, эстонском и в других финно-угорских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения болотистых, засоченных мест.

Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. Дальше, за линией нынешней железной дороги, начиналась другая сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар (ине — большое). Река Инсар создавала широкую заболоченную пойму.

Первоначально город назывался Саранеск.

За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий. В 1670 году Саранская крепость была осаждена и взята отрядами Степана Разина, В 1774 году в город вошел со своим войском Е. И. Пугачев, встреченный с большими почестями.(слайд)

С 1801 года Саранск причислен к Пензенской губернии.(слайд)Вот что писали в книге»Пензенская губерния» в 1895 году: Уездный город…от  Москвы 684 вёрст, от губернского города 131 верста. Жителей 14 тысяч, церквей 12. мужской монастырь, четырёхклассное училище и три начальные школы. Больниц одна.

В архивах сохранились фотографии Саранска 19 века. Сейчас на этих снимках трудно узнать, где сейчас находится это место, известна лишь улица Московская (близ нынешнего парка) и ул.Советская, где находится кафедральный собор.

А вот каким наш город увидел останавливавшийся в нём  Л.Толстой: «Несколько дней назад город выгорел; почтовый двор, храмы- всё погорело» В XIX веке опустошительные пожары (1817, 1825 и 1869 гг.) уничтожили почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался заново. Второе рождение суждено было пережить только после Октябрьской революции. В 1934 году в  Саранск становится столичным городом. К тому периоду, запечатлённому на редких фотографиях, отношение разное: моя бабушка вспоминает  с лёгкой ностальгией , а я – с  интересом  и уважением открываю для себя старый Саранск.

 Первые асфальтированные дороги, тротуары, первые автобусы, первые трех- и четырехэтажные жилые дома, гостиница ,центральный почтамт, новое здание центральной библиотеки. (слайд)открытие  первого высшего учебного заведения – Мордовского пединститута. В трудах  и заботах город рос, молодел, преображался.

 Сегодня мой город- современный и красивый, радушный и гостеприимный. Но «сегодня» не бывает без «вчера», будущего нет без прошлого. История  большой страны начинается с судеб маленьких городов, составляющих единое понятие Россия.

Слово учителя (обобщение по выступлениям учащихся):

 Давайте запишем итог работы наших историков.

Словарная работа: Сторожевая крепость, следы времени, опустошительные пожары, запечатлены на   фотографиях начала прошлого века, Успенская, Базарная, Покровская улицы, сохранять память, город - созидатель, труженик.

Исторический очерк - жанр сложный. В работе нужно соединить прошлое и будущее Саранска.

 Следующее слово хочу предоставить нашим журналистам.

Репортаж-жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

 Репортаж с юбилейных событий в честь тысячелетия празднования.

СОР Юбилейные празднования, приглашённые гости, новые объекты, архитектурные ансамбли, удобство и комфорт, смелое решение, новый облик города.

IV. РАБОТА НАД ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ.

1.  Обращение к слушателям, читателям, зрителям.

2.  Цель вашего выступления? (Познакомить с достопримечательностями, историей города, интересным событием, личностью)

3.  Что вы думаете о своём городе?

4.  Ваши пожелания.

 

IV. Заключительное слово учителя.

Мы прослушали сообщения, подготовленные вами.  Как вы думаете, возможно ли было подготовить больше материала?

 (да, конечно)

Возможно ли было расширить предмет поиска? (да)

Итак, подведем итоги. Сочинение – экскурсия или исторический очерк, описание многих достопримечательностей или одного памятника, исследовательская работа или стихи и репортажи- все в ваших руках. Важно, чтобы тема стала вам близка; форма сочинения, выбранная вами, нравилась вам; а главное, чтобы вы знали, что вам есть о чем поведать читателям вашей работы, что вы можете рассказать людям то, о чем они не знали.

Домашнее задание- сочинение «Мы любим свой город родной…»

   

 

 

 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Урок развития речи в 8 классе

«Большой России малый уголок»

(интегрированный урок: русский язык, литература, история)

        Провела Афонина Н.В.

2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок. Обучающее сочинение 9 класс

Сочинение по литературе. Фонвизин. Обучающее сочинение. Краткий план-конспект урока....

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

темы сочинений 9 класс

Темы сочинений по Цыбулько...

Подготовка к написанию сочинения 11 класс

Подготовка к написанию сочинения (урок - обобщение), 11 класс Цель урока - закрепить полученные учащимися знания, проанализировать  текст, высказать свою точку зрения.Учащимся  с помощь...

Пишем сочинение. 11 класс

Можно использовать как основу для написания сочинения. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЗДЕСЬ ДАНЫ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ, выбери для себя нужный...

Урок-сочинение 10 класс

Русский   язык10 классУрок-практикумТема: Написание сочинения по прочитанному тексту.Цели:1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую по...

разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.

Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...