Программа с одарёнными детьми.
проект по русскому языку (9 класс) по теме

Митрофанова Лидия Петровна

  Данная программа внеурочной деятельности  представляет собой систему мероприятий по формированию и развитию творческих способностей учащихся 9 класса по русскому языку по направлениям: подготовка обучающихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку; исследовательская деятельность учащихся; участие обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах. Каждое направление содержит планирование, где предлагаются различные формы работы с одарёнными детьми по русскому языку.

Программа адресована учителям-словесникам.  Данная программа внеурочной деятельности  представляет собой систему мероприятий по формированию и развитию творческих способностей учащихся 9 класса по русскому языку по направлениям: подготовка обучающихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку; исследовательская деятельность учащихся; участие обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах. Каждое направление содержит планирование, где предлагаются различные формы работы с одарёнными детьми по русскому языку.

Программа адресована учителям-словесникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-knizhechka.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная  школа   «Образовательный   центр» с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области

Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку

Автор: Митрофанова Л.П.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ  СОО  с. Алексеевка

Алексеевка 2012

        Данная программа внеурочной деятельности  представляет собой систему мероприятий по формированию и развитию творческих способностей учащихся 9 класса по русскому языку по направлениям: подготовка обучающихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку; исследовательская деятельность учащихся; участие обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах. Каждое направление содержит планирование, где предлагаются различные формы работы с одарёнными детьми по русскому языку.

Программа адресована учителям-словесникам.

        Актуальность: Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентного  подхода,  введения новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации. 
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.

Стремление учителя повысить успеваемость всех учащихся приводит к тому, что часто талантливые и способные дети остаются без внимания; Они теряют интерес к получению знаний. Важно выявлять таких детей и дать им возможность развивать свои способности .Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях  показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

        Объект изменений: процесс формирования творческих способностей школьников.

        Предмет изменений: педагогические условия, способствующие  формированиютворческих способностей учащихся 9 класса во внеурочной деятельности.

        Цель: создание системы мероприятий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей во внеурочной деятельности по русскому языку.

        Задачи:

- отобрать диагностический материал по выявлению одарённых детей;

- разработать программу внеурочной деятельности по формированию и развитию творческих способностей учащихся 9 класса по русскому языку;

- проанализировать систему мероприятийпо формированию и развитию творческих способностей учащихся 9 класса по русскому языку

2

        Теоретическое обоснование

        Вопрос об одарённости является одним из наиболее интересных, загадочных и противоречивых в педагогике и психологии. Проблемой одарённых детей продуктивно занимались следующие отечественные психологи: Н.С.Лейтес, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.М.Матюшкин,Л.В.Матвеева, В.А.Петровский и другие.

По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способность к достижению нестандартных решений и прогнозированию, способность познавать, предвосхищать.

Одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. 

Важной особенностью одарённых детей является ихпознавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, выделяются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний.

3

        Одарённых и способных детей надо привлекать к участию в олимпиадах разного уровня, конкурсах, викторинах, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления, развития  познавательных компетенций школьников. Они должны научиться добывать первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно добывать знания, используя литературу и рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения.

 Этапы реализации программы:

Этапы

Сроки

Содержание работы

Организационный

Сентябрь

Изучение литературы по теме проекта; программное обоснование работы с одаренными детьми;  отбор диагностики для исследования параметров одарённости;

сбор информации, диагностика детей со скрытой одарённостью;

 повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через   самообразование.

Практический

октябрь– март

Обработка результатов диагностики;реализация  индивидуальной программы педагога по работе  с одаренными детьми; расширение  форм работы с одарёнными детьми;

создание банка  нестандартных заданий по русскому языку для подготовки к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам;

разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам;

организация участия обучающихся в школьных, районных, окружных, областных олимпиадах; интеллектуальных конкурсах.

Обобщающий

апрель  –   май

Соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями; распространение опыта работы  педагога; проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) подготовка обучающихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) участие обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком –индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Необходимо:

5

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку  разных уровней.  Можно пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

1.Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. – М.: Экзамен, 2013.

2.Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. – М.:Айрис-пресс, 2007.

3.Кривопалова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение, 2013.

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

6

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии;
  • лексики ( типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

 Тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

7

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

 В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

8

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

 раздела, тема

Практическая

часть

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Исследовательские     умения.

1.Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.

2.Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.

3.Исследовательские    умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Работа с литературными источниками.

1.Работа с каталогом.

2.Работа со справочной литературой.

3.Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.

4.Интернет как источник информации.

5.Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.

Этапы выполнения научно-исследовательской работы.

1.Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

2.Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы

3.Изучение научной литературы по теме исследования.

4.Выполнение    практической    части исследовательской работы.

5.Анализ результатов. Выводы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

1.Правила оформления исследовательской работы.

2.Оформление титульного листа и «Содержания»

3.Разделы «Введение» и «Заключение».

4.Оформление списка литературы.

5.Оформление ссылок.

6.Оформление  приложения.

Оформление «Содержания».

Написание разделов, оформление списка литературы.

Научный доклад – итог исследовательской  работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка, а также за рамками школьной программы по предметам.

Календарно-тематический план работы

Сроки

Вид деятельности

сентябрь

Игры- конкурсы по русскому языку

октябрь

Школьные олимпиады по русскому языку

октябрь

Школьный интеллектуальный марафон знаний

ноябрь

Районные олимпиады по русскому языку

ноябрь

Интеллектуальный конкурс «Русский медвежонок»

декабрь

Конкурс «Проба пера»

январь

Научно-практическая конференция по русскому языку

январь

Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

февраль

Окружная научно-практическая конференция

февраль

Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

март

Творческие  конкурсы

апрель

Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

Ожидаемые результаты

- положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и  интеллектуальных конкурсах;

 - рост численности обучающихся и принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах;

 - удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

12

Список используемых ресурсов и литературы

1.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

2.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.

3.Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости. // Вопросы психологии. – 1980 - №6.

4.Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность в профильной школе. – СПб.: КАРО,2005.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

индивидуальная программа с одарёнными детьми

индивидуальная программа с одарёнными детьми...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Программа с одарёнными детьми "Малая Академия Наук"

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и ...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...