Новые подходы в обучении и образовании
творческая работа учащихся по русскому языку (6 класс) по теме

Данный  материал  поможет  педагогам,  начинающим  свою  педагогическую  деятельность,  сориентироваться  в   современных  подходах  к  обучению  и образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_podkhody_v_obuchenii_i_prepodavanii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые   подходы   в обучении и преподавании.

Меняются  времена,  меняются  условия  социальной  и экономической  жизни  в нашей  стране. Иные и требования  и к членам  изменившегося  общества. Настало время  для  самореализации, самосовершенствования,  «самости»  личности. Изменения  в  обществе  вызвали  изменения  и  в системе  образования,  основной  целью   которой  на  современном  этапе  становится  не  передача  знаний  и умений,  а творческое  развитие  обучающихся,  их  способности  к  самообразованию   и  саморазвитию  в  течение    всей  жизни.

      Сегодняшние  требования  к образованию  диктуют  необходимость  поиска  таких  способов  организации   образования,  которые  гарантировали  бы  право  детей  на  выбор  индивидуальных    образовательных  траекторий,  формирование    у них   необходимых   в  жизни способов  и технологий  деятельности, преодоления   отчужденности  ученика  от  школьного  образования.  То есть   главная   задача  учителя  сегодня -  научить   детей  учиться, и, как  следствие, - быть  независимыми,  самомотивированными,  увлеченными, уверенными, ответственными  личностями  с  развитым  критическим  мышлением,  проявляющими   компетентность  в  цифровых    технологиях. Исправить   нынешнюю  ситуацию  в школе,  добиться  результатов,   позволяет  внедрение  семи  модулей  Программы  курсов  повышения  квалификации  педагогических  работников  Республики  Казахстан. Курсы  заставили  по-новому  взглянуть  на  свою  педагогическую  деятельность  и придти к  выводу,  что  ключевые  идеи  7  модулей - действенный    инструмент  в  решении  многих  проблем,  назревших   сегодня  в  школе.

       До  курсов  у  меня,  как  у педагога,  было  понимание   того,  что  необходимо  отходить  от  традиционных   методов  преподавания,  применять    современные   методы  обучения.   Принимались  попытки  внедрять  новые  технологии,  но  так  как  знания  о  новых  подходах  в  преподавании  были  поверхностными,  не  всегда   удавалось  довести  идеи   до  конца,  достичь  результативности.  Менялись  формы  и методы,  типы  и приемы,  но  результат  не  приносил  удовлетворения. Глубже    познакомившись    на  уровневых   курсах   с новыми  подходами   в  преподавании  и обучении,  я пришла  к выводу  и  осознала  то,  что  необходимо    формировать  у  учеников  навык  обучения  тому,  как  обучаться.   В  отличие от  традиционных   методик,  где учитель  дает и требует   определенные   знания,   при  использовании  новых   подходов    в обучении  учащиеся   сами  открывают   путь  к  познанию.  Ученик  становится   главной   действующей  фигурой.  Учитель   в   данной   ситуации -  активный  помощник.

      В    статусе  новых  подходов  в  образовании  позиционируются   «Обучение  через  диалог»   и  «Обучение    тому,  как  учиться». Первый   подход  предполагает,  что  диалог   между   учениками,  между  учителем  и учеником  способствует  самостоятельному  формированию и развитию  собственного   мышления. Второй  рассматривает  вопросы,  касающиеся  понимания  и осознания  учащимися   ответственности  за  собственное  обучение,  поскольку  это  главный   критерий  дальнейшего  самостоятельного  обучения.

     В  своей  практике  я  убедилась  в том,  что    диалог, действительно,  занимает  центральное  место  на  уроке  и  способствует   обучению  детей  и их  когнитивному развитию. На  всех  уроках   я  старалась  продумать  и применить  формы  и методы  работы,  способствующие  развитию  диалогической  речи  и коммуникативных  способностей.  Использование  активных   методов  обучения  способствовал  организации  и развитию  диалогового   общения,  которое  приводило  к  взаимопониманию, взаимодействию, к  совместному  решению  общих,  но  значимых  для  каждого   участника   задач. Диалоговое  обучение  исключает  доминирование  как одного  выступающего,  так  и одного  мнения  над  другим. В ходе  диалогового  обучения   учащиеся  учатся  критически  мыслить, решать  сложные  проблемы  на  основе  анализа  обстоятельств  и  соответствующей  информации,  взвешивать  альтернативные   мнения,  принимать  продуманные  решения,  участвовать   в дискуссиях, общаться  с другими  людьми. Для  этого  организуются  индивидуальная,  парная  и групповая  работа,  применяются  исследовательские   приемы,  ролевые  игры,  идет  работа с  документами  и различными  источниками  информации,  используются   творческие   работы. В  серии  своих  последовательных   уроков  по  изучению   местоимений  я  заметила,  что  использования  групповой  работы   способствовало  тому,  что  практически  все  учащиеся    оказывались  вовлеченными  в  учебный  процесс,  они  имели  возможность  понимать и проводить  рефлексию  своего  обучения  по  поводу  того,  что  они  знают  и как  думают. Совместная  учебная  деятельность  обучающихся  способствовала  эффективному  усвоению  учебного  материала,  каждый   ученик   вносил   свой  особый  индивидуальный  вклад,  обменивался  знаниями,  идеями. Причем  происходило  это  в  атмосфере    сотрудничества   и взаимной  поддержки. Данный  вид  работы  способствует    развитию  лидерских    способностей  сильных  учащихся,  которые   в  свою  очередь,  оказывают    поддержку  слабым  учащимся,  находящимся  в  зоне  своего  ближайшего  развития.  Ребятам   понравилась  работа  в  группах,  состав  которых  меняется  на  каждом  этапе  урока. Стремление  к   самостоятельности  в  умственной   деятельности  на  уроках   серии   также  поддерживается  мной:  это  и  написание   синквейна,  и эссе,  работа  с шарадами,  тестами,  немыми  таблицами.

     Зная  о  пристрастиях   подростков    к  игре,  носящей  состязательный   характер,  использую  на  уроках  игровые  элементы. Так   на  одном  уроке   провела  блиц - турнир «Ты  мне -  я  тебе»,  который   помог  выявить  уровень  понимания  учащимися  теоретических   сведений   о  местоимении,  разрядах   местоимений,  а  также  их синтаксической    роли. На    втором  уроке  по  изучению  личных   местоимений  учащиеся  в  форме  игры «Не  перепутай  кармашки»   распределяли  местоимения  по  лицам.  На  третьем  уроке  в форме  игры «Кто  быстрее?»  индивидуально  разгадывали  кроссворд   по  теме «Местоимение»,  подготовленный   сильным  учеником. На  последнем   уроке  по  изучению  притяжательных   местоимений  проводились  игры «Заказ»  на  этапе  закрепления  знаний, «Снежный  ком»   на  этапе  подведения   итогов  урока. Введение  игровых   элементов  на  уроке   позволяет  заинтересовать  подростков,  повысить  мотивацию. Использовался и компьютер:  работа на  тренажере.

     Имея   знания  в  области   эмоционально-  волевой  сферы  подростков,  на  уроках  создаю  атмосферу  комфорта  путем  проведения  тренингов «Друзья», «Солнышко», «Такси», «Молекулы   и  атомы», «Тарелочки  и желе». Выявляю  тех,  кто  отличается   повышенной  раздражительностью,  болезненно   реагирует на  замечания,  не  умеет  поддерживать  благожелательных  контактов  с  товарищами.  Не  менее  существенным    является  знание  типологии  характера  каждого  ученика,  которое  поможет  учитывать  ее  при  организации  работы  в  парах  и группах,  распределении  поручений   и преодолении  отрицательных  черт  и качеств. Также  на  всех  уроках я  использую «во  благо»  стремление  подростков  поспорить, доказать:  на    первом    уроке  на  этапе  актуализации  знаний  я провела    «Мозговой  штурм»,  целью  которого   было  выявление  особенности  использования   местоимений  в речи,  цели  их  использования;  на  этапе  подведения   итога  урока  предложила    задание  «Докажите  мне,  что это  местоимение…» , на  втором    и четвертом  уроках     на  этапах  осмысления  и закрепления  знаний  использовала   данное  пристрастие  подростков  при  защите    постеров,  составлении  и ответах   на   «тонкие  и  толстые » вопросы.  Путем  включения   подростков  в  самоуправление    при  работе в парах,  группах  в  активную   деятельность  на  всех  четырех  уроках   развиваю  в  подростках  «социальную  взрослость»,  поддерживаю     стремление    приобщаться  к  разным   сторонам  жизни  взрослых.

      Использование  диалогового    обучения  помогает  развивать    коммуникативные   умения  и навыки,  помогает  установлению  контактов  между  обучающимися:  решает  информационную  задачу,  потому  что  обеспечивает  обучающихся  необходимой  им  информацией,  без  которой  нельзя  реализовать  совместную  плодотворную  деятельность;  развивает  общие  умения  и навыки (анализ,  синтез,  постановка  целей  и др.),  то  есть  обеспечивает  решение  обучающих  задач, развивает  критическое  мышление.

Внедрение  новых  подходов  к  обучению   повышает  результативность  обучения.  У  учащихся  развивается  саморегуляция,  мотивация  к  обучению. Они  стали  больше  работать  на  уроке,  а  моя  роль, как  учителя,  стала  направляющей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы г. Москвы на 2012—2016 гг. «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование») в ЮВАО. 100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения.

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы»(«Столи...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Оценка уровня образования на ступени начального и основного общего образования для обеспечения усвоения государственных образовательных стандартов. Мониторинг метапредметных и личностных результатов обучения

В соответствии с требованиями ФГОС в школе должна быть разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся. Требования к результатам освоения основных...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...