Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
материал по составлению технологической карты урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhema_tku.docx | 35.88 КБ |
sr4_balobanova.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Балобанова Светлана Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема | «Род имен существительных» |
Цели | Образовательные: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: сформированность учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности - Регулятивные УУД: планирование, волевая саморегуляция - Коммуникативные УУД: желание вступить в работу, умение организовать общение - Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, формирование понятия, построение письменного и устного высказывания |
Планируемый результат | Предметные: Знать: что такое существительное, понятие «род существительных» Уметь: определять род существительных, выделять существительные нужного рода Личностные: сформированность учебной мотивации Метапредметные: способность правильно излагать свои мысли, владеть приемами отбора, применять полученные знания |
Основные понятия | «существительное», «род существительного» |
Межпредметные связи | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Русский язык М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М., Просвещение, 2012. Проектор, компьютер |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учащиеся готовы к началу работы, включаются в деловой ритм урока. | Организует Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Уточняет тематические рамки. | - Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради. - Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | ||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Воспроизведение того материала, что учащиеся знали ранее | Записывают слова, вставляют буквы, называют правило, на которое опирались, объясняют свой выбор Один учащийся у доски вставляет буквы в слова Учащиеся называют словарное слово, определяют род Учащиеся формулируют тему урока Записывают тему в тетрадях. | Формулирует задание, подводит учащихся к выводу Организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагает задание Подводит к теме урока Учитель озвучивает тему и цель урока. | Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны выполнить первое задание: вставить пропущенные буквы: ( спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленные буквы) - Составим слово. - Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово… (остров) - Это слово словарное и его надо запомнить. - Давайте его запишем. - Что обозначает слово «остров»? ( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой) (на доске выставляется рисунок острова) - подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова на доске). - Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов. | (Познавательные УУД). Работа с информацией, анализ (Коммуникативные УУД). Желание вступить в работу (Регулятивные УУД). прогнозирование | |
III. Изучение нового (10 мин) Цели: Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал | Формулируют правило, как определять род существительных Выполняют упражнение в тетрадях и у доски Работают с карточками, по очереди комментируют свой выбор Развивают речь | Задает вопрос Формулирует задание, контролирует выполнение работы Предлагает задание, организует проверку выполнения задания: Предлагает задание: | - Давайте определим род родственных слов (существительных). - Как вы думаете, как называется остров, на который мы поплывем? (Род имен существительных) - Запишите тему в тетрадь. - Все существительные на острове разделены на три группы: три рода: КАКИЕ ЭТО ГРУППЫ? (м.р., ж.р., ср.р.) - Как определить род? Какие слова - помощники применяем, определяя род? Чтобы попасть на остров, надо научиться определять род имен существительных. - выполним упр.500 (у доски) стр.202. (Укажите род сущ.) - пишем внимательно и аккуратно. | (Регулятивные УУД). Целеполагание, планирование (Познавательные УУД) работа с информацией, создание алгоритма, построение высказывания . (Коммуникативные УУД). Планирование учебного сотрудничества | |
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал | Сравнивают ответы, исправляют ошибки, отвечают на вопросы учителя работают с карточками, находят в тексте предметы, определяют род, делят на группы, читают слова, соотносят в нужную группу по родам | Организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения. | Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем. - Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи». (раздаю карточки) - Задание: выпишите лишние слова из групп. НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО) СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД) КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ) - Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д. - Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.). Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем). - Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем. - Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи». (раздаю карточки) - Задание: выпишите лишние слова из групп. НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО) СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД) КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ) - Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д. - Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.). Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем). - Мы подплываем к острову. К.И.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строки из него. А вы скажите, как оно называется? А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». И заплакали блюдца «Не лучше ль вернуться?» И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» Но блюдо сказало: «Гляди, Кто это там позади?» И видят: за ними из темного бора Идет – ковыляет Федора. - Название «Федорино горе». - Помогите Федоре навести порядок в доме. (ВЕШАЮ ДОМИК) Разложите вещи по родам (карточки). - В тетради три колонки: м.р., ж.р., ср.р. Выпишите в нужную колонку в И.п. в ед.ч. (слова: посуда ж.р., чайник м.р., утюг м.р., блюдце ср.р., корыто ср.р., блюдо ср.р.) - Прочитайте, как вы разложили вещи Черепаха приготовила нам задание. - Прочитайте слова на полосках - Определите род существительных и запишите их в три столбика М. Р. Ж. Р. СР. Р. /Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/. - Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше. Физкультминутка | (Познавательные УУД). Работа с информацией, сравнение, создание способов решения проблемы (Коммуникативные УУД). Желание вступить в работу, умение организовать общение (Регулятивные УУД) контроль, коррекция, оценка | |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение .определять род, находить существительные | Выполняют самостоятельно упражнение, проговаривают по цепочке | Предлагает задание Организует самостоятельную работу по учебнику, контролирует ответы | А теперь посмотрим, научились ли вы определять род. Самостоятельно выполните упражнение 501, 502 (по времени). (укажите род сущ., согласуйте глаголы с сущ.) (вставьте словосочетание, определите род) | (Познавательные УУД) построение логических цепочек, анализ, работа с информацией (Личностные УУД). Адекватное реагирование на трудности, осознанное учение (Регулятивные УУД). Прогнозирование, волевая саморегуляция | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: Обеспечение понимания выполнения домашнего задания | Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Выставляют полученные отметки в дневник. | Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит итог урока Организует самооценку учебной деятельности. Объявляет отметки, полученные на уроке | - Наше путешествие подошло к концу. - Подведем итог урока. - Как называется остров, по которому мы путешествовали? - Чему учились на уроке? - Какие слова помогали определять род существительных? - Отметки. - отложите в сторону свои тетради и приготовьтесь записать д.з. - пар.94, упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прош.вр.). | (Коммуникативные УУД). Умение организовать общение (Регулятивные УУД). оценка (Личностные УУД). Действие нравственно-этического оценивания | |
|
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) | Балобанова Светлана Владимировна | |
Место работы | МБОУ «Кокинская ООШ» | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | «Род имен существительных» (№ 8) | |
Предметная программа и её автор | Русский язык М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. | |
Цели урока | Развивающие: развитие умений находить общее, отличное; развитие способности к обобщению. Образовательные: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода. Воспитательные: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. | |
Тип урока | Урок совершенствования и углубления знаний | |
Необходимое оборудование |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР, гиперссылка | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учащиеся готовы к началу работы, включаются в деловой ритм урока. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | 1 мин | |
2 | Актуализация опорных знаний | Воспроизведение того материала, что учащиеся знали ранее | Записывают слова, вставляют буквы, называют правило, на которое опирались, объясняют свой выбор | Формулирует задание, подводит учащихся к выводу | 5 мин | |
Один учащийся у доски вставляет буквы в слова | Организует оценочные высказывания учащихся | |||||
Сравнивают ответы, исправляют ошибки, отвечают на вопросы учителя | Организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения. | |||||
Учащиеся называют словарное слово, определяют род Учащиеся формулируют тему урока Записывают тему в тетрадях. | Предлагает задание - соедините первые буквы слов, в корень которых вставили Е, получите словарное слово Подводит к теме урока Учитель озвучивает тему и цель урока. | |||||
3 | Практическое применение по образцу | Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал | Формулируют правило, как определять род существительных Выполняют упражнение в тетрадях и у доски Работают с карточками, по очереди комментируют свой выбор Развивают речь | Задает вопрос - Какие слова применяем, определяя род? Формулирует задание, контролирует выполнение работы Предлагает задание, организует проверку выполнения задания: - Какие слова выписали из первой группы, почему? Предлагает задание: - Составьте словосочетания с выписанными словами | 15 мин | |
4 | Вариативное применение | Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал | Отвечают на вопросы учителя, работают с карточками, находят в тексте предметы, определяют род, делят на группы, читают слова, соотносят в нужную группу по родам Выполняют самостоятельно упражнение, проговаривают по цепочке | Организует поисковую работу учащихся - Найдите вещи, распределите по родам - Прочитайте слова, соотнесите по родам Организует самостоятельную работу по учебнику, контролирует ответы | 16 мин | |
5 | Подача домашнего задания | Обеспечение понимания выполнения домашнего задания | Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники. | Дает комментарий к домашнему заданию | 3 мин | |
6 | Итог урока | Повторить правило как определять род, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Выставляют полученные отметки в дневник. | Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит итог урока Организует самооценку учебной деятельности. Объявляет отметки, полученные на уроке. | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...