Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

материал по составлению технологической карты урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_tku.docx35.88 КБ
Файл sr4_balobanova.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Балобанова Светлана Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Род имен существительных»

Цели

Образовательные:

 совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:   сформированность учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности

-  Регулятивные УУД: планирование, волевая саморегуляция

- Коммуникативные УУД: желание вступить в работу, умение организовать общение

- Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, формирование понятия, построение письменного и устного высказывания

Планируемый результат

Предметные:

Знать: что такое существительное,  понятие «род существительных»

Уметь: определять род существительных, выделять существительные нужного рода

Личностные:  сформированность учебной мотивации

Метапредметные: способность правильно излагать свои мысли, владеть приемами отбора, применять полученные знания

Основные понятия

«существительное», «род существительного»

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Русский язык М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М., Просвещение, 2012.

Проектор, компьютер

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Учащиеся готовы к началу работы,  включаются в деловой ритм урока.

Организует

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Уточняет тематические рамки.

- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради.

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: Воспроизведение того материала, что учащиеся знали ранее

Записывают слова, вставляют буквы,

называют правило, на которое опирались, объясняют свой выбор

Один учащийся у доски вставляет буквы в слова

Учащиеся называют словарное слово, определяют род

Учащиеся формулируют тему урока

Записывают тему в тетрадях.

Формулирует задание, подводит учащихся к выводу

Организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения.

Предлагает задание

Подводит к теме урока

Учитель озвучивает тему и цель урока.

Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны выполнить первое задание: вставить пропущенные буквы: ( спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленные буквы)

- Составим слово.

- Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово…

(остров)

- Это слово словарное и его надо запомнить.

- Давайте его запишем.

- Что обозначает слово «остров»?

( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой)

(на доске выставляется рисунок острова)

- подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова  на доске).

- Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов.

 (Познавательные УУД). Работа с информацией, анализ

 (Коммуникативные УУД). Желание вступить в работу

(Регулятивные УУД). прогнозирование

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал

Формулируют правило, как определять род существительных

Выполняют упражнение в тетрадях и у доски

Работают с карточками, по очереди комментируют свой выбор

Развивают речь

Задает вопрос

Формулирует задание,

контролирует выполнение работы

Предлагает задание, организует проверку выполнения задания:

Предлагает задание:

- Давайте определим род родственных слов (существительных).

- Как вы думаете, как  называется остров, на который мы поплывем?

(Род имен существительных)

- Запишите тему в тетрадь.

- Все существительные на острове разделены на три группы: три рода:

КАКИЕ ЭТО ГРУППЫ?  (м.р., ж.р., ср.р.)

- Как определить род? Какие слова -  помощники применяем, определяя род?

Чтобы попасть на остров, надо научиться определять род имен существительных.

- выполним упр.500 (у доски) стр.202. (Укажите род сущ.)

- пишем внимательно и аккуратно.

 (Регулятивные УУД). Целеполагание, планирование

 (Познавательные УУД) работа с информацией, создание алгоритма, построение высказывания

.

 (Коммуникативные УУД). Планирование учебного сотрудничества

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель: Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал

Сравнивают ответы, исправляют ошибки, отвечают на вопросы учителя

работают с карточками, находят в тексте предметы, определяют род, делят на группы,

читают слова, соотносят в нужную группу по родам

Организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения.

Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем.

- Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи».

(раздаю карточки)   

- Задание: выпишите лишние слова из групп.

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО)

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД)

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ)

- Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д.

- Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.).

Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем).

- Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем.

- Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи».

(раздаю карточки)   

- Задание: выпишите лишние слова из групп.

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО)

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД)

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ)

- Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д.

- Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.).

Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем).

- Мы подплываем к острову. К.И.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строки из него. А вы скажите, как оно называется?

А посуда вперед и вперед

 По полям, по болотам идет.

 И чайник шепнул утюгу:

 «Я дальше идти не могу».

 И заплакали блюдца

 «Не лучше ль вернуться?»

 И зарыдало корыто:

 «Увы, я разбито, разбито!»

 Но блюдо сказало: «Гляди,

 Кто это там позади?»

 И видят: за ними из темного бора

 Идет – ковыляет Федора.

- Название «Федорино горе».

- Помогите Федоре навести порядок в доме. (ВЕШАЮ ДОМИК)

Разложите вещи по родам (карточки).

- В тетради три колонки: м.р., ж.р., ср.р. Выпишите в нужную колонку в И.п. в ед.ч.

(слова: посуда ж.р., чайник м.р., утюг м.р., блюдце ср.р., корыто ср.р., блюдо ср.р.)

- Прочитайте, как вы разложили вещи

Черепаха приготовила нам задание.

- Прочитайте слова на полосках

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

  М. Р.          Ж. Р.           СР. Р.

/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.

- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.

Физкультминутка

 (Познавательные УУД). Работа с информацией, сравнение, создание способов решения проблемы

 (Коммуникативные УУД). Желание вступить в работу, умение организовать общение

(Регулятивные УУД) контроль, коррекция, оценка

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение

.определять род, находить существительные

Выполняют самостоятельно упражнение, проговаривают по цепочке

Предлагает задание

Организует самостоятельную работу по учебнику,

контролирует ответы

А теперь посмотрим, научились ли вы определять род. Самостоятельно выполните упражнение 501, 502 (по времени). (укажите род сущ., согласуйте глаголы с сущ.) (вставьте словосочетание, определите род)

  (Познавательные УУД) построение логических цепочек, анализ, работа с информацией

 (Личностные УУД).

Адекватное реагирование на трудности, осознанное учение

 (Регулятивные УУД). Прогнозирование, волевая саморегуляция

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: Обеспечение понимания выполнения домашнего задания

Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Выставляют полученные отметки в дневник.

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит итог урока

Организует самооценку учебной деятельности.

Объявляет отметки, полученные на уроке

 - Наше путешествие подошло к концу.

- Подведем итог урока.

- Как называется остров, по которому мы путешествовали?

- Чему учились на уроке?

- Какие слова помогали определять род существительных?

- Отметки.

- отложите в сторону свои тетради и приготовьтесь записать д.з.

- пар.94, упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прош.вр.).

 (Коммуникативные УУД). Умение организовать общение

 (Регулятивные УУД). оценка

 (Личностные УУД). Действие нравственно-этического оценивания

 



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Балобанова Светлана Владимировна

Место работы

МБОУ «Кокинская ООШ»

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Род имен существительных» (№ 8)

Предметная программа и её автор

Русский язык М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Цели  урока

Развивающие: развитие умений находить общее, отличное; развитие способности к обобщению.

Образовательные: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

Воспитательные: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.

Тип урока

Урок совершенствования и углубления знаний

Необходимое оборудование

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР, гиперссылка

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Учащиеся готовы к началу работы,  включаются в деловой ритм урока.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

1 мин

2

Актуализация опорных знаний

Воспроизведение того материала, что учащиеся знали ранее

Записывают слова, вставляют буквы,

называют правило, на которое опирались, объясняют свой выбор

Формулирует задание, подводит учащихся к выводу

5 мин

Один учащийся у доски вставляет буквы в слова

Организует оценочные высказывания учащихся

Сравнивают ответы, исправляют ошибки, отвечают на вопросы учителя

Организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения.

Учащиеся называют словарное слово, определяют род

Учащиеся формулируют тему урока

Записывают тему в тетрадях.

Предлагает задание

- соедините первые буквы слов, в корень которых вставили Е, получите словарное слово

Подводит к теме урока

Учитель озвучивает тему и цель урока.

3

Практическое применение по образцу

Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал

Формулируют правило, как определять род существительных

Выполняют упражнение в тетрадях и у доски

Работают с карточками, по очереди комментируют свой выбор

Развивают речь

Задает вопрос

- Какие слова применяем, определяя род?

Формулирует задание,

контролирует выполнение работы

Предлагает задание, организует проверку выполнения задания:

- Какие слова выписали из первой группы, почему?

Предлагает задание:

- Составьте словосочетания с выписанными словами

15 мин

4

Вариативное применение

Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал

Отвечают на вопросы учителя,

работают с карточками, находят в тексте предметы, определяют род, делят на группы,

читают слова, соотносят в нужную группу по родам

Выполняют самостоятельно упражнение, проговаривают по цепочке

Организует поисковую работу учащихся

- Найдите вещи, распределите по родам

- Прочитайте слова, соотнесите по родам

Организует самостоятельную работу по учебнику,

контролирует ответы

16 мин

5

Подача домашнего задания

Обеспечение понимания выполнения домашнего задания

Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники.

Дает комментарий к домашнему заданию

3 мин

6

Итог урока

Повторить правило как определять род, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Выставляют полученные отметки в дневник.

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит итог урока

Организует самооценку учебной деятельности.

Объявляет отметки, полученные на уроке.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...