Викторина по русскому языку
материал по русскому языку по теме

Материал может быть использован при проведении Недели русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_russkomu_yazyku.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку.

1.В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово? (Лодырь)

2. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Архангельска, Копейска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Вологды, Курска? (Архангельск – архангелогородцы, Копейск – копейчане, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Вологда – вологодцы, Курск – куряне.)

3. Какого рода существительные сани, сутки, ножницы в русском языке?

(У существительных, имеющих только форму множественного числа (pluralia tantum),  род не определяется.)

4.Напишите как можно больше сложных слов, обозначающих:

а) предметы домашнего обихода (например: пылесос).

б) название профессий (например: водолаз).

5.Замените все слова (кроме служебных) синонимами:

  а)Врач назначил больному уколы.

  б)Сторож укрылся под крышей дома.        

(Доктор прописал пациенту инъекции.  Караульный спрятался под кровлей здания.)

6. Замените все слова (кроме служебных) антонимами:

  а) Заканчивается зимний вечер.

  б) Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.

(Наступает летнее утро.  Юноша бодро шагает по широкой дороге.)

7. Древнерусское слово коло означало «круг». Какие из представленных в списке слов имеют общий исторический корень с этим словом: колесо, около, колотить, околица, колоть, кольцо, колея?

(Колесо, около, околица, кольцо, колея.)

8. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров.

(Служил в церкви – Пономарёв, выделывал кожу – Сыромятников, шил тулупы – Скорняков, лепил горшки – Гончаров, рубил избы – Плотников.)

9. Какое значение имеет слово прикол в литературном русском языке:

1) шутка, анекдот; 2) свая, вколоченная в землю; 3) булавка; 4) часовой, охраняющий посаженного на кол?

( Прикол – свая, вколоченная в землю.)

10. Сколько прочтений имеет буквосочетание:

Теперьяподнимитетоже. Запишите их.

1) Те перья под ним, и те тоже.

2) Те перья поднимите тоже.

3) Теперь я, подними те тоже.

4) Теперь я, поднимите тоже.

5) Теперь я, под ними те тоже.

6) Те перья под ними, те тоже.

11.Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак,
дефис, скобки? Вам необходимо составить соответствие:

вместительный -

удивительный –

единительный –

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, дефис - единительным, а скобки - вместительным.)

12. Запишите имена существительные, которые в зависимости от контекста могут быть написаны или с маленькой, или с большой буквы. Например: орел – Орел.

(Серёжка, роза, панама, соня, вена, десна.)

13. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые существительные.

                барыня

                пальто

                лейка

                подвода

           мошкара

                стирка

                приказ

                каркас

        (Рабыня, лапоть, лакей, водопад, ромашка, старик, каприз, краска.)

14. Узнайте пословицы и поговорки:

а) В нижних конечностях истины нет.

б) Сильная боязнь имеет большие органы зрения.

в) Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям.

(В ногах правды нет. У страха глаза велики. Сердцу не прикажешь).

15. Найдите подлежащие во фразах:

а)Тореро надел сомбреро.

б) Сомбреро надел тореро.

( В обеих фразах подлежащим является слово «тореро».)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"

Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...

викторина по русскому языку для старшеклассников "Его Величество русский язык"

Дан полный сценарий викторины по русскому языку для 1-2 курсов среднего профессионального образования. Материал расчитан на 40-45 минут. По отзывам моих ребят проведенное внеклассное мероприятие им оч...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....

Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка»

Викторинапо русскому языку «Знатоки русского языка»(8 класс)...

Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"

Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....