Мастер-класс учителя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Тема мастер- класса:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»
Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.
Задачи:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я понимаю это слово так:
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.
Употребляя различные методы обучения, тем самым развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология.
Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова». При объяснении данной орфограммы я использую
1.схематично – рисуночную мнемотехнику.
ПОД УДАРЕНИЕМ
Учащиеся рисуют опорную схему и формулируют правило
(Полнее: В корне после шипящих пишем Ё, если
- под ударением слышим О
- можно подобрать однокоренное слово с Е Шёлк – шелковистый
Жёлудь – желудёвый
Чёрный – чернеть
Жёлтый – желтеть)
Слова-исключения.
В учебнике 5 класса в правиле их всего пять. Я сразу даю много, часть из них дети находят в словаре. Составляем рассказ из слов – исключений.
ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ КРЫЖОВНИКА, пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК.
ДЖОУЛЬ, ШОРЫ, ШОРНИК, ШОМПОЛ, ЧОХ, ЧОХОМ.
Дети нашли слова АРТИШОК, КРЮШОН, ХАРЧО, КОРНИШОН.
На закрепление можно применить загадки.
В корне слова под ударением
В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок. (Жёлудь)
В тесной избушке
Ткут холсты старушки. (Пчёлы)
В корне слова без ударения
Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет? (Жонглер)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (Шоссе)
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. (Шофёр)
Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
-Предлагаю Вам самим по аналогии составить схемы-рисунки к словам, которые у детей вызывают затруднения в написании.
РОМАШКА, ОБЕД, ВОСТОК.
2) Рифмовки. Общность ударений
Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.
-Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.
ЗвонИт, положИл, баловАться, включИт, недУг, красИвее, ворожеЯ, цемЕнт, квартАл, твОрОг.
1). Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;
2). Коль поло'жил, значит – ложь,
А зачем тогда ты врешь.
Помни: положи'л и жил
3). Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.
4). Он свет включи'т,
Аж проводка трещит
5). Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг
6). Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси
7). Ворожея', да жаль – не я.
8). Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
9). Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.
10). Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.
Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.
Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:
- Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты
- Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
- В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
-Предлагаю Вам составить рифмовки для запоминания по аналогии с теми, которые вы слышали со словами: каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг), тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).
- Давайте попробуем вспомнить глаголы-исключения из I спряжения.
Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать,ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на Е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.
3. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
При изучении орфограммы «Правописание приставки ПРЕ- и ПРИ-» уместно использовать игровой прием. Например:
Учитель: Сегодня на имя нашего класса пришла телеграмма. Вот только незадача, видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить потерянные буквы.
Пр..бываем в Аткарск на поезде, который пр…бывает ровно в 8.00 на пригородный вокзал. В 9.30 , если не возникнут непредвиденные обстоятельства, будем в школе и сможем преступить к работе.
С пламенным пр.ветом, пр..ставки ПРЕ- и ПРИ-.
Чтобы легче запомнилось правило предлагаю для запоминания стихотворение
При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку
Что – то я соединяю (соединение),
И к чему – то приближаю (приближение),
Рядом, близко я стою (близость)
И неполно делаю (неполное действие).
Есть другой вариант.
Прибежал я – приближенье,
Вот приклеил объявленье – это присоединенье,
Чуть присел – неполнота действия обычного…
На пришкольном стадионе,
Что здесь необычного?
Пре –
Мама Пере - , папа Очень,
Дочка Пре- помочь им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре – приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
Нередко предлагаю сказку, которая также служит тому, чтобы дети запомнили значение данных приставок.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре-
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки Пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о, чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный».
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
Еще одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников, «Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)», в которую сейчас мы с вами и поиграем.
Например:
1) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное
слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?
2) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
3) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под
ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
4. Проблемно-поисковый метод применяю при работе со словарем.
Эрудит (работа со словарем)
Могут быть разные варианты заданий
1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.
2. Объясни разницу в значении слов.
- Какое слово спряталось за определением?
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.
Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
-Давайте вместе с вами сейчас попробуем вспомнить правописание словарных слов.
(На слайде словарные слова с пропущенными буквами, вставить буквы).
-Предлагаю пройти интерактивный тест.
Чем мне нравится подобная работа.
Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.
Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной.
Свой мастер-класс я хочу закончить словами
Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456
Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными. Современные дети должны:-...
Мастер- класс учителя русского языка и литературы
« Организация самостоятельной деятельности учащихся как средство повышения их познавательной активности».Я подробнее остановлюсь на видах самостоятельной работы творческого характера. Форм...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...
Мастер – класс учителя русского языка и литературы ГБОУ ЦО «Интеллект»Хаджиевой М.А. на тему " Читательская грамотность"
Я, как учитель – словесник, на уроках русского языка воплощаю несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотность чтения ( или смысловое чтение). Это спос...