Мастер-класс учителя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме

Бадлуева Елена Михайловна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrab.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер- класса:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

 Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Задачи: 
• передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.

Употребляя различные методы обучения, тем самым  развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо  тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология.

Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова». При объяснении данной орфограммы я использую

1.схематично – рисуночную мнемотехнику.

ПОД УДАРЕНИЕМ

https://lh4.googleusercontent.com/exHMEtnZdkyHv1Mpeznfl8-87Iw0xNrIHnbCMu5zCwiYmv15HCh_DtC6Wd05rf8wSpxyERpJhWTcv-XSD0XQ_RY0_URPMNwbQGzveAMOi5COwtup6nX0hOxmb7_aI69Z_KA

Учащиеся рисуют опорную схему  и формулируют  правило

  (Полнее: В корне после шипящих пишем Ё, если

- под ударением слышим О

- можно подобрать однокоренное слово с Е   Шёлк – шелковистый

                                                                  Жёлудь – желудёвый

Чёрный – чернеть

Жёлтый – желтеть)

Слова-исключения.

В учебнике 5 класса в правиле их всего пять. Я сразу даю много, часть из них дети находят в словаре.  Составляем рассказ из слов – исключений.

ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ КРЫЖОВНИКА,  пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК.  

ДЖОУЛЬ, ШОРЫ, ШОРНИК, ШОМПОЛ, ЧОХ, ЧОХОМ.

Дети нашли слова АРТИШОК, КРЮШОН, ХАРЧО, КОРНИШОН.

На закрепление можно применить загадки.

В корне слова под ударением

В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок. 
ёлудь)

В тесной избушке
Ткут холсты старушки.
 (Пчёлы)

В корне слова без ударения

Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет? 
онглер)

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. 
оссе)

Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. 
офёр)

Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника –  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

-Предлагаю Вам самим  по аналогии составить схемы-рисунки к словам, которые у детей вызывают затруднения в написании.            https://lh3.googleusercontent.com/aFv8odt7rfTU5w3ZWleel3E8zlAGhvMcv0wAcaD17Gvb-QXWQAtjInJpr5Zf9SIvMkdnOo5Y_EfWgWEQ12tR3deXFDptbSBNH1NLdlEHB8k3ik0ZKQhuIiaDMrNSz6J73-8

РОМАШКА, ОБЕД, ВОСТОК.

2) Рифмовки. Общность ударений

 Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.

-Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.

ЗвонИт, положИл,  баловАться, включИт, недУг, красИвее, ворожеЯ, цемЕнт, квартАл, твОрОг.

        1). Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;

2). Коль поло'жил, значит – ложь,

А зачем тогда ты врешь.

Помни: положи'л и жил

        3). Хватит балова'ться,

        Будем улыбаться.

4). Он свет включи'т,

Аж проводка трещит

        5). Пусть неду'г

        Обойдет твоих подруг

6). Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси

        7). Ворожея', да жаль – не я.

8). Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.

9). Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квАртал. 

10). Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

  1.  Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты
  2. Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
  3. В детской сказке колобок без чулок и без сапог, 
    Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

-Предлагаю Вам составить рифмовки для запоминания по аналогии с теми, которые вы слышали со словами: каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг), тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).

- Давайте попробуем вспомнить глаголы-исключения из I спряжения.

Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:

Гнать, держать, смотреть и видеть, 
Дышать, слышать,ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на Е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.

3. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

При изучении орфограммы «Правописание приставки ПРЕ- и ПРИ-» уместно использовать игровой прием. Например:

Учитель: Сегодня на имя нашего класса пришла телеграмма. Вот только незадача, видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить потерянные буквы.

Пр..бываем в Аткарск на поезде, который пр…бывает ровно в 8.00 на пригородный вокзал. В 9.30 , если не возникнут непредвиденные обстоятельства, будем в школе и сможем преступить к работе.

С пламенным пр.ветом, пр..ставки ПРЕ- и ПРИ-.

Чтобы легче запомнилось правило предлагаю для запоминания стихотворение

При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку

Что – то я соединяю (соединение),

И к чему – то приближаю (приближение),

Рядом, близко я стою (близость)

И неполно делаю (неполное действие).

Есть другой вариант.

Прибежал я – приближенье,

 Вот приклеил объявленье – это присоединенье,

Чуть присел – неполнота действия обычного…

На пришкольном стадионе,

Что здесь необычного?

Пре –

Мама Пере - , папа Очень,

Дочка Пре- помочь им хочет,

Коль недуг одолевает –

Дочка вмиг их заменяет.

Пре – приставка утром рано

По секрету рассказала:

Слово очень мне родня,

Пере – вот моя семья.

Нередко предлагаю сказку, которая также служит тому, чтобы дети запомнили значение данных приставок.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре- 
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. 
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки Пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется. 
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о, чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный». 
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше. 

Еще одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников,  «Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)», в которую сейчас мы с вами и поиграем.

   Например:

1) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное

слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

2) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

3) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под

ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

4.  Проблемно-поисковый метод применяю при работе со словарем.

Эрудит (работа со словарем)

Могут быть разные варианты заданий

1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

2. Объясни разницу в значении слов.

- Какое слово спряталось за определением?

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

-Давайте вместе с вами сейчас попробуем вспомнить правописание словарных слов.

(На слайде словарные слова с пропущенными буквами, вставить буквы).

-Предлагаю пройти интерактивный тест.

Чем мне нравится подобная работа.

Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.  

Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит  формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной. 

Свой мастер-класс я хочу закончить словами

Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

Мастер- класс учителя русского языка и литературы

« Организация самостоятельной деятельности учащихся как средство повышения их познавательной  активности».Я подробнее  остановлюсь на видах самостоятельной работы творческого характера. Форм...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Мастер – класс учителя русского языка и литературы ГБОУ ЦО «Интеллект» Хаджиевой М.А. на тему " Читательская грамотность"

Я,  как учитель – словесник, на уроках русского языка  воплощаю несколько приоритетных  направлений, одним из которых является грамотность чтения ( или смысловое чтение). Это спос...