Урок "Описание предмета"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бахолдина Елена Михайловна

Урок развития речи, который позволяет продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_predmeta.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок русского языка по развитию речи

тема «Описание предмета».

Цель:

  • Закрепить понятие типов речи «повествование», «описание»;
  • Подготовка учащихся к описанию снежинок;
  • Научить передавать музыкальное впечатление в высказывании;
  • Продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя. (2 слайд)

Наблюдая за вами во время прогулки по зимнему сосновому бору, я убедилась, что вы умеете видеть красоту нашей короткой зимы. И вот сегодня мы будем заниматься необычной работой: мы будем описывать поэтический предмет.

Что это? Попробуйте отгадать.(3 слайд)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

(Снег) (4 слайд)

  1. Беседа.
  • Как вы определили, что речь идет о снеге?
  • Какие части речи помогли отгадать загадку?

(дети называют глаголы и прилагательные)

  • Вы правильно определили роль глаголов и прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки действия о котором идет речь.
  • Давайте вспомним, где мы знакомились с художественным описанием снега (в учебнике русского языка упр. 356 учебник Т.А. Ладыженская «М. Просвещение» 2006г.; картина И.Э.Грабаря «Февральская глазурь» - упр 358, упр. 367 – текст К. Паустовского)

Снег часто становится героем сказки. Мы совсем недавно читали такую сказку. (5 слайд)

Правильно, это сказка Андерсена «Снежная королева». В этой сказке Андерсена рассказывается о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают ее и становятся  соучастниками злых волшебных дел. А сама Снежная   королева – вероятно, тоже волшебных дел – недобрая снежинка. Вот так описывает ее Андерсен:

На экране воспроизводится текст: (6 слайд)

За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя…

Задание:

Опишите Снежную королеву – самую главную из снежинок. Посмотрите, как описывает Андерсен снежинок – слуг, а потом выполните задание.

На экране воспроизводится текст: (7 слайд)

Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво.

Навстречу Герде несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нем полыхало северное сияние, - нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие, красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые.  Это были передовые дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями…

  1. Подготовка к сочинению.

Задание 1.

Вместе отыщем в тексте и вспомним «снежные слова». Составим таблицу: (8 слайд)

Цвет снежинок

Снежный покров на взгляд и на ощупь

Звуки

Нетронутая белизна снега, сиреневатый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звездами, ослепительно блестящий на солнце…

Воздушно легкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…

Сыпался как стеклянный дождь, падающий с елки, звенел, хрустел…

Молодцы, вы вспомнили много снежных слов.

Задание 2.

А как еще можно изобразить снег?

Правильно, красками на бумаге. (9 слайд)

Учитель на экране показывает «снежные» картины М.Грабаря «Февральская глазурь», К. Юона «Конец зимы. Полдень», И.Левитана «Март».

Посмотрите, как художник с помощью красок предает свое отношение к снегу. Мы вместе с ним любуемся и восхищаемся зимним пейзажем.

Задание 3.

А как еще можно изобразить снег?

Затрудняетесь? Послушайте и посмотрите. (10 слайд)

На экране мультфильм «Щелкунчик»  по сказке Гофмана.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Закройте глаза и представьте, что вы попали в снежный лес…

Задание 4. (11 слайд)

Беседа о музыкальных впечатлениях:

  • Какое настроение создала у вас музыка?
  • Каким вы увидели лес? Снег? Небо?
  • Что происходит вокруг нас?
  • Опишите снежинки. Какие они?
  • Опишите движения снежинок.
  1. Речевая ситуация.

Задание 1.

Представьте себе, что ваш друг никогда не слышал музыки Чайковского. Передайте свои впечатления от музыки Чайковского. Сделайте это так, чтобы ему захотелось услышать этот вальс и увидеть танец снежинок.

Задание 2.

Попробуйте устно передать свои музыкальные впечатления. Знаю, что почти всегда трудно начать текст. На экране высвечиваются клише. (12 слайд)

  • Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского, я будто попадаю…
  • Представляю себе…
  • Чувствую…
  • Вальс создает у меня…
  • Музыка вальса словно…

Чтобы у вас получился красивый текст, я включу музыку. Она поможет вам.

Задание 3.

Дети работают над составлением текста на черновиках.

Задание 4.

Чтение работ учащихся, редактирование. Проверка орфографической грамотности с исправлением ошибок.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Задание на дом «Ситуативные задания» (см. стр. 206)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов для 1 - 10 классов

Комплексы ОРУ могут широко использоваться при подготовке к уроку по физкультуре....

Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Конспект урока письма "Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название."

Материал содержит конспект занятия, прилагаются раздаточные материалы, презентация к уроку. А также схема-конспекта урока....

Разработка игрового занятия по информатике для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Предметы. Группы предметов".

Данная разработка представляет собою рабочую презентацию-тренажер по теме "Группы предметов", конспект занятия с детьми младшего школьного возраста или дошкольного возраста, свидетельство "Путешествен...

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...