Имя существительное (обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Обобщить  и систематизировать  знания учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

1.                 Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.

2.                 Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание. Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.

3.                 Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения, формировать самостоятельность мышления учащихся. Воспитывать любовь к природе и родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_obobshchenie.docx25.04 КБ
Файл prezentatsiyak_otkrytomu_uroku.pptx383.88 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка   в 6 классе  “Имя существительное.Обобщение”

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Обобщить  и систематизировать  знания учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

  1. Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.
  2. Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание. Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.
  3. Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения, формировать самостоятельность мышления учащихся. Воспитывать любовь к природе и родному краю.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки индивидуальной работы, проектор,  презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

–Здравствуйте,  ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.  Давайте поприветствуем их. (Дети разворачиваются к гостям, здороваются,  садятся)

2. Сообщение темы и  целей урока

- Сегодня на уроке мы с вами повторим всё,  что знаем по теме «Имя существительное» и выявим лучших знатоков по данной теме.

Работа в тетрадях

- А теперь открываем тетради.

И с наклоном их  положим,

Я, друзья, от  вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Какое сегодня  число? Какой месяц?

(Записываем число, классная работа (комментирует ученик))

Минутка чистописания 
А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие. 
О каком времени года это стихотворение? 
Проплясали по снегам 
Снежные метели 
Снегири снеговикам 
Песню просвистели. 
У заснеженной реки 
В снежном переулке 
Звонко носятся коньки, 
Режут лед снегурки.

Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С 
Какой он? (Согласный, глухой) 
Какой буквой при письме обозначается? 
Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. 
сСс СсС 

Слайд №

Прочитайте слова. 
Волшебный, зима, холодный. 
Какое слово лишнее?  Какие ассоциации вызывает у вас слово зима? К какой части речи относится слово зима? 
Сегодня мы с вами не только повторим, но и закрепим знания по теме «Имя существительное».

3.Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.

Слайд №

1)Работа с эпиграфом

Прочитаем эпиграф к уроку - «Имя существительное – это хлеб языка» (Лев Успенский).

- Читаем хором. Как вы понимаете данные слова?  Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? ( имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить,  так и без имени существительного не можем общаться)

- Добавлю, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, что имен собственных в русском языке больше, чем нарицательных.

Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Всех, кто здесь живет, называют Части речи. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Пугачева – пугачевцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь?  (Части речи)  

2)Синтаксический разбор предложения (на доске)
(За)мел…кал (в)м...розном воздухе лё...кий сн...жок. 
Прочитайте предложение. 
Спишите, вставляя пропущенные буквы. 
Объясните орфограммы. 
Разберите по членам предложения и частям речи. 
Проверим. 
Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.) 
Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.) 

3)Звукобуквенный анализ
Выполните звукобуквенный анализ слова мороз (частично)

 (в тетради, один учащийся на доске)

Мороз- 2 гласных., 3 согласных., 3 зв. согл., 0 глух. согл., 5 букв, 5 звуков.
         

 4)Словарная работа 
Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.) 
Нам придется сделать остановку у колодца. 
Слайд №

Беда – провалились в колодец слова. 
Их достать – нелегкое задание! 
Надо знать тех слов правописание! 
Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением и согласные) 
Нужно достать из колодца слова: 
1 вариант – с безударной гласной «О, А» 
2 вариант – с безударной гласной и согласными «Е, ЛЛ» 
Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый.

(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.) 
Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму. 
Проверим. 
Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.) 

5)Фронтальный опрос об имени существительном

- Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем об этой части речи.  

- имя существительное – это часть речи, которая… (отвечает на вопросы кто? что? и  обозначает предмет)

- бывает… ( собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным)

- имеет… ( род, склонение)

- изменяется… ( по числам и падежам)

- в предложении может быть…(любым членом предложения)

- есть существительные…(разносклоняемые и несклоняемые) и т.д.

(Слабым учащимся карточка- подсказка)

Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и 
предлагает выполнить:

6) Выборочное письмо – упражнение 307 (3 абзац).

-Прочитайте, выпишите из упражнения: 1вариант –имена существительные одушевлённые; 2 вариант – неодушевлённые.   *Проверка выполнения*

Слайд

7) Определите род имён существительных:  

Неряха, конь, задира, пальто, тюль, авеню, тетрадь, СМИ.

(Карточки индивидуальной  работы слабым ученикам)

Автомобиль, мышь, картофель, картошка, пустыня, окно, семья, отечество.

*8)Работа с сигнальными карточками (устно). (О-Е-И)

Сыночек, носик, мячик, звоночек, ключик, орешек.

Снежок, горошек, доченька, пастушок, лужок, крошечка.

*9) Работа по карточкам (дифференцированно)

Карточка № 1

1) Наша Маша – (не)ряха.
2) На клумбе растут голубые (не)забудки.
3) Владимир кипел от (не)годования.

           Карточка № 2

1) Никогда не говори (не)правду. 
2) Опять бушует (не)погода.
3) Друзья познаются в (не)счастье.

Карточка № 3

1) Говори правду, а (не) ложь. 
2) Полил (не) дождь, а речной поток. 
3) (Не) девица, а в зеркало глядится.

4.Итог: Вот и закончилось наше путешествие в страну Речь, а чтобы закончить наше путешествие, надо подвести итог.

-Над какой темой мы работали? 
-Что мы повторили об имени существительном?
 5.Домашнее задание:  контрольные вопросы, подготовка к диктанту.

Карточка № 1

1) Наша Маша – (не)ряха.
2) На клумбе растут голубые (не)забудки.
3) Владимир кипел от (не)годования.

Карточка № 2

1) Никогда не говори (не)правду. 
2) Опять бушует (не)погода.
3) Друзья познаются в (не)счастье.

Карточка № 3

1) Говори правду, а (не) ложь. 
2) Полил (не) дождь, а речной поток. 
3) (Не) девица, а в зеркало глядится.

Карточка

Автомобиль, мышь, картофель, картошка, пустыня, окно, семья, отечество.

Карточка

Автомобиль, мышь, картофель, картошка, пустыня, окно, семья, отечество.

Карточка

Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый.

Карточка

Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый.

Карточка

Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый.

Карточка

Б…тон, арм…тура, тро…ейбус, г…н…рал, к…мандир, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, б…гатырь, р…форма, р…кета, с…лдат, б…рдовый.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное как часть речи

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Волшебный, зима, холодный

Слайд 4

« Имя существительное- это хлеб языка» (Лев Успенский )

Слайд 6

Словарные слова Б…тон, арм …тура, тро … ейбус , г…н…рал, к… мандир , с… лфетка , б…хрома, к… рниз , кв… ртира , б… гатырь , р…форма, р…кета, с… лдат , б… рдовый .

Слайд 7

Неряха , конь, задира, пальто, тюль, авеню, тетрадь, СМИ

Слайд 8

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное" - обобщение темы.

Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

"Имя существительное. Обобщение изученного"

Это  конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...

"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)

В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная –  формироват...

Урок "Имя существительное. Обобщение."

Тип урока: комбинированный....

Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного (6 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного"...