"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Сусина Ольга Павловна

 

  • В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.

Задачи занятия:

  • Образовательная –  формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что?.  Распознать одушевленные/неодушевленные существительные,собственные и нарицательные;умение определять род,  число имен существительных.
  • Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  • Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon russkiy_yazyk.ppt586 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка МКС(К)ОУ «Кузедеевская специальная (коррекционная ) школа – интернат VIII вида» Сусина Ольга Павловна

Слайд 2

. В одном сказочном городе «Русский язык» живут веселые человечки. Самая большая родня в городе называет себя Именем существительным. Все имена этих человечков обозначают предмет. Вместо приветствия они всегда задают вопросы: «Кто?», «Что?». Одни из них величают себя именами собственными и всегда пишут свое имя с заглавной буквы, другие – именами нарицательными , и имя пишут с маленькой буквы. Встречаются среди них человечки мужского, женского и среднего рода . Одни живут в одиночку, другие многочисленными семьями. Характеры у всех разные. Но самыми добрыми являются представительницы женского рода. Поэтому только они получили привилегию писать Ь знак после шипящих . Сказка

Слайд 3

. . . Имена существительные Одушевленные (кто?) Неодушевленные (что?)

Слайд 4

Задание 1 Разделите слова на два столбика. В первый запишите все одушевленные, а во второй – неодушевленные. Корова, дом, машина, герой, статуя, мама, учитель, яблоня, телевизор, кошка, тетрадь. продавец, картина, милиционер, алфавит, девочка, ночь, небо. Объясните, почему вы так написали.

Слайд 5

Вопросы - Какие имена существительные называют неодушевленными? - Приведите примеры одушевленных имен существительных. - На какой вопрос отвечают одушевленные существительные? На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные?

Слайд 6

. . Имя существительное Собственные (Петя) Нарицательные (медвежонок)

Слайд 7

. Прочитайте предложения и вставьте слова в том порядке, в каком они пропущены. Маленький … сорвал синий… . Тетя … вернулась с … вечером. Коля … привез пять спелых … . Витя … мастерил домик для … . (Василек, василек, Поля, поля, Арбузов, арбузов, Скворцов, скворцов) Игра «Вставь слово»

Слайд 8

Задание 2 Вставьте пропущенное слово: Лучше горькая правда, чем сладкая… Как вы его напишете? Как вы понимаете смысл пословицы? Объясните «горькая правда», «сладкая ложь».

Слайд 9

В некотором царстве, в некотором государстве под названием Грамматика жил – был царь Имя существительное. Ему принадлежали все живые и неживые предметы: звезда, лев, земля, печать, печь, окно. Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот он, мой сын, труд, карандаш, малыш, город. Вот она, моя дочь, ласточка, учительница, вода». Жили предметы в разных домах. В первом доме предметы женского рода: школа, собака, печь, книга. Во втором мужского рода: камень, стол. А посередине стоял дом, в котором жили существительные среднего рода: солнышко, гнездо, платье, море. Когда царь сердился на своих подданных, он сажал предмет в отдельную комнату и говорил: «Будешь жить один – волк, стол, одна – чашка, девочка, одно – платье, море. Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении». А потом прощал, и снова жили вместе в великом множестве – волки, столы, чашки, девочки, моря. Сказка

Слайд 10

Средний род (оно мое) Женский род (она моя) Мужской род (он мой) . Имя сущ

Слайд 11

Вопросы. - О какой части речи говорилось на уроке? - Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы? - Какого рода бывают существительные? - Как пишутся имена существительные с шипящей на конце?

Слайд 12

. В каждом ряду есть слово, которое относится к другой части речи, его нужно вычеркнуть, оставить только имена существительные. очки голова идти рука варить чашка кастрюля тарел ка врач весе лый учи тель чело век лук поми дор капуста вкус ный Задания к теме: «Имена существительные».

Слайд 13

. - Из каждого слова возьмите только первый слог, сложите их по порядку и запишите зашифрованное слово. - Определите род имен существительных. Долина, робот, газон – ДОРОГА Урожай, чириканье, тельняшка Молоко, недотрога, тарелка Король, ромашка, ваза Баня, работа, банкир «Зашифрованные слова»

Слайд 14

. Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть кислое слово – лимон, Есть слово с окошком – вагон, Есть слово колючее – еж, Есть слово промокшее – дождь, Есть слово зеленое – ель, Есть слово упрямое – цель. Стихотворение на память.

Слайд 15

. Спросили Лежебокина: - а ну- ка расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным -давно все школьники их знают назубок. Их за два года выучить лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: - в том не моя вина, Пусть им сперва ученые изменят имена. Ведь я падеж Творительный нарочно не учу: Трудиться, а тем более творить я не хочу. Такой падеж, как Дательный, я с детства не терплю: Давать, делиться чем –нибудь с друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный и вовсе я сердит: Отец во всякой шалости всегда меня винит. - да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам бы смог бы новые Придумать имена? - давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный и, наконец, Простительный! Ленительный падеж

Слайд 16

. И.п – кто? что? - имя Р. п - кого? чего? - родители Д. п - кому? чему? - дали: В. п - кого? что? - Винни Т. п - кем? чем? - топтыжку П. п - о ком? о чем? - прозвали Падежи

Слайд 17

. В некоторые фразы, которые вы видите пролезла коварная Перепутаница. Вроде бы все слова на месте – смысл не тот. Найдите ошибки и исправьте их. Определите падеж существительных. Зимой в саду расцвели яблони. Мальчик стеклом разбил мяч . Самолет сюда, чтобы помочь людям. «Лови Перепутаницу»

Слайд 18

. Склонение имен существительных 1 скл. М.р Ж.р. -а, -я 2 скл. М.р. Ср.р. Согл, ь -о,-е 3 скл. Ж.р. ь

Слайд 19

У слов приключилась беда! Посмотрите, как они склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. 1.Котигракукланожницыкнигагрядкакорова 2.Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодконцертлосьутролошадьзаборландышбурякачели - А теперь, под цифрой 1 найдите имена существительные первого склонения, а под цифрой 2 – имена существительные третьего склонения. «Слова зовут на помощь»

Слайд 20

. Определите склонение существительных Циркуль, ёлка, цыган, луч, шалаш, чувство Ветвь, рожь, местность, тополь, ель, смелость Брошюра, земля, аллея, ветка, цифра, шорох Исключите лишнее слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ по теме "Метод площадей"

Программа для общеобразовательных школ по геометрии не акцентирует внимание на методах решения задач. А знание методов решения геометрических задач позволяет решать, казалось бы, сложные математическ...

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...

Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного (6 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного"...