Урок "Имя существительное. Обобщение."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obob_sushch_5kl_18.03.rar20.02 КБ
Файл dnevnik_nablyudeniy.rar8.72 КБ
Файл 1_opoznavatelnaya.rar12.35 КБ
Файл 2_opyt_teoreticheskiy.rar9.73 КБ
Файл 3_opyt_morfologicheskiy.rar11.92 КБ
Файл 4_test.rar10.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности
  • Метод конкретизации целей обучения
  • Метод открытого обсуждения новых знаний
  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

 1. Постановка проблемы и задач урока

 На доске предложение.

 Существительное – хлеб языка.

  1. Списать, расставить знаки.
  2. Выполнить синтаксический разбор. ( какую роль в предл может выпол сущ.)
  3. Почему сущ. хлеб языка. (так как сущ О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

-  Какова особенность данного предложения. Чем выражены члены предложения? (имя существительное).

- Так незаметно мы с вами подкрались к теме урока. СУщ.

- Какова цель урока? (повторить).

-  Итак, мы находимся  научно-исследовательском институте имени Морфология. Вы сегодня научные сотрудники этого института. И нам с вами предстоит провести ряд опытов, исследовать объект и  сделать научное открытие.

Итак, мы начинаем.

2. Первый опыт «ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.

-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.

(Текст размножен)

- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.

Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

- (Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки)

После первого исследования сделаем вывод:

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет).

- поставьте баллы в дневник наблюдения за опознавательный опыт. ( 6слов 6 баллов).

3. Второй опыт «Теоретический» (работа в парах)

На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова:

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна,  девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.

1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)

2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)

3 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),

4. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),

5 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)

6 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)

- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В ходе этого исследования вы можете получить максимум 3  балла. Поставьте баллы в дневник наблюдения.

В ходе этого исследования мы делаем вывод, что имена существительные делятся на смысловые группы.  ( Назвали).

ФИЗМИНУТКА (СКОРОГОВОРКИ)

4. ОПЫТ  « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ»

 Уважаемые научные сотрудники, в наш научно-исследовательский институт имени Морфологии поступили объекты для экспериментов. Каждая парта- это лаборатория. ( Выносится коробка).

- Научные сотрудники вытягивают объект.

- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

- Каждая научная лаборатория после экспериментов, выходит к доске и доказывает свою теорию.

- работают.

- доказывают.

В ходе исследования  научными сотрудниками доказано, что имя сущ имеет следующие морфологические признаки. (Опрос).

- за морфологический  опыт оцените себя по  5 бальной шкале.

А сейчас я предлагаю научным сотрудникам применить результаты  исследований на практике.     Для этого вы должны пройти тест.

5. тест “Имя существительное”

1.Определи падеж существительного:

В нашей школе прошел фестиваль.

А) П.п.   Б) Р.п.    В) Д.п.   г) Т.п.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Найди лишнее  существительное:

А)  честность, Б) правда, В) благополучие.

5.  найди лишнее существительное:

А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.

Ответы: 1)А,  2). А,  3)  А, 4) В,  5) А.

Ответы к тесту за закрытой доской

За испытательный тест я предлагаю в дневник наблюдения поставить баллы по количеству правильных ответов.

Общий вывод по опытам. Понятие о сущ.

 -  А  сейчас этап награждения научных сотрудников. Подсчитайте баллы и определите  свою ученую степень по количеству баллов :

1 степень от 15 до 19б  - 5.

2 степень от 12 до 14б – 4.

3 степень от 9 до 11б – 3.

 Мы поздравляем всех научных сотрудников аплодисментами.

Д.з.  устно ответить на вопросы стр. 78.



Предварительный просмотр:

Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка

Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка

Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка

Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка

Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка



Предварительный просмотр:

1.ОПЫТ «Опознавательный».

Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили

Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

1.ОПЫТ «Опознавательный».

Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили

Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

1.ОПЫТ «Опознавательный».

Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили

Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!



Предварительный просмотр:

2. опыт «Теоретический»

         Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают  группу названия  лиц.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна,  девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.

__________________________________________________________________________

2. опыт «Теоретический»

         Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают  группу названия вещей.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна,  девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.

__________________________________________________________________________

2. опыт «Теоретический»

         Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают  группу названия живых существ и организмов .

ребенок, Байкал, ножницы, белизна,  девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.

__________________________________________________________________________

2. опыт «Теоретический»

         Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают  группу «географические названия».

ребенок, Байкал, ножницы, белизна,  девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.

__________________________________________________________________________

2. опыт «Теоретический»

         Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают  группу названия признаков.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна,  девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.

__________________________________________________________________________

2. опыт «Теоретический»

         Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают  группу название действий.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна,  девочка, бег, щука, юноша, стол, окно, синева, Россия, стрельба, микроб, свежесть, прыжок, кошка, Белгород,.

__________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

3.Опыт Морфологический

В ходе исследования мы обнаружили, что __________________________ - это имя существительное.

Во-первых,__________________________________________(одуш\неодуш),

во-вторых,_________________________________________(нариц\собств.),

в -третьих, _______________________________________________(род),

в-четвертых, _______________________________________________(число),

в-пятых, _____________________________________________(склонение).

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что ________________ это имя существительное. Что и требовалось доказать.

3.Опыт Морфологический

     После продолжительных и тщательных наблюдений нами было установлено, что данный объект ______________________________________ является именем существительным .И в подтверждении этому мы приводим следующие доказательства.

А) ОНО _______________________________________(одуш\неодуш),

Б) Оно  __________________________________________(нариц\собств.),

В) ОНО  _______________________________________________(род),

Г) ОНО _______________________________________________(число),

Д) ОНО  ______________________________________________(склонение).

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что

_________________________ - имя существительное.

3.Опыт Морфологический

        В ходе  лабораторных работ мы пришли к выводу, что предмет исследования ___________________________ относится к имени существительному. Так как имеет следующие признаки:

  1.  _______________________________________________(одуш\неодуш),
  2.  _______________________________________________(нариц\собств.),
  3. _______________________________________________(род),
  4. _______________________________________________(число),
  5. __________________________________________________(склонение).

Таким образом, делаем следующее умозаключение, что предмет исследования _________________________________ имя существительное.

 

3.Опыт Морфологический

_____________________ Наша лаборатория  отнесла к имени существительному, так как :

- оно изменяется по падежам; Например в р.п. - ______________________

- относится к __________________ роду, а лтсюда следует, что и к _________ склонению.

- изменяется по числам (или не изменяется);

А также в ходе исследования было обнаружено, что этот предмет ____________ (одуш/неодуш). Более того предмет________________ является _______________ (Нариц/собств)

 

Вышеизложенные доказательства  являются основанием для заключения и подтверждения, что _________________ имя существительное.

3.Опыт Морфологический

Целью исследования было доказать, что ___________________  имя существительное. И в ходе экспериментов мы выяснили:

А) ОНО _______________________________________________(одуш\неодуш),

Б) Оно  _______________________________________________(нариц\собств.),

В) ОНО  _______________________________________________(род),

Г) ОНО _______________________________________________(число),

Д) ОНО  __________________________________________________(склонение).

Что дает нам право утверждать, что _________________________ имя существительное.

3.Опыт Морфологический

Для изучения дан объект  ____________________. Цель исследования – доказать, что объект относится к имени существительному. Приводим следующие доказательства:

Во-первых, _______________________________________________(одуш\неодуш),

во-вторых, _______________________________________________(нариц\собств.),

в -третьих, _______________________________________________(род),

в-четвертых, _______________________________________________(число),

в-пятых, __________________________________________________(склонение).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что это имя существительное. Что и требовалось доказать.



Предварительный просмотр:

тест “Имя существительное”

1.Определи падеж существительного:

В нашей школе прошел фестиваль.

А) П.п.   Б) Р.п.    В) Д.п.   г) Т.п.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Найди лишнее  существительное:

А)  честность, Б) правда, В) благополучие.

5.  найди лишнее существительное:

А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.

тест “Имя существительное”

1.Определи падеж существительного:

В нашей школе прошел фестиваль.

А) П.п.   Б) Р.п.    В) Д.п.   г) Т.п.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Найди лишнее  существительное:

А)  честность, Б) правда, В) благополучие.

5.  найди лишнее существительное:

А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.

тест “Имя существительное”

1.Определи падеж существительного:

В нашей школе прошел фестиваль.

А) П.п.   Б) Р.п.    В) Д.п.   г) Т.п.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Найди лишнее  существительное:

А)  честность, Б) правда, В) благополучие.

5.  найди лишнее существительное:

А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.

тест “Имя существительное”

1.Определи падеж существительного:

В нашей школе прошел фестиваль.

А) П.п.   Б) Р.п.    В) Д.п.   г) Т.п.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Найди лишнее  существительное:

А)  честность, Б) правда, В) благополучие.

5.  найди лишнее существительное:

А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное" - обобщение темы.

Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

"Имя существительное. Обобщение изученного"

Это  конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...

"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)

В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная –  формироват...

Имя существительное (обобщение)

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.Цель: Обобщить  и систематизировать  знания учащихся по теме «Имя существительное».Задачи:1....

Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного (6 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного"...