Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Рубцова Анна Даниловна

Олимпиадные задания по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_2012.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс муниципальный этап

1. Выполните фонетическую транскрипцию слов. Установите фонетические различия в данных парах. Сгруппируйте слова в соответствии с выявленными различиями.

Лжёт – жёлт, нос – нёс, лёд – льёт, ад – яд, трос – рост, лист – стиль, мир – Рим, налёт – нальёт, лес – сел, пыл – жил, счёт – тощ, юг – тюк.

2. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие лексические группы можно выделить в этом тексте? Выпишите их и определите смысловые отношения внутри каждой группы. Какое лексическое явление позволяет отнести некоторые  из слов данного теста к нескольким группам? Укажите эти слова и определите их роль в тексте (обоснуйте свой ответ).

– Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс!

– Коня не могу найти, – задушенным и фальшивым голосом отозвался из-под кровати кот, – ускакал куда-то, а вместо него какая-то лягушка попадается.

– Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? – притворяясь рассерженным, спрашивал Воланд, – никакой лягушки не было под кроватью! Оставь эти дешевые фокусы для Варьете. Если ты сейчас же не появишься, мы будем считать, что ты сдался, проклятый дезертир.

– Ни за что, мессир! – заорал кот и в ту же секунду вылез из-под кровати, держа в лапе коня.

– Рекомендую вам... – начал было Воланд и сам себя перебил: – Нет, я видеть не могу этого шута горохового. Посмотрите, во что он себя превратил под кроватью.

3. Выделите в данных словах суффикс. Сгруппируйте слова по общности значения суффикса, сформулируйте его значение. Найдите среди данных примеров слова с синонимичными суффиксами.

Счастливица, медведица, водица, ленивица, лужица, теплица, львица, вещица, светлица, изобретательница, хлебница, слушательница, сахарница, учительница, супница, любимица, темница.

4. В переводах баллады «Бармаглот» из «Алисы в Зазеркалье» Л. Кэрролла встречаются искусственно созданные существительные. Можно ли определить их род по формальным показателям? (Аргументируйте свой ответ.) В каких случаях для определения рода нужны дополнительные сведения?

Козь, зеленавка, драколов, Юб-Юб, нава, мюмзик, бармаглот, глущоба, брандашмыг, хрюк.

5. Известный поэт Б. Заходер в оде «Кошка Вьюшка» часто употребляет скобки. В каких случаях в данном контексте скобки употреблены нестандартно и зачем это делает поэт?

Нет места в нашей квартире,

Где бы она ни спала –

От А

(бажура)

до Я

(щика письменного стола).

Вы можете перечислить

(Если сможете!) весь алфавит –

Ручаюсь, на каждой букве

Эта рыжая кошка спит!

6. Найдите в приведенных примерах устаревшие грамматические формы, укажите их грамматические значения, дайте современные эквиваленты.

1) Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой… (А.С. Пушкин). 2) Бог весть.  3) Врачу, исцелися сам. 4) Бодливой корове бог рог не дает. 5) Стать притчей во языцех. 6) Сел на конь и поехал в огонь. 

7. Познакомьтесь с материалами словаря, комментирующими четыре слова. Сами эти слова, являющиеся заголовками словарной статьи, пропущены. Проанализировав комментарии, назовите пропущенные слова. Из какого словаря эти материалы?

1. … Заимствовано из татарского языка. Татарское карбуз восходит к персидскому харбу́за – «дыня», буквально означающему – «ослиный огурец».

2. … Заимствовано (возможно, через германское посредство) из среднелатинского языка, в котором caminata – «отапливаемое помещение» (от caminus – «печь, камин»). В памятниках отмечается с XV в.

3. … Собственно русское. Образовано от простой с помощью суффикса. Первоначально – «простое, не сшитое полотно».

4. … Скорее всего, общеславянское заимствование из тюркского языка (ср. турецк. aslan – «лев»). В таком случае следует принять исчезновение начального гласного и резкое изменение значения. Сближение со словом прислониться является народной этимологией.

10 класс муниципальный этап

1. В каком слове (словах) букву е можно заменить на ё?

       Афера, маневры, кортеж, житие, опека, оседлый.

       

  1. Стихотворение А. С.  Пушкина «Утопленник» начинается так:

Прибежали в избу дети,

Второпях зовут отца

«Тятя! Тятя! Наши сети

Притащили мертвеца».

Одушевленными или неодушевленными являются слова утопленник и мертвец? Почему?

3. . Слово укротительница образовано от слова укротитель при помощи суффикса –ниц(а) и отличается от производящего слова только указанием на лицо женского пола. Какие еще суффиксы «женскости» есть в современном языке? Приведите не менее 10 примеров.

 

4. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» обращает на себя внимание необычный цвет обоев в кабинете Кирсанова:

      А Павел Петрович вернулся  в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета…

          Дикий цвет встречается и в произведениях И.А. Бунина, ср.:

      Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. («Деревня»)

      О каком цвете идет речь?

Подсказка:

      Мельница, как объятья, простиралась над долиной свои изломанные крылья дикого цвета. Старые серые жернова, как могильные камни, уходили в землю и скрывались в глухой крапиве. (И.А. Бунин. На даче)

     

5. Лингвистический анализ текста

Марине В.                     В. С. Высоцкий

Люблю тебя сейчас,

                не тайно – напоказ, –

Не после и не до в лучах твоих сгораю;

Навзрыд или смеясь,

                но я люблю сейчас,

А в прошлом – не хочу, а в будущем – не знаю.

В прошедшем – «я любил» –

                        печальнее могил.

Все нежное во мне бескрылит и стреножит, –

Хотя поэт поэтов говорил:

«Я вас любил: любовь еще, быть может...»

Так говорят о брошенном, отцветшем,

И в этом жалость есть и снисходительность,

Как к свергнутому с трона королю.

Есть в этом сожаленье об ушедшем,

Стремленье, где утеряна стремительность,

И как бы недоверье к «я люблю».

Люблю тебя теперь

                без пятен, без потерь.

Мой век стоит сейчас – я вен не перережу!

Во время,  в продолжение,  теперь –

Я прошлым не дышу и будущим не брежу.

Приду и вброд и вплавь

                к тебе – хоть обезглавь! –

С цепями на ногах и с гирями по пуду, –

Ты только по ошибке не заставь,

Чтоб после «я люблю» добавил я и «буду».

Есть горечь в этом «буду», как ни странно,

Подделанная подпись, червоточина

И лаз для отступленья про запас,

Бесцветный яд на самом дне стакана

И, словно настоящему пощечина, –

Сомненье в том, что «я люблю» сейчас.

Смотрю французский сон

                с обилием времен,

Где в будущем – не так, и в прошлом – по-другому.

К позорному столбу я пригвожден,

К барьеру вызван я – языковому.

Ах, разность в языках, –

                не положенье – крах!

Но выход мы вдвоем поищем – и обрящем.

Люблю тебя и в сложных временах –

И в будущем, и в прошлом настоящем!

                                                                1973

1. В этом стихотворении поэт неоднократно употребляет местоимение я. И только в одном случае оно выделено курсивом. Как Вы думаете, почему? Какую роль в тексте В.С. Высоцкого играет это личное местоимение?

2. Выпишите остальные слова, выделенные курсивом. Почему автор счел необходимым такое графическое оформление? Что общего в значениях этих слов? Какую роль в тексте играют эти слова? У каких из выписанных Вами слов морфологический статус (частеречная принадлежность) в данном тексте отличается от морфологического статуса в языке?

3. Объясните все случаи употребления кавычек в этом стихотворении. Какова смысловая нагрузка такого оформления?

4. Какое грамматическое явление обыгрывается в тексте? Аргументируйте свой ответ, опираясь на лексические средства.

11 класс муниципальный этап

1.Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:

1.Наша дача расположена под Голицыным.

2.От метро до нашей школы нужно добираться трехсот шестидесятым автобусом

3.По возвращению из похода мы выпустили красочную стенгазету

4. Четверых девочек из класса просили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

5. Мы пропустили без очереди старого ветерана

2. Каков характер словообразовательных отношений между данными словами в каждой из групп? В чем заключается различие?

1. Белый, белить, белеть, белизна, белок(яйца), белянка, беловатый, бело, беленький.

2. Белый, белить, побелить, побелка, побелочный.

3.   Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны французскому слову  jour – «день, свет»? Поясните свой ответ.

     

     Тужурка, абажур, кожура, журавль, дежурный, пожурить, журчание, ажурный.

  1. Какое устойчивое выражение современного русского языка соответствует данному предложению из Остромирова Евангелия (1056-1057)?

Да не чуеть шуица твоя, чьто творить десница твоя.

5.  Лингвистический анализ текста

Зимнее утро             А.С. Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1. Связаны ли выражение северная Аврора и слово мгла с заглавием стихотворения? Знаете ли Вы другие произведения А.С. Пушкина, в которых употребляются это слово и это выражение? Сформулируйте значение выражения северная Аврора и слова мгла в данном тексте.

2. Выпишите из текста слово, которое, по мнению известного лингвиста Н.М. Шанского, имеет значение «вчера вечером». В состав каких антитез входит это слово? Выпишите языковые (в том числе и грамматические) средства, организующие эти антитезы. Какую роль они играют в тексте?

3. Сформулируйте лексическое значение слова озарена. Дайте грамматическую характеристику этого слова. В чем противоречие между одним из грамматических признаков и смыслом (семантикой) этого слова? Запишите слова, этимологически родственные данному слову. С каким пространством, изображенным в тексте, и с каким временным периодом связано это слово? Аргументируйте свой ответ.

4. С какими словами в тексте связано по смыслу слово янтарный? Как связано? Какое значение реализует это слово в контексте стихотворения? К какому разряду прилагательных по значению относится это слово в данном тексте? Поясните свой ответ.

5. Выпишите обращения. Какую информацию об адресате они несут (каковы функции обращения)? Какую роль в смысловой и композиционной организации текста играют обращения?

Ключи

9 КЛАСС

1. Выполните фонетическую транскрипцию слов. Установите фонетические различия в данных парах. Сгруппируйте слова в соответствии с выявленными различиями.

Лжёт – жёлт, нос – нёс, лёд – льёт, ад – яд, трос – рост, лист – стиль, мир – Рим, налёт – нальёт, лес – сел, пыл – жил, счёт – тощ, юг – тюк.

Ключ

6 баллов за верную транскрипцию всех слов.

Слова различаются

1) качеством согласного звука: нос [нос] – нёс [н’ос], юг [jук] – тюк [т’ук], пыл [пыл] – жил [жыл] (2 балла);

2) количеством звуков: лёд [л’от] – льёт [л’jот], ад [ат] – яд [jат], налёт [нал’от] – нальёт [нал’jот] (2 балла);

3) порядком следования звуков и качеством согласных звуков: лес [л’эс] – сел [с’эл], мир [м’ир] – Рим [р’им], лист [л’ист] – стиль [с’т’ил’] (3 балла);

4) порядком следования звуков: лжёт [лжот] – жёлт [жолт], трос [трос]– рост [рост], счёт [ш’:от] – тощ [тош’:] (2 балла).

Всего за задание 15 баллов.

2. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие лексические группы можно выделить в этом тексте? Выпишите их и определите смысловые отношения внутри каждой группы. Какое лексическое явление позволяет отнести некоторые  из слов данного теста к нескольким группам? Укажите эти слова и определите их роль в тексте (обоснуйте свой ответ).

– Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс!

– Коня не могу найти, – задушенным и фальшивым голосом отозвался из-под кровати кот, – ускакал куда-то, а вместо него какая-то лягушка попадается.

– Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? – притворяясь рассерженным, спрашивал Воланд, – никакой лягушки не было под кроватью! Оставь эти дешевые фокусы для Варьете. Если ты сейчас же не появишься, мы будем считать, что ты сдался, проклятый дезертир.

– Ни за что, мессир! – заорал кот и в ту же секунду вылез из-под кровати, держа в лапе коня.

– Рекомендую вам... – начал было Воланд и сам себя перебил: – Нет, я видеть не могу этого шута горохового. Посмотрите, во что он себя превратил под кроватью.

Ключ

В этом тексте можно выделить несколько текстоорганизующих лексических групп.

  1. «Представление» (2 балла): балаган, ганс, конь, фальшивый, воображать, ярмарочная площадь, притворяться, фокусы, шут гороховый, превратить (синонимия: ганс-шут гороховый, воображать-притворяться; если выделить поле, то в ядре – ярмарочная площадь) (+ добавить по 0,5 балла за пример).
  2. «Притворство» (2 балла): балаган, фальшивый, фокусы, воображать, притворяться, превратить (+ добавить по 0,5 балла за пример).
  3. «Игра» (2 балла): конь, сдаться ( + добавить по 0,5 балла за пример).
  4.  «Война, битва» (2 балла): сдаться, дезертир, задушенный, конь (+ добавить по 0,5 балла за пример).
  5. «Животные» (1 балла): кот, лягушка, конь (+ добавить по 0,5 балла за пример).

Слова этих групп, благодаря многозначности (2 балла) (слова, которые оказываются в нескольких группах – балаган, конь, фокусы, шут, притворяться, превратить, сдаться и др. (+ добавить по 0,5 балла за пример), обнаруживают семантическую общность в прямых лексических значениях, в рамках текста организуют развернутую метафору словесного сражения (скорее, угрозы расправой), в котором Воланд  задает характеристику кота Бегемота – паяц (окаянный ганс). В репликах автора переносные лексические значения слов с семантикой игры закрепляют развертывание метафоры, дополняя образ Бегемота и подчеркивая соотношение персонажей (3 балла за подробный ответ).

Всего за задание 11 баллов.

3. Выделите в данных словах суффикс. Сгруппируйте слова по общности значения суффикса, сформулируйте его значение. Найдите среди данных примеров слова с синонимичными суффиксами.

Счастливица, медведица, водица, ленивица, лужица, теплица, львица, вещица, светлица, хлебница, изобретательница, слушательница, сахарница, учительница, супница, любимица, темница.

Ключ

Суффикс -иц-:

  • Счастливица, ленивица, любимица (1,5 балла) – значение суффикса «лицо женского пола» (1 балл);
  • медведица, львица (1 балл) – значение суффикса «самка животного» (1 балл);
  • водица, лужица, вещица (1,5 балла) – уменьшительно-ласкательное или уменьшительно-пренебрежительное значение суффикса (1 балл);
  • теплица, светлица, темница (1,5 балла)– значение суффикса «помещение, сооружение» (1 балл).

Суффикс -ниц-:

  • Изобретательница, слушательница, учительница (1 балл) – значение суффикса «лицо женского пола» (1 балл);
  • хлебница, сахарница, супница (1,5 балла) – значение суффикса «сосуд» (1 балл).

Слова с синонимичными суффиксами: счастливица, ленивица, любимица (суффикс -иц-) и изобретательница, слушательница, учительница (суффикс -ниц-). У слов этих групп значение суффикса – «лицо женского пола» (2 балла).

Всего за задание 16

4. В переводах баллады «Бармаглот» из «Алисы в Зазеркалье» Л. Кэрролла встречаются искусственно созданные существительные. Можно ли определить их род по формальным показателям? (Аргументируйте свой ответ.) В каких случаях для определения рода нужны дополнительные сведения?

Козь, зеленавка, драколов, Юб-Юб, нава, мюмзик, бармаглот, глущоба, брандашмыг, хрюк.

Мужской род у слов драколов, мюмзик, бармаглот, брандашмыг, хрюк (по 0,5 балла за слово = 2,5 балла). 

Существительные в форме единственного числа с нулевым окончанием (при этом оканчивающиеся на твердый согласный) в русском языке всегда относятся к мужскому роду (2 балла).

Женский род у слова глущоба (0,5 балла). Здесь аналогия со словами чащоба, трущоба (1 балл).

Дополнительные сведения необходимы для определения рода слов козь, зеленавка, нава, Юб-юб (по 0,5 балла за слово = 2 балла).

1) Необходимо знать, личные (=называют человека) или неличные это существительные (2 балла). Если личные, то необходимо знать, какого пола названное лицо (2 балла). Если неличные, то слова зеленавка и нава – женского рода (неличные существительные в форме единственного числа с окончанием -А в русском языке всегда относятся к женскому роду), а слово козь может быть или мужского или женского рода (2 балла).

2) Необходимо знать также, склоняется ли слово Юб-юб (2 балла). Если склоняется, то это слово мужского рода: существительные в форме единственного числа с нулевым окончанием (при этом оканчивающиеся  на твердый согласный) в русском языке всегда относятся к мужскому роду (2 балла). Если это слово не склоняется, то см.  1) (2 балла).

Всего за задание 20 баллов.

5. Известный поэт Б. Заходер в оде «Кошка Вьюшка» часто употребляет скобки. В каких случаях в данном контексте скобки употреблены нестандартно и зачем это делает поэт?

Нет места в нашей квартире,

Где бы она ни спала –

От А

(бажура)

до Я

(щика письменного стола).

Вы можете перечислить

(Если сможете!) весь алфавит –

Ручаюсь, на каждой букве

Эта рыжая кошка спит!

Ключ

В третьем случае скобки употребляются стандартно: выделяется предикативная единица (вставная конструкция) (2 балла); а в первом и во втором случае – скобки вторгаются в слово, нарушают его целостность (2 балла); введение скобок – способ актуализации фразеологизма от А до Я (2 балла), который в данном случае употребляется и в прямом смысле тоже: в контексте есть слово алфавит.

Всего за задание 6 баллов.

6. Найдите в приведенных примерах устаревшие грамматические формы, укажите их грамматические значения, дайте современные эквиваленты.

1) Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой… (А.С. Пушкин). 2) Бог весть.  3) Врачу, исцелися сам. 4) Бодливой корове бог рог не дает. 5) Стать притчей во языцех. 6) Сел на конь и поехал в огонь. 

Ключ 

  • Предложно-падежная форма предложного падежа о заре в значении обстоятельства времени (когда?) (2 балла); в современном русском языке ей соответствует форма с предлогом на:  на заре (1 балл).
  • Форма настоящего времени ед.ч. 3л. весть от устаревшего глагола ведать, т.е. «знать» (2 балла), современный эквивалент – знает (1 балл).
  • Врачу – особая форма существительного врач, которая употреблялась в функции обращения (звательная) (2 балла). В современном русском языке ее заменила форма именительного падежа: Врач, исцелись сам (1 балл).
  • Рог  старая форма родительного падежа мн. ч. существительного рог (2 балла), в русском языке ей соответствует форма с другим окончанием рогов (1 балл).
  • Во языцех – форма предложного падежа множественного числа существительного язык со значением «народ» (2 балла): в языках, в народах, среди разных народов (1 балл).
  • На конь – старая форма винительного падежа одушевленного существительного конь, совпадающая с именительным (как у неодушевленных существительных) (2 балла); в современном русском языке – на коня (как у одушевленных существительных) (1 балл).

Всего за задание 18 баллов.

7. Познакомьтесь с материалами словаря, комментирующими четыре слова. Сами эти слова, являющиеся заголовками словарной статьи, пропущены. Проанализировав комментарии, назовите  пропущенные слова. Из какого словаря эти материалы?

1. … Заимствовано из татарского языка. Татарское карбуз восходит к персидскому харбу́за – «дыня», буквально означающему – «ослиный огурец».

2. … Заимствовано (возможно, через германское посредство) из среднелатинского языка, в котором caminata – «отапливаемое помещение» (от caminus – «печь, камин»). В памятниках отмечается с XV в.

3. … Собственно русское. Образовано от простой с помощью суффикса. Первоначально – «простое, не сшитое полотно».

4. … Скорее всего, общеславянское заимствование из тюркского языка (ср. турецк. aslan). В таком случае следует принять исчезновение начального гласного и резкое изменение значения. Сближение со словом прислониться является народной этимологией.

Ключ

1) Арбу́з. 2) Кóмната. 3) Простыня́. 4) Слон. (по 2 балла за слово = 8 баллов)

Это материалы этимологического словаря (2 балла).

[При составлении задания был использован

Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М., «Просвещение», 1971].

Всего за задание 10 баллов.

Всего 9 класс 96 баллов


10 класс

 1. Манёвры -2 б.

       2. Слова утопленник и мертвец относятся к одушевленным именам существительным на основе грамматического признака: вин.п. = род.п. (утопленника, мертвеца), который находится в противоречие с семантикой.

      По 1 баллу за каждое правильно указанное слово.

 3. Суффиксы «женскости»: -к(а) – артистка; - иц(а) – львица; - ш(а) – юбилярша; -ух(а) – толстуха; -их(а) – ткачиха; -ын(я) - -ин(я) – героиня; -ис(а) – актриса; -есс(а) – поэтесс(а); -енк(а) – монашенка; - янк(а) – китаянка; -овк(а) – плутовка и др.

   По 1 баллу за каждый названный суффикс.

  1. Дикий (цвет) упоминается в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Дикий значит – серый (не подвергшиеся обработке природное материалы от времени сереют).

3 балла за правильный ответ

  5.

  1. В этом стихотворении поэт неоднократно употребляет местоимение я. И только в одном случае оно выделено курсивом. Как Вы думаете, почему? Какую роль в тексте Высоцкого играет это личное местоимение? С каким видом односоставных предложений оно соотносится? Как часто встречаются такие предложения в данном тексте и почему?

Ключ 

Местоимение я выделено курсивом во фразе Мой век стоит сейчас – я вен не перережу! Курсив – это способ обозначения логически ударного слова (1 балл). Это восклицательное предложение, в котором лирический герой выражает свои эмоции. Если бы не было курсива, логически ударным было бы последнее слово в высказывании (1 балл).

Это местоимение, много раз повторенное, ставит говорящего в центр высказывания, в результате чего получилось эгоцентричное стихотворение (2 балла).

Местоимение я соотносится с определенно-личными предложениями (2 балла). Определенно-личные предложения в тексте:

Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ, – Не после и не до в лучах твоих сгораю; Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас, А в прошлом – не хочу, а в будущем – не знаю. 

Люблю тебя теперь – без пятен, без потерь.

Приду и вброд и вплавь к тебе – хоть обезглавь!

Смотрю французский сон с обилием времен, Где в будущем – не так, и в прошлом – по-другому.

Люблю тебя и в сложных временах – И в будущем, и в прошлом настоящем! (2 балла если указаны все предложения)

Большое число этих предложений акцентирует внимание на состоянии лирического героя (2 балла).

Всего за задание 7 баллов + баллы за примеры определенно-личных предложений

2. Выпишите остальные слова, выделенные курсивом. Почему автор счел необходимым такое графическое оформление? Что общего в значениях этих слов? Какую роль в тексте играют эти слова? У каких из выписанных Вами слов морфологический статус (частеречная принадлежность) в данном тексте отличается от морфологического статуса в языке?

Ключ

Выделены курсивом слова: сейчас, после, до, теперь, во время, в продолжение, настоящем (1 балл /если выписаны все слова).

Автор таким образом показывает, что  на эти слова падает логическое ударение (это средство актуализации) (2 балла).

Все выделенные слова содержат в лексическом значении компонент  «время» (2 балла). Семантический повтор тоже является средством актуализации наиболее значимого для текста смысла (можно добавить 2 балла, если эта мысль содержится в ответе участника олимпиады).

Выделенные слова оказываются ключевыми: лирический герой говорит о своей любви в настоящем времени, которое для него противопоставлено и прошлому, и будущему (2 балла).

У слов до, во время, в продолжение морфологический статус в данном тексте отличается от морфологического статуса в языке: в тексте они употреблены в значении наречий, в языке это предлоги (по 1 баллу за каждое слово = 3 балла) Это тоже является средством актуализации (можно добавить 2 балла, если эта мысль содержится в ответе участника олимпиады).

Всего за задание 10 баллов

3. Объясните все случаи употребления кавычек в этом стихотворении. Какова смысловая нагрузка такого оформления?

Ключ

1) Хотя поэт поэтов говорил: «Я вас любил: любовь еще, быть может...» Кавычки в этом случае – знак чужого слова. Закавычена чужая речь (2 балла): цитата из стихотворения Пушкина. Диалог с Пушкиным (2 балла).

2) В прошедшем – «я любил» – печальнее могил.

Есть в этом сожаленье об ушедшем, Стремленье, где утеряна стремительность, И как бы недоверье к «я люблю».

Ты только по ошибке не заставь, Чтоб после «я люблю» добавил я и «буду».

Есть горечь в этом «буду», как ни странно <…> Сомненье в том, что «я люблю» сейчас.

Кавычки в этих случаях – знак отстраненного своего слова (3 балла). Рефлексия над своим словом (можно добавить 2 балла, если эта мысль содержится в ответе участника олимпиады).

Всего за задание 7 баллов

4. Какое грамматическое явление обыгрывается в тексте? Аргументируйте свой ответ, опираясь на лексические средства.

Ключ

Лирический герой размышляет /говорит о глагольном времени (языковом явлении), о системе времен глаголов в разных языках (2 балла).

Это подтверждает употребление

а) слов прошедшее, будущее  и слова настоящее в последней строке (хотя здесь это слово оказывается неоднозначным, главным, вероятно, является значение «подлинный, действительный, неподдельный», но и значение, связанное с глагольным временем, тоже присутствует) (по 1 баллу за слово = 3 балла),

б) а также сочетаний слов разность в языках, французский сон с обилием времен, барьер языковой, сложные времена (последнее сочетание является многозначным: употребляется в терминологическом значении /о грамматике/ и в бытовом / «трудные времена»/) (по 1 баллу за сочетание = 4 балла).

Всего за задание 9 баллов


11 класс

1. 

1.Наша дача расположена под Голицыным. – …под Голицыном

2.От метро до нашей школы нужно добираться трехсот шестидесятым автобусом - ... триста шестидесятым…

3.По возвращению из похода мы выпустили красочную стенгазету – …По возвращении…

4. Четверых девочек из класса просили помочь в подготовке угощения для ветеранов. – …Четырех девочек…

5. Мы пропустили без очереди старого ветерана - Мы пропустили без очереди ветерана.

По 1 баллу за исправленное предложение.

   Всего за задание 5 баллов

2. 1) В первой группе слово белый является производящим словом для всех остальных слов, которые равноправны по отношению друг к другу и находятся в отношениях сопроизводности,  т.е. составляют словообразовательную парадигму:

Белый - белизна, белок, белянка, беловатый, беленький, белеть, белить, бело.

2) Во второй группе слова находятся в отношениях последовательной производности, т.е. составляют словообразовательную цепочку: белый  ->белить -> побелить -> побелка-> побелочный.

По 3 балла за правильный ответ

3.С исходным значением  корня  jour -  «день, свет» связаны слова ажурный (сквозной, пропускающий свет), абажур (защищающий от света), дежурный (от фр. de jour – «на день», ср. русское дневальный), тужурка (повседневная одежда, предназначенная на каждый день, от фр. toujours – «всегда»).

По 1 баллу за каждое названное слово

       Всего за задание 4 балла

  1. Перевод: Левая рука не знает, что делает правая. 

 3 балла за правильный ответ.

5. 1. Связаны ли выражение северная Аврора и слово мгла с заглавием стихотворения? Знаете ли Вы другие произведения А.С. Пушкина, в которых употребляются это слово и это выражение? Сформулируйте значение выражения северная Аврора и слова мгла в данном тексте.

Ключ

  1. Выражение северная Аврора и слово мгла связаны с заглавием текста (1 балл).

Название стихотворения «Зимнее утро» уже задает противопоставление разных сил природы (2 балла).

Во-первых, зимнее – зима, закрывающая, прячущая землю под снегом. Таким образом, оно соотносится со словом мгла (2 балла). «Это слово здесь использовано поэтом в значении «густой снег, скрывающий в тумане как своеобразная завеса всё окружающее» (2 балла)… Такую же «туманную», а не «темную» роль выполняет это существительное и в стихотворении А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет…»» (2 балла) [Н.М. Шанский Лингвистические детективы. М., 2006, с. 426].

Во-вторых, утро, символизирующее пробуждение, смену ночи и дня, рассвет. Так, очевидна связь со словом утро в заглавии слова Аврора (в древнегреческой мифологии богиня утренней зари). Слово "аврора" происходит от латинского aura, что означает "предрассветный ветерок". Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос.

Аврора – это «утренняя заря» (2 балла).

Важно, что автор использует словосочетание Северная Аврора.  У слова северный в данном контексте актуализируется смысл ‘зимний’.

Северная Аврора  – это зимняя утренняя заря, сменившая мглу. (2 балла).

«В такой роли слово Аврора Пушкиным используется неоднократно (ср. в «Евгении Онегине»: Ольга к ней, Авроры северней алей И легче ласточки влетает(2 балла) [Н.М. Шанский Лингвистические детективы. М., 2006, с. 425-426].

Всего за задание 13 баллов.

2. Выпишите из текста слово, которое, по мнению известного лингвиста Н.М. Шанского, имеет значение «вчера вечером». В состав каких антитез входит это слово? Выпишите языковые (в том числе и грамматические) средства, организующие эти антитезы. Какую роль они играют в тексте?

Ключ

Значение вчера вечером передается словом вечор (1 балл).

Это слово входит в состав нескольких антитез: 1) вчера / сегодня (1 балл); 2) состояние окружающей среды (1 балл); 3) настроение лирического героя и адресата (1 балл). 

Основная антитеза – вчера / сегодня (противопоставление по времени) организована лексически (антонимами вечор и нынче (1 балл))  и специальной синтаксической конструкцией – сложносочиненным предложением с противительным сопоставительным союзом  а (1 балл). С т.зр. морфологии, отметим, что  со словом вечор связаны формы прошедшего времени глаголов (злилась, носилась, желтела, сидела) (1 балл), а со словом нынче связаны формы настоящего времени (дремлешь, летит, чернеет, зеленеет, блестит, трещит, знаешь) (1 балл) и формы будущего (предадимся, навестим) времени глагола (1 балл).

Эта антитеза выполняет текстообразующую функцию, участвуя в создании вторичных антитез (2 балла).

Антитеза – состояние окружающей среды.

вечор

нынче

вьюга злилась

Мороз и солнце

мутное небо

голубые небеса

мгла носилась

снег лежит

мрачные тучи

Мороз и солнце

Луна, как бледное пятно, желтела

солнце

По 0, 5 балла за каждый пример 

Антитеза – состояние /настроение лирического героя и адресата.

вечор

нынче

Ты печальная

Веселым треском

Приятно думать

По 0, 5 балла за каждый пример 

Всего за задание 11 баллов + баллы за примеры 2-х антитез (состояние окружающей среды и настроение лирического героя и адресата).

3. Сформулируйте лексическое значение слова озарена. Дайте грамматическую характеристику этого слова. В чем противоречие между одним из грамматических признаков и смыслом (семантикой) этого слова? Запишите слова, этимологически родственные данному слову. С каким пространством, изображенным в тексте, и с каким временным периодом связано это слово? Аргументируйте свой ответ.

Ключ

СОШ «Озарить 1. Ярко осветить (высок.) Солнце озарило поля» (2 балла).

Озарена – краткое страдательное причастие сов. вида., прошедшего времени, в ж.р., ед.ч. Однако у причастия перфектное значение: форма прошедшего времени  передает непосредственное восприятие в настоящем (противоречие между формой прошедшего времени  и семантикой этого слова) (2 балла).

С синхронной точки зрения (Словарь Тихонова), это слово непроизводное.   От него образованы озаряться, озаренность. Исторически же образовано от глагола «зарити – видеть (ср. зрение, зрить: заря – то, что позволяет видеть свет)» (2 балла) [Краткий этимологический словарь Н.М.Шанского].  Поэтому по смыслу слово озарена соотносится с солнцем, зарей (с этим словом родственные связи (1 балл)), с Авророй  как утренней зарей.

Это слово связано с пространством комнаты – Вся комната янтарным блеском озарена (1 балл). А опосредованно очевидна связь с пространством за окном, происходит расширение пространства, видение (см. историю слова) самых разных объектов (речка, лес, снега) (1 балл).

Всего за задание 9 баллов.

  1. С какими словами в тексте связано по смыслу слово янтарный? Как связано? Какое значение реализует это слово в контексте стихотворения? К какому разряду прилагательных по значению относится это слово в данном тексте? Поясните свой ответ.

Ключ

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой у слова янтарный есть такое значение: «2. Прозрачно-желтый, цвета янтаря» (1 балл).

Действительно, такое значение в контексте поддерживают слова тематической группы «цвет» (2 балла): бледное пятно, желтела, голубыми, прозрачный, чернеет, зеленеет, снег.

Но в стихотворении Пушкина слово янтарный используется не только в обычном словарном значении – в данном контексте можно говорить не только о цвете, но и свете, теплом и мягком (это «наведенная сема) (2 балла).

В стихотворении А.С.Пушкина очевидна связь между двумя предложениями: Вся комната янтарным блеском Озарена и  Мороз и солнце; день чудесный!- не только в эмоциональном плане, но и в смысловом (1 балл). Таким образом, слово янтарный в этом тексте имеет значение «солнечный и теплый» (2 балла). С признаком солнечный ассоциируется признак теплый.

Поэтому тексте слово янтарный связано по смыслу со словами: блеском, озарена (в тексте возникает смысл «тепло светлой комнаты»), возможна ассоциативная связь со словом печь (по 0,5 за слово = 1,5 балла).

Со словами: солнце, блестя, блеск, озарена – слово янтарный вступает в синонимические отношения (актуализируются смыслы «тепло», «свет») (2 балла); а со словами: мороз, северная, север, мгла, луна, тучи – устанавливаются антонимические отношения (противопоставление по параметру тепло / холод) (2 балла).

Поскольку слово янтарный в данном тексте является синонимом прилагательного солнечный (от солнце), то в связи с выраженной антитезой солнце – луна (как бледное пятно) по параметру свет – тьма, слово янтарный связано со словами солнце, северная Аврора, звезда, луна, блестя, блестит, блеск, озарена (Тематическая группа «свет») (2 балла), мутное, бледное пятно, мрачные, чернеет (Тематическая группа «тьма») (2 балла).

Т. е. это слово, как и слово озарена,  связано  со словом  утро в заглавии стихотворения (2 балла).

В данном значении это качественное прилагательное, так как есть синонимы и антонимы (2 балла).

Всего за задание 20 баллов

6. Выделите обращения. Какую информацию об адресате они несут (каковы функции обращения)? Какую роль в смысловой и композиционной организации текста играют обращения?

Ключ

Обращения: Друг прелестный, красавица; друг милый (по 0,5 балла за каждое обращение = 1,5 балла).

Адресат – женщина (1 балл). Мы видим  нежное отношение к ней лирического героя.

Функции обращения: 1) дает характеристику адресата (функция характеризации) – красавица (2 балла); 2) выражает позитивное отношение к адресату (функция оценки) – друг прелестный, друг милый (2 балла).

Наблюдается синкретизм (совмещение) функций каждого обращения (2 балла). Но основная функция обращения (апеллятивная) (1 балл) уходит на второй план.  

Обращения используются и для построения текста/текстообразования, это средство создания диалога с адресатом (речь идет о свойстве текста – диалогичности) (3 балла). Благодаря позиции обращений, реализуется кольцевая композиция (обращения в первой строфе и в последней) (2 балла).

Всего за задание 14,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...