Урок- исследование по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Майоршина Наталья Германовна

Данный материал урока способствует изучению учащимися новой части речи и значение  в русском языке  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-ом классе

Урок-исследование « В чём загадка местоимения как части речи?»

 

-- Доброе утро, ребята!

    Сегодня утром каждый из вас  перешагнул  порог  своей  школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может  быть, немного  грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки.

(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной)

Здравствуй, мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит,

И у ног земля лежит!

Там леса, и тут поля,

Здесь друзья, и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,

Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй, город самый лучший!

Здравствуй, край, родной, могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир!

Проснулся я!                     Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и , заряженные              хорошим настроением, займите свои места.

         

  -- Проверим, кто из вас был самым внимательным: словом какой части речи закончилась наша эмоциональная зарядка? (Местоимением Я).

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  Почему? Это действительно загадка.

           

Наша задача сегодня на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.

 

1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  насто-

ящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками ме-

стоименных наук.

2) Перед вами рабочий лист, таблица разрядов местоимений. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.

3) Положите перед собой рабочий лист и сверху на 1 стр. запишите число.

4) Тема нашего урока(вслух читает учитель) «В чём загадка местоимения как части речи?»        

                                                     1

        Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто  это? Вот  что  он  пишет  о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя

короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник». А я добавлю: В феврале 2004 года русская

литература отметила 235 лет со дня рождения этого автора.

    -- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам  в сегодняшней работе.

 --Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова «басня»?

       1) Басня— это небольшой рассказ, чаще всего в стихотворной форме с      поучительным смыслом. (подбирается верное толкование)

      2) (устно) – Подберите однокоренные слова к слову «басня»

      3) – Давайте построим словосочетания по следующей схеме: прил.+ сущ.

      4) –Теперь усложним задачу: мест.+сущ. (Басни Крылова. Чьи басни?)

--Мы с вами составили словосочетания. Предложения  состоят из  словосоче-

таний. На рабочем листе и  на  доске 3  предложения. Прочитаем  их, найдём словосочетания с  местоимением и определим  синтаксическую роль  местои-

мений в данных предложениях. (Упр. №1)

1. Его басни переживут века.

2. Басни помогают нам разобраться в своих и чужих недостатках.

3. (В 3-ем предложении находим грамматическую основу)

     Каждый заучивает наизусть басни Крылова.

Какими членами предложения чаще всего бывают местоимения?

(ученики отвечают)

Итог 1. Вот это наше первое научное открытие (вешаю таблицу№4).

              (Читаю вывод №1)

 

 

-- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся  к тексту упраж-

нения№2. (показываю) Прочитаем его.

                  Все любят басни Крылова. Кто же герои его произведений? В них говорится о животных, но любой понимает: каждая басня—рассказ о людях.

Басни помогают в  чьих-либо  недостатках  узнавать  себя. Среди нас, напри-

мер, тоже есть такие беспечные лентяи, как  Стрекоза  в  басне  «Стрекоза  и Муравей». Или такие, которым хочется напомнить  басню «Лебедь, Щука  и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.

 

--О чём говорится в этом тексте?

Возьмите ручки, подчеркните все местоимения в этом тексте и укажите их разряд. Если вы затрудняетесь, обратитесь к таблице.

(Проверим с самого первого предложения)

--Перечислите, пожалуйста, какие разряды местоимений употреблены в данном тексте?

-- Сколько разрядов местоимений в русском языке? (9)

Это наше второе научное открытие. (прикрепляю и читаю вывод)      2

Итог 2. По значению местоимения делятся на 9 разрядов.

 

-- В этом тексте, ребята, 62слова. Посчитайте, сколько в нём местоимений?

(14)

Вывод: Это говорит о том, что местоимения очень часто употребляются в нашей речи. Они делают её разнообразной, богатой, правильной.

(разминка)

Руки подняли и покачали—

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули—

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем—

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-

Мы тоже покажем, крылья сложили назад

И тихо-тихо сели.

 

 

Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, напри-

мер, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.

Местоимения так же, как  и запасные игроки, заменяют в предложениях  име-

на существительные, имена прилагательные, числительные.

1)--На доске дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Чиж и голубь».

2)—Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-

ные, и оно не совсем красиво звучит).

3)— Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-место-

имениями.

4)—Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).

       Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны ме-

стоимения.

    -- Что дала нам такая замена?

Итог 3. (Вешаю плакат, затем читаю вывод).                                  Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.

 

            Знаток русского языка Иван Андреевич Крылов умело использовал в баснях местоимения. Послушайте басню «Чиж и голубь».(читаю басню)

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня

                       Попался!

               Не провели бы так меня:

                За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

                         И дело!       Впредь чужой беде не смейся, Голубок.      

--В каких словах заключается мораль басни?

--Чему учит эта басня? (В беде товарища не оставляйте. Русская пословица гласит: «Друзья познаются в беде».

 

 

-- Мы продолжаем исследовательскую деятельность. Учёные-языковеды утверждают (прикрепляю вывод №4).

  Такое утверждение они сделали на основе того, что местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа— числительные.

 

--Разгадаем ещё одну загадку местоимения. Выполним упражнение№3.

Я диктую местоимения. Вы должны распределить их по 3-ём столбикам.

В 1-ый запишите те, которые указывают на предметы (за 1-ый столбик отвечает 1 ряд).

Во второй столбик –те, которые указывают на признаки предметов (2 ряд).

В третий— которые указывают на количество (3 ряд).

 

она                                    мой                         несколько

никто                                любой                     столько

мы                                     наши                       сколько

 

(Проверка ответов по рядам)

 

--Мы убедились в правильности вывода учёных. Какую особенность местоимений мы разгадали? (Местоимения могут указывать на предметы и заменять имена существительные, …)

 

Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предме-

ты, признаки, количество, но не называет их.

            (Далее отвечают ученики)          

 

           Теперь можно от научной работы перейти к творческой.  Знания о местоимении нам обязательно пригодятся. (На вашем рабочем листе—это упр. №4)

  По заданной рифме сочините своё стихотворение о местоимении.

(1 строчка должна закончится словами «части речи», вторая –«на плечи» и т,д.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.                              

 

Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».  Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны,  старались и  помогали мне. Вы —  настоящи-

ми исследователями и достойны звания «Знаток местоименных наук».

  Я оцениваю ваши знания на «отлично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по русскому языку в 6 классе по ФГОС на тему: «Путешествие по Морфологическому морю к чудаку Причастию».

Данный урок поможет каждому учащемуся стать исследователем и подробно изучить трудную тему....

Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»

Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов  художественных произведений....

Урок-исследование по русскому языку в 8 классе Тема: «Виды обстоятельств»

Цели:  1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;2. развивать самостоятельность мы...

Урок - исследование по русскому языку "Деепричастие как часть речи"

Урок-исследование  в 7 классе по теме "Деепричастие". Тип урока: Урок-исследование.Цель урока: обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической рол...

Урок-исследование по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым"

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической дея...

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе...

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе...