Урок-исследование по русскому языку в 8 классе Тема: «Виды обстоятельств»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Лобастова Ирина Сергеевна

Цели

1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;

2. развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;

3. воспитывать самостоятельно мыслящую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obstoyatelstvo.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по русскому языку в 8 классе 

Тема: «Виды обстоятельств»

Цели:  

1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;

2. развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;

3. воспитывать самостоятельно мыслящую личность.

Формы и методы: самостоятельная работа в группах, самостоятельная исследовательская

         работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа;

         частично поисковый метод, анализ языкового материала,

          выступление-представление по теме урока, творческая работа.

Оборудование: оформленная доска, карточки для самостоятельной работы в парах,

     ответы для самопроверки

Ход урока: 

I. Оргмомент.

 Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал. 

II. Повторение домашнего задания. 

        - записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения.

(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)

 

1 ряд: найти определение в предложении «Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки»

        - укажите в данном предложении орфограммы-согласные 

2 ряд: найти дополнение в предложении «Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки»

        - объясните постановку запятых в предложении 

3 ряд: найти обстоятельство в предложении «Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками»

        - назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков 

III. Основная часть. Работа по теме «Виды обстоятельств»  

        1. Актуализация знаний 

  •  какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению?
  • !определите значение обстоятельств в третьем предложении!
  •  как вы это сделали?
  • только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? существуют ли другие виды обстоятельств по значению? 

        2. Цели и задачи урока 

        Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства. 

3. Изучение нового материала 

        Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.

Для сильных.

        Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство. 

  1. Лошади бежали дружно.
  2. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
  3. Сегодня ты пришёл рано.
  4. По неосторожности я уронил книжку.
  5. Мы пришли вам помочь.
  6. Смотрела она, не мигая.
  7. Заливаются на деревьях певчие дрозды.
  8. На другой день проснулся я с головной болью.
  9. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
  10. Недавно нас уже звали на помощь. 

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

вопросы

 

 

 

 

 

примеры

 

 

 

 

 

какой частью речи выражены

 

  

Для средних.

        В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.

I.

1. Лошади бежали дружно.

2. Смотрела она, не мигая.

II.

  1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
  2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

  1. Сегодня ты пришёл рано.
  2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

  1. По неосторожности я уронил книжку.
  2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

  1. Мы пришли вам помочь.
  2. Недавно нас уже звали на помощь.

 В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

вопросы

 

 

 

 

 

примеры

 

 

 

 

 

какой частью речи выражены

 

 

Для слабых.

        В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.

I.

  1. Лошади бежали дружно.
  2. Смотрела она, не мигая.

II.

  1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
  2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

  1. Сегодня ты пришёл рано.
  2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

  1. По неосторожности я уронил книжку.
  2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

  1. Мы пришли вам помочь.
  2. Недавно нас уже звали на помощь.

 

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств

 

время

образ действия

место

причина

цель

вопросы

 

 

 

 

 

примеры

 

 

 

 

 

какой частью речи выражены

 

 

        По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.

        После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля

 

Виды обстоятельств

 

время

образ действия

место

причина

цель

вопросы

Когда?

Как долго?

Как?

Каким образом?

Где?

Куда? Откуда?

Почему?

По какой причине?

Зачем?

С какой целью?

примеры

Сегодня ты пришёл рано.

Смотрела она, не мигая.

Заливаются на деревьях певчие дрозды.

По неосторожности я уронил книжку.

Мы пришли вам помочь.

какой частью речи выражены

 

Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания

 

 Какие возникли вопросы?

 

IV. Закрепление.

Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями. 

  • Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению. 

        Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

        Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

        Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место). 

        - взаимопроверка, оценивание;

        - комментирование ответов 

  • Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону. 

(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка

        - слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ 

V. Контроль. Тест-пятиминутка 

        1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение        б) дополнение         в) обстоятельство        г) подлежащее

        2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении

    «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям       б) нужно       в) относиться       г) с уважением

        3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении

« От жары и духоты книзу клонятся цветы»:

а) место        б) время        в) образ действия        г) причина

4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении

« Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:

а) цель        б) время        в) образ действия        г) причина

5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении

« Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:

а) цель        б) место        в) образ действия        г) причина

        6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?

а) обратно опечалился                б) опять приехал

 VI. Итог урока.  

        - какой член предложения  мы называем обстоятельством?

        - какими частями речи может быть выражено обстоятельство?

        - с какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?

        - на какие вопросы они отвечают?

 VII.   Оценки за урок. 

VIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"

Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...

Урок-зачет по русскому языку на тему: Обособленные обстоятельства

Урок-зачет по русскому языку на тему: Обособленные обстоятельства...

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Обстоятельство"

Урок в 5 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Цель: дать понятие об обстоятельстве, показать роль обстоятельств в речи, формировать привычку к рефлексии....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Обстоятельство как член предложения"

Цель данного урока: закрепить понятия о дополнниии определении; дать понятие об обстоятельстве; показать роль обстоятельства в речи; развивать навыки синтаксического разбора; формировать привычку к ре...

Практикум по русскому языку на тему "Обособленные обстоятельства" 8 класс

Представленный практикум выполняет тренировочную роль в закреплении темы "Обособленные обстоятельства", а также совершенствует грамматику восьмиклассников....

Разноуровневые задания по русскому языку по теме «Обособленные обстоятельства» (8 класс)

Разноуровневые задания по русскому языку по теме«Обособленные обстоятельства» (8 класс)...