Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Мамаева Анастасия Руслановна

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.44 МБ
Файл tk.docx116.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАШ ЯЗЫК Урок- исследование в 5 классе

Слайд 2

Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч… Как вы думаете, ребята, почему это стихотворение называется «Родной язык»? Какова его основная мысль?

Слайд 3

Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы , певучий и богатый , задушевный , как песня над колыбелью : Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык . ( Алексей Толстой)

Слайд 4

Пословицы о русском языке Ласковое слово – что вешний день. От одного слова – да навек ссора. Слово пуще стрелы разит. Доброе молчание лучше худого ворчания. Лишнее говорить – себе вредить.

Слайд 5

ЛЕКСИКОЛОГИЯ Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается значение слов. Лексика – весь словарный запас русского языка. Лексическое значение слова – то, что обозначает слово.

Слайд 6

ФРАЗЕОЛОГИЯ Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы и их значения (устойчивые сочетания слов). ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить)

Слайд 7

Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Слайд 8

Задание 1. Необ .. ятный , бе ..конечный, бе ..предельный, бе .. брежный , необозримый, неоглядный, бе ..крайний, бе ..мерный, неи ..ч.. рпаемый , неи .. тощимый , нет.. сякаемый , бе ..граничный. Что общего в значении данных слов?

Слайд 9

Задание 2. Даны слова на тему «Зима». Запишите их по алфавиту три колонки, группируя по частям речи. Снег, ветер, мёрзнуть, холодный, холод, сверкать, блестеть, ослепительный, метель, ветреный, скользкий, снежки, коньки, свежий, кататься, мороз.

Слайд 10

Задание 3. Составьте словарик на одну из тем (на выбор). «Лето» «Осень» «Весна» «Семья» «Животные» «Птицы»

Слайд 11

Какие выше высказывания связаны с темой «Словарное богатство русского языка»? Каждое слово необъятно…(Н.Гоголь) Нет на свете оружия сильнее слова. (К.Станиславский) Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (К.Паустовский) Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире (Л.Успенский)

Слайд 12

Мы сегодня узнали о… Мы сегодня исследовали… Мы сегодня доказали… Можно сделать вывод, что…

Слайд 13

Спасибо!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44»

Технологическая карта  

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе

«Наш язык»

                                           Выполнила: Мамаева Анастасия Руслановна

учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока-исследования

Предмет, класс 

 Русский язык, 5 класс

Учитель  

     Мамаева Анастасия Руслановна

Тема урока

Наш язык

Место и роль урока в изучаемой теме 

 Урок закрепления новых знаний

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока 

Сформировать представление о науках, которые изучают словарный состав языка, обобщить и систематизировать знания учащихся о словарном богатстве русского языка, контроль умений и навыков учащихся, воспитание нравственных ценностей на основе культурных традиций русского народа.

Задачи урока 

обучающие

развивающие 

воспитательные 

 Обучение детей мигрантов русскому языку с учетом уровня владения им, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации

- дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка (лексику);  

 - дать определение о фразеологии как науки, изучающей фразеологизмы и их значения;

 - помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова, учить распознавать лексические средства выразительности.

 -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- развить умения пользоваться образцами и самостоятельно подбирать материалы, создавать оригинальные тексты, владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры;

 - сделать выводы о словарном богатстве русского языка.

- Воспитывать культуру общения в классе, в школе, уважение к русским традициям

  • воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
  • развитие готовности и способности учащихся к реализации творческого потенциала;

- воспитывать культуру общения в классе, в школе, уважение к русским традициям

Актуальность использования средств ИКТ

Вид используемых на уроке средств ИКТ 

Повышение мотивации обучения; эффективность проведения урока; дифференциация видов заданий; развитие творческой личности; разнообразие формы обратной связи. Рост интереса к традициям русского народа, к русскому языку и литературе, позитивного отношения к национальному своеобразию русского народа.

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы  и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Планируемые результаты

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Организационный момент

2

Слайд 2:

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- формирование умения слушать и слышать.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

- нацеливание на успешную деятельность.

Волевая саморегуляция

2. Выход на тему урока

7

Слайд 3:

Прочитать высказывание А. Толстого о русском языке.

 - Ребята, скажите, пожалуйста, почему же русский язык называют «великим могучим русским языком»?

Слайд 4:

Прочитать и вспомнить пословицы о русском языке

Наблюдение, проблемная ситуация

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "богатство русского языка", формулирует некоторые задачи урока

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов.

3. Основной этап

7

- Запишите какие же науки о языке существуют и что они изучают.

 Слайд 5. (Лексика)

Слайд 6. (Фразеология)

Наблюдение.

Ф

Указывает объект наблюдения

-  выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Актуализировать знания детей о науках, изучающих словарный запас языка.

4. Работа над темой.

13

Слайд 8.

- Выполните упражнение из учебника. (Один обучающийся выполняет на доске)

  Слайд 9.

 - Далее выполнить следующее упражнение из учебника.

Наблюдение, работа с текстом.

Ф, П

Подведение детей к самостоятельному выводу.

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.

5.Первичное закрепление нового материала

11

Слайд 10.

Из предложенных тем выбрать любую и составить словарик.

Слайд 11.

 Прочитав высказывания известных людей о словарном богатстве русского языка, ответить на вопрос: Какие выше высказывания связаны с темой
«Словарное богатство русского языка»?Как вы их понимаете?

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль.

Г, П, И

Организует выступление учащихся, обмен мнениями.

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

КОД (контрольно-оценночная деятельность).

5

Слайд 12..

 - Мы сегодня узнали о…

 - Мы сегодня исследовали…

 - Мы сегодня доказали…

 - Можно сделать вывод, что…

Рефлексия, контроль

Ф, П, Г

Задает вопросы 
о пройденной теме.
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Развивать речь детей.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

Урок - исследование: «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Это может быть и урок - творческий отчет, и урок - ролевая игра, и урок-исследование, и ...

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...

Урок - исследование «ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской, наш духовный наставник. На данном занятии проводится исследование жизненного пути прославленного святого, что содействует воспитанию у учащихся л...

Программа факультативного курса "Школа русского языка " для детей-мигрантов (первый и второй год обучения, 5-9 кл.)

Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9-16 лет, слабо владеющих русским языком, имеет практическую направленность на их культурно-языковую адаптацию и позволяет организовать р...

Рабочая программа по русскому языку для детей-мигрантов

Составлена в соответствии с Примерной рабочей программой по русскому         языку для    детей-инофонов для проведения     индивидуальных/индивидуаль...

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе

Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе...