Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_po_teme_odnosostavnye_predlozheniya.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ржевская средняя общобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме:
«Роль односоставных предложений в художественных текстах»
Номинация «Урок с применением ЭОР»
Смицкая Татьяна Николаевна,
Шебекинский район
с.Ржевка ул.Башкатова д.12 кв.19,
т.89102251219
tat230672@mail.ru
Тема: Роль односоставных предложений в художественных текстах
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
Цель урока: 1) закрепить знания об односоставных предложениях;
2) закрепить умения определять односоставные и двусоставные предложения, вид односоставных предложений;
3) выяснить, как часто, с какой целью употребляются односоставные предложения в разных стилях речи;
4) исследовать тексты разных стилей
Ход урока
С русским языком можно творить чудеса.
К.Паустовский
1.Организационный момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит !
2.Стадия осмысления.
Учитель. Сегодня мы проводим урок-исследование по теме «Односоставные предложения….»(вторая часть темы урока закрыта) .
(Обращение к эпиграфу, и подведение учащихся ко 2-ой части темы урока (они сами её называют).)
Каждому из вас необходимо будет составить личную образовательную траекторию для устранения пробелов в знаниях по теме. Составьте в тетради таблицу с колонками: знаю – хочу узнать – узнал
В колонку «Знаю» внесите сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в парах).
В колонку «Хочу узнать» ваши вопросы по теме.( Это и есть целеполагание).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Признаки двусоставных предложений и односоставных предложений Виды односоставных предложений | Частота употребления односоставных предложений в разных стилях речи С какой целью употребляются в разных стилях речи |
3. Практическая работа
1). Графический диктант.(2 человека у доски на разворотах)
1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин).[1;24] | ОЛП. |
2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок).[2;10] | НП |
3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков).[3;15] | ОЛП. |
4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица).[4;8] | ОЛП. |
5. Схоронили его за Москвой-рекой И бугор земли тут насыпали, И кленовый крест тут поставили[5;15] | НЛП |
6. С моря веет свежестью. (М Горький).[6;14] | БЛП |
2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.
Безличное предложение | Главный член – сказуемое | Весна! | Определенно-личное предложение | Главный член – подлежащее |
Неопределенно-личное предложение | Главный член – сказуемое | Светает | Назывное предложение | Главный член – сказуемое |
III.Работа в группах.
Памятка для работы в группах(на доске)
- Объединиться быстро и тихо
- Говорить тихо.
- Уметь слушать другого.
- Выполнить задание грамотно, правильно.
- Оставаться в группе, пока не закончит работу другая пара.
- Заполнение листов самооценивания работы в группе.
Задания для каждой группы.
Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.
Карточка для группы №1
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора![7;11]
Карточка для группы №2
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.[7;14]
Карточка для группы №3
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..[7;15]
Карточка для группы №4
Вечер .Взморье .Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.(К.Бальмонт)[8;5]
(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные. 4)назывные)
Вывод учеников об употреблении односоставных предложений.
6.Физкультминутка.
Физкультминутку проводит ученик, используя в речи односоставные предложения.
- Поставьте ноги на ширине плеч, руки- на пояс. Повороты.
7. Работа с текстом
– У Вас на столе тексты с рассказами В. Астафьева «Затеси». Это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки.
– Можно ли заблудиться в жизни как в лесу?
– Что нужно делать, чтобы не заблудиться в лесу? А в жизни?
В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на Земле и в его личной жизни.
– И сегодня мы с Вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается творить чудеса великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в «Затесях» работают односоставные предложения.
Перед каждой группой лежит дорожная карта, действуем по ней.
Дорожная карта 1 группы
«Предел.»
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.
Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застывают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.
Провал. Забытье.[9;1]
Определите основную мысль данной миниатюры.
- Выразительно прочитайте текст.
- Встретились ли в этой миниатюре односоставные предложения? Прочитайте их, определите вид, докажите.
- Какова роль односоставных предложений в данном тексте?
- Из текста выпишите слово , в котором правописание корня является исключением из правила.
Дорожная карта 2 группы
«Приветливое слово».
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
– Длястуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» – хочется крикнуть и мне, да не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, – боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
– Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе. [9;2]
- Выразительно прочитайте текст.
Определите основную мысль данной миниатюры. - Встретились ли в этой миниатюре односоставные предложения? Прочитайте их, определите вид, докажите.
- Какова роль односоставных предложений в данном тексте?
- Из текста выпишите слова , в которых правописание приставок зависит от последующего согласного звука.
Дорожная карта 3 группы.
«Долбят гору».
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье.
Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.
Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесем.[9;3]
- Выразительно прочитайте текст.
- Определите основную мысль данной миниатюры.
- Встретились ли в этой миниатюре односоставные предложения? Прочитайте их, определите вид, докажите.
- Какова роль односоставных предложений в данном тексте?
- Из текста выпишите словосочетание со связью согласование, докажите.
Дорожная карта 4 группы. «Тоска».
Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я , тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле. Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.[9;4]
- Определите основную мысль данной миниатюры.
- Встретились ли в этой миниатюре односоставные предложения? Прочитайте их, определите вид, докажите.
- Какова роль односоставных предложений в данном тексте?
- Определите количество грамматических основ в выделенном предложении текста, докажите.
Афиширование: каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.
8. Развитие речи
– Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте во временных творческих группах написать свою затесь, используя односоставные предложения указанного типа, опираясь на законы их создания. Обсудите (звучит музыка П. Чайковского из «Времен года»).
Принципы создания затесей:
1. Конкретный эпизод, случай из жизни, воспоминание, пейзаж.
2.Философские вопросы, раздумья о нравственности, о жизни, о людях.
3. Чувство, воздействие на читателя.
4. Образность, эмоциональность, выразительность.
5. Богатство языка.
– Прочитайте. Скажите, какие настроения создают односоставные предложения? Постарайтесь определить роль односоставных предложений одним словосочетанием (для оживления рассказа, выразить мысль, выяснить настроение текста…)
9. Рефлексия.
Обращение к таблице личной образовательной траектории.
– Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться?
10.Оценка.Работа с листами оценивания.
– Какие у вас оценки, результаты?
– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
– Если было трудно/ не трудно — почему?
- Что нужно доработать?
11. Дифференцированное домашнее задание.
С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:
1 группе – написать сочинение-миниатюру;
2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;
Список литературы
1.А.С.Пушкин . Стихи. «Детская литература», 1984
2.А.Блок. Лирика «Абрис», 2000
3.Сборник русской поэзии «Лирикон»
4.Сборник русских пословиц
5.М.Ю.Лермонтов «Стихи» , «Просвещение», 1985
6.А.М.Горький «Песня о Соколе», «Детгиз», 1978
7.Лирика А.Фета. «Дрофа», 2005
8.К.Бальмонт .Стихи. «Дрофа»
9.В.Астафьев «Затеси». Библиотека lib.ru
10.Аудиозапись . П.И.Чайковский «Времена года» http:// school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения
Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме "Как связать предложения в тексте?"
Урок развития речи по русскому языку....
Урок-исследование по русскому языку в 8 классе Тема: «Виды обстоятельств»
Цели: 1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;2. развивать самостоятельность мы...
Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте
Разработка урока представлена материалами с художественными текстами И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...