использование метода "Урока-исследования" в рамках изучения предмета "Русский язык"
статья по русскому языку (7 класс)

Многоэтапная творческая деятельность школьников через поиск, путем постановки проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций с использованием приемов технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование по теме «Частицы»

Урок сообщения новых знаний

Выполнила Рожкова М.А. учитель русского языка  и литературы.

Многоэтапная творческая деятельность школьников через поиск, путем постановки проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций с использованием приемов технологии критического мышления


Урок-исследование по теме «Частицы»

(1-ый урок по теме)

Цели и задачи:

  • знакомство учеников с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, особенностями функционирования в различных стилях речи, ролью в организации предложения и текста;
  • усвоение лингвистических понятий «оттенки значения», «модальная частица».

Формы и методы работы: многоэтапная творческая деятельность школьников через поиск, путем постановки проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций и их разрешения с использованием приемов технологии критического мышления

Оборудование: презентация по теме, раздаточный материал

Предварительная подготовка (учащимся даётся задание к этому уроку):

Ответьте на вопросы:

1. Какие служебные части речи вы знаете? Какова их роль?

2. Какие стили речи вы знаете? Вспомните характерные особенности каждого из них?

3. Как можно охарактеризовать предложения по цели высказывания?

4. Какие наклонения глагола вы знаете? Как они образуются?

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной служебной частью речи – частицей. Посмотрите на таблицу, к какой группе частей речи она относится?

-Давайте вспомним, а какие служебные слова вы уже знаете и для чего они предназначены. Можете опираться при ответе на материал таблицы «Служебные части речи».

- А для чего нужны частицы? Откройте учебник по теории на стр.155 и прочтите самостоятельно теоретические сведения об этой части речи. По мере чтения заполните таблицу (стратегия «Инсерт»: + новое, - думал иначе, V-знаю, ? – непонятно)

Таблица «Инсерт»

              «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»

 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

              «–»
поставьте «
»(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

           

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

- Итак, что нового вы узнали? Какие сведения вам уже знакомы? Есть ли что-то непонятное?

- Для чего же нужны в речи частицы?

(для придания различных смысловых оттенков предложению, для образования форм слов)

- Рассмотрим на примерах. На доске записаны предложения:

1. Сегодня приедут артисты? 2. Разве сегодня приедут артисты?

- Какие это предложения по цели высказывания? (вопросительные)

- Чем различаются эти предложения?

- Объясните оттенки значения каждого предложения. (1 – сомнение, приедут ли артисты; 2 – сомнение или вопрос, когда приедут артисты).

Сделайте вывод, с помощью чего удалось внести другой оттенок значения в предложение? (во 2-ом предложении выражены дополнительные оттенки значения с помощью частицы «разве»)

-Проведем лингвистический эксперимент. Переставьте указанную выше частицу в другое место предложения? Запишите получившиеся предложения и скажите, что изменилось?

Разве сегодня приедут артисты?

Сегодня разве приедут артисты?

Сегодня приедут разве артисты?

Сделайте вывод о том, какую роль играют частицы в предложении?

- Произведите синтаксический разбор первого предложения. Является ли членом предложения частица? Имеет ли частица какое-либо свое значение (предмет, действие, признак)?

- Вывод: частицы не являются членами предложения, они не имеют своего лексического значения, не обозначают ни предмет, ни признак, ни действие

- Частицы имеют несколько разрядов по значению. Рассмотрите таблицу «Разряды частиц по значению» и ответьте на вопросы:

1. На какие группы делятся все частицы? Составьте кластер на тему «Разряды частиц»

2. По какому признаку их так разделили? (по оттенкам значений)

3. Допишите в кластер наиболее употребительные частицы.

4. Как вы думаете, в каких стилях речи они употребляются? (разговорный (ли, да, ну, вот, разве,    -ка, авось, же, чай и т.п.), публицистический (да, что за, вот, как, пусть, ли и т.п.), художественный (все частицы))

5. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

6. На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц? (устаревшие)

- Перед вами лежат тексты. Прочтите их. Определите, какие оттенки значений имеют выделенные частицы:

        - Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана? – говорил кузнец, - не хочу думать о ней; а все думается, и, как нарочно, о ней одной только. Отчего это так, что думы против воли лезет в голову? Кой черт, мешки стали как будто тяжелее прежнего! Тут, верно, положено еще что-нибудь, кроме угля. Дурень я! Я и позабыл, что теперь мне все кажется тяжелее. Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму. Скоро буду от ветра валиться.

- Нет, - вскричал он, помолчав и ободрившись, - что я за баба! Не дам никому смеяться над собою! Хоть десяток таких мешков, все подыму. – И бодро взвалил себе на плечи мешки, которых не понесли бы два дюжих человека                                        

(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

Подготовьтесь ответить на вопросы по тексту (стратегия-таблица «Тонкие и толстые» вопросы)

«Тонкий» вопрос

Ответ

«Толстый» вопрос

Ответ

Кто автор этого отрывка?

Н.В.Гоголь

С какой целью автор употребляет так много частиц?

Наличие такого количества частиц в тексте делает его более эмоциональным, энергичным, позволяет более точно и просто передать мысль

Как вы догадались?

Герои знакомы, читали раньше

Возможна ли такая замена в тексте? Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана?– Я не думаю, что из ума моего выбьется негодная Оксана.

Почему?

Нет, т.к. высказывание потеряет эмоциональность, народность речи.

К какому стилю относится данный текст?

Как пишутся частицы со словами в данном тексте?

- Скажите, для чего служат частицы бы, - нибудь?

- В предложении из упр.865 надо употребить глаголы в форме условного или повелит. наклонения. Сделайте это с помощью частиц (устно).

Подводим итоги первого занятия.

-Обратимся к таблице ИНСЕРТ, заполненной вами в начале урока. Остались ли какие-либо вопросы, что-то непонятное?

-Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы …

Мне понравилось …

Я научился…

Я чувствовал себя на уроке …

        Мне удалось…

Меня удивило…

Д/з. 1) Выписать  из басен И.А.Крылова  5 примеров использования частиц в речи. Определить их значение.

        2) Подумать, почему на кластере выделены другим цветом некоторые разряды частиц. (опережающее задание к следующему уроку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО

Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Приемы формирования учебных компетенций при изучении предмета «Русский язык» у детей-инофонов.

Мастер-класс по активизации познавательной деятельности учеников на основе учета их личностных особенностей...

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....

Удостоверение о повышении квалификации "Достижение планируемых результатов при изучении предметов "Русский язык" и "Литература"

Удостоверение о повышении квалификации "Достижение планируемых результатов при изучении предметов "Русский язык" и "Литература"...