Система обучения сочинению.
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Опарина Елена Леонидовна

В статье даны словарно-стилистические упражнения,которые расширяют словарный запас языка школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obucheniya_sochineniyu.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Что такое школьное сочинение?

Это итоговый вид работы, литературное творчество, результат того, чего достиг школьник, изучая литературу.

Что должно отражать сочинение?

  • Знание текста
  • Умение анализировать
  • Зрелость суждений, логику мышления
  • Умение воплощать мысли и чувства в словесную форму
  • Личность ученика

Что мы видим, проверяя сочинения?

Чаще прочих встречаются следующие ошибки и недочеты:

  • элементарный пересказ вместо анализа
  • неправильное ( поверхностное ) раскрытие темы, проявляющееся в следующем:

-сужении или расширении ее границ

-оперировании фактами, не имеющих отношения к теме

-непонимании темы

-неумении определить главную мысль и т.д.

  • незнании или непонимание текста произведения
  • неумении анализировать прочитанное
  • бедности словарного запаса, штампах, обилии речевых и грамматических ошибок

О чем говорят перечисленные недостатки?

Прежде всего - об отсутствии умений и навыков, связанных с созданием текста.

В своей работе я поведу речь о том, как можно научить писать сочинение обычного ученика (работа с особо одаренными детьми - тема отдельного разговора). Я попыталась привести в систему различные упражнения, чтобы облегчить работу и свою, и своих учеников. Убеждена, что мы можем помочь нашим ученикам!

В чем я вижу беду (вину, ошибку) учителя?

Прежде всего - в отсутствии системы работы: чуть-чуть развития речи в 5-6-х классах; в преобладании функций контроля над функциями обучения; в непонимании самим учителем того, что надо делать ученику и как; в отсутствии четких критериев оценки сочинений разных жанров.

Что надо знать и учителю, и ученику ?

Сочинение должно быть цельным с точки зрения формы и содержания. Нельзя писать о героях художественного произведения, как о соседях, так как художественный, поэтический мир произведения условен. Следует оценивать не просто человека (Андрея Болконского, например), а литературного героя, персонаж романа Толстого, художественный образ, его место и роль в романе. Следует научить школьников видеть художественный образ как часть целого, плод воображения автора; понять определенную идею, которую писатель доносит до нас с помощью картин природы, действующих лиц и т.п.; уловить связь этой идеи с творчеством писателя и его эпохой. Какую бы тему сочинения ни выбрал ученик, ему следует знать и понимать все произведение: композицию, проблематику, центральный конфликт, систему образов, особенности стиля писателя и т.п. Сочинение - это письменное высказывание на определенную ТЕМУ, пишется автором самостоятельно, в процессе работы создается ТЕКСТ.

Замечательный русский психолог Выгодский писал, что литературное творчество становится доступным для ребенка «только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира».

Именно поэтому далее и пойдет речь о СИСТЕМЕ РАБОТЫ, на финише которой - сочинение.

Что дает учителю планирование работы?

  • Учитель видит перспективу, идет от простого к сложному.
  • Исключается перегрузка учеников.
  • Возможна координация письменных работ, проводимых по русскому языку и литературе.
  • Становится возможным расположение заданий по нарастающей сложности.
  • Ученики постигают азы, алгоритм работы не визуально, а глубоко, поняв последовательность действий.
  • Учащиеся  усваивают правила построения сочинения, законы его ком позиции, особенности жанров.

Научить школьника писать сочинение - значит, научить его самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, аргументировать, научить его пользоваться богатейшими возможностями русского языка. Следовательно, учитель-словесник должен понимать, что, обучая работе над сочинением, он развивает ум, мышление, интеллект школьника, способствует его самореализации.

Что представляет собой система работы по обучению сочинению?

Это разные типы работ, расположенные в порядке нарастающей трудности. Основные принципы: преемственность и усложнение.

Все виды упражнений и заданий я разделила на этапы. Начинать эту работу следует как можно раньше (учителю - словеснику - с 5 класса). Если же реалии жизни не позволяют сделать это (менялись учителя, состав класса и т.п.) - важно понять: многого можно добиться даже за два года ( 10 - 11 классы).

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Учим пользоваться словом.

Это разнообразные словарно-стилистические упражнения. В идеале их следует проводить постоянно на уроках как русского языка, так и литературы с целью речевого развития учащихся, обогащения их словаря и обучения умению пользоваться словом.

Речевая неразвитость - это не только бедный словарь. Это и ориентированность на единственное прочтение книги, неспособность увидеть, услышать, прочувствовать в слове палитру оттенков, гамму смыслов и чувств.

Чтобы избежать этого, чтобы воспитать ЧИТАТЕЛЯ и АВТОРА, необходимо помочь нашим ученикам погрузиться в слово, т.е. понять его корни, истоки, связи. Следует чаще задавать детям вопросы типа: почему дождь называется дождем? Почему радуга - это радуга, а цветок - это цветок? Какие «родственники» есть у родника?

Словарно-стилистические упражнения, расширяя словарный запас, способствуют осмыслению слова, правильному введению его в устную и письменную речь. Учат облекать мысль в словесную форму. Но для достижения цели необходимо писать, писать на каждом уроке!

Возможны следующие упражнения:

Подбор однокоренных слов.

Эту работу возможно проводить сначала индивидуально, по принципу «Кто больше?». Затем - обмен словами в парах, работа с целым классом. Главное - не упустить ни одного словечка, поддержать на пути поиска каждого ученика, вместе порадоваться находкам.

Какие слова брать? Во-первых, омонимы: брак, глава, свет, среда, досадить, ключевой, правый, уход и т.д. Во-вторых, омофоны: примерять - примирять; старожил - сторожил; изморозь - изморось. В-третьих, мука - мука; впасть - в пасть; к рынку - крынку; нет сноса - с носа. В-четвертых, слова, в определении значения которых ошибаются учащиеся: здравица - здравница; дипломат - дипломант; абонент - абонемент; завещание, наследство. В-пятых, слова, которые помогут понять нам замысел писателя, позволят подойти к анализу образа или произведения в целом:

                  Обломов, Раскольников, Разумихин

Родина

прозаседавшиеся

В-шестых, слова, помогающие понять развитие образа. Например: при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» ученики путем нахождения в тексте однокоренных слов легко выстраивают следующую логическую цепочку: разрешение (крови по совести) – решиться - решено.

Работа с многозначными словами.

Многозначные слова - характерная особенность русского языка. Неверное употребление их способно придать тексту двусмысленность, нарушить логику изложения. Следовательно, необходимо обратить на них внимание.

Возможны следующие упражнения:

Определить значение многозначного слова «идет» в стихотворении Шибаева, заменить его подходящими по смыслу синонимами:

Он мне сказал: «В кино? Идет!»
Он не спросил: «А что идет?» -
Мол, это к делу не идет.
(Ах, как костюм ему идет!)
Вдаль наша улица идет.
Трамвай по улице идет.
И дождь на улице идет -
А он пешком себе идет!
Упорно к цели он идет.
Идет! -о том и речь идет...

При изучении романа Тургенева «Отцы и дети» сравниваем значения слова «жизнь»: - способ существования белковых тел;

- мир, наполненный звуками, красками, ощущениями. Два значения слова - две позиции, два мировоззрения. Поняв это, можно подойти к пониманию центрального конфликта романа. То есть возможно постижение сути через слово.

Разговор о романе Толстого «Война и мир» начинаем с выяснения значения слова «мир» («мiръ»), и яснее становится смысл названия, в какой-то мере облегчается понимание романа.

То же самое мы делаем при изучении комедии Грибоедова «Горе от ума»: выясняем значение слова «ум». А подойдя к изучению «Героя нашего времени» Лермонтова, разбираем, в каком смысле использовано слово «герой».

Работа с фразеологизмами.

Фразеологических оборотов наши ученики знают мало. В речи практически не употребляют. Поэтому просто необходимо обращать на них внимание при анализе художественных произведений, как можно чаще использовать на уроках фразеологический словарь.

Возможны следующие упражнения:
Заменить фразеологический оборот синонимом:
    брать быка за рога,        своротить гору,

чесать язык,        перемывать косточки и т.д.

Заменить данные слова и словосочетания синонимичным фразеологическим оборотом: весь день, вдоволь, без ограничений, умер, отчаиваться, в один прием, очень быстро, кое-как и т.д.

Объяснить различие лексического значения подобранных группами фразеологизмов: вне себя, выйти из себя, довести до белого каления; глазом не моргнул, как с гуся вода, и в ус не дует; сыграл в ящик, отбросил копыта, приказал долго жить. Составить предложения, в которых каждое из данных выражений явилось бы сначала свободным словосочетанием, а затем фразеологическим оборотом:

 не вытянешь клешами,        каши не сваришь,

              мышиная возня,        висеть на хвосте

Закончить фразеологизм:

два сапога...        танцевать от ...        еле-еле душа в ...

буря в ...        кусать ...        плакать в ...

топтаться на ...        не мудрствуя ...        голод не...

Подобрать и записать как можно больше фразеологизмов со словами «голова», «рука», «глаза», «один», «семь».

Написать сочинение - миниатюру о хорошо знакомой ситуации, в котором можно было бы использовать подборку фразеологических оборотов: комар носа не подточит; ищи ветра в поле; кто во что горазд; лезть на рожон; с распростертыми объятиями; на всю катушку;...

Разумеется, все мы обращаем внимание на фразеологические обороты при анализе художественных произведений. Но их можно и нужно использовать и на уроках русского языка при отработке орфограмм и пунктограмм (например, при изучении постановки запятой перед союзом «как»).

Работа с пословицами и поговорками.

Как один из возможных видов работы предлагаю дать задание написать сочинение- миниатюру, названием которого служит пословица или поговорка.

Естественно, необходимо обращать на них внимание, работая над текстами художественных произведений, обращая внимание учеников на правомерность использования в тексте.

Возможно более активное обращение к пословицам и поговоркам и на уроках русского языка. Так, изучая тему « Прилагательное», можно взять пословицу  «Свет не без добрых людей». Поработав над смыслом, можно провести следующую работу:

  • Подобрать синонимы к прилагательному.
  • Определить его разряд и прочие грамматические категории.
  • Составить текст с этим выражением или объясняющий его.

Подбор ассоциаций.

Эти упражнения, занимая минимум времени, полезны необычайно, так как освобождают речь школьников от штампов, раскрепощают сознание, помогают услышать и почувствовать СЛОВО.

Ассоциации можно подбирать устно. Можно записывать все ассоциации, пришедшие в голову, и потом обмениваться ими, стараясь понять ход мысли одноклассника, - это один из путей к пониманию художественного текста и, что еще более важно, к пониманию подтекста. Вот возможные задания:

  • Подобрать ассоциации к слову ОДИНОЧЕСТВО: скука, тоска, безлюдье, счастье, философия, обида, ожидание и т.п. Далее возможен вывод: одиночество Базарова и одиночество Обломова - различны по своей сути.
  • Какие ассоциации вызывают имена героев произведения. ИЛЬЯ  ИЛЬИЧ  ОБЛОМОВ (мягкость, округлость) и  ШТОЛЬЦ (резкость, подобная удару хлыста)?
  • Та же работа - с фамилиями ЖИЛИН и КОСТЫЛИН.

Возможно и такое упражнение. А. Галич написал песню, в которой рассказывается о том, как изгоняли из Союза писателей Б. Пастернака. Песня начинается с цитаты из стихотворения Пастернака «Зимняя ночь». Задание: определить, где здесь отрывок из подлинника, а где - намеренно искаженный текст? Доказать, что текст, который ученик считает авторским, точнее и выразительнее. В каком варианте пастернаковские строки более уместны?

1. «Мело, мело по всей земле         2. «Мело, мело по всей земле

Во все пределы,        Во все пределы,

Свеча горела на столе,        .      Свеча горела на столе,

Свеча горела...»        Свеча горела...»

Из зала слышались смешки,              Нет, никакая не свеча -

Горела люстра,        Горела люстра.

С трибуны грозные очки        Очки на морде палача

Блестели тускло.        Сверкали шустро.

И кто-то скучно вопрошал:        И кто - то спьяну вопрошал:

-Кого? За что там?..        -Кого? За что там?

И кто-то ел и хохотал                 И кто- то жрал, и кто* то ржал

Над анекдотом...        Над анекдотом...

ВАЖНО! Если ученик интуитивно почувствовал разницу, но не может доказать свою правоту словами, то у него уже есть ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ, что крайне важно. Следовательно, работать с ним надо над развитием речи.

Можно дать задание: записать поток ассоциаций, связанных со словами СВЕЧА и ЛЮСТРА.

Еще один прием подсказал нам Джанни Родари. Обучая сочинению, он составлял «бином фантазии» из двух слов, между которыми, на первый взгляд, нет ничего общего, и просил написать рассказ, непременно используя эти слова. Например, бином « зеркало и экскаватор». Вот что может получиться в результате такой работы:

«Утром рано экскаватор на работу поехал. Вдруг у него на дороге зеркало выросло. -Пусти! - сказал экскаватор. -Не пущу, -ответило зеркало, - посмотри, какой ты грязный.

Посмотрел экскаватор на себя в зеркало, и сразу ему захотелось почиститься...».

Используя опыт Дж.Родари, учитель может дать следующие задания: составить «бином фантазии» из двух слов (можно использовать слова с определенными орфограммами); написать рассказик по своему биному.

А вот еще один пример использования ассоциативного мышления при анализе текста произведения. Работая над эпизодом «Раскольников на Николаевском мосту», прошу записать ассоциации к слову «купол» (имеется ввиду купол храма, виднеющийся вдалеке). Возникают такие ассоциации: храм, бог, покаяние, раскаяние, чистота... И ребята рассуждают о чистоте души, жизни героя романа ДО преступления; о том, что он изгнал Бога из души своей; о том, что путь к покаянию будет долог - ведь купол так далек...        

 Подбор синонимов.

Данные упражнения помогут ученикам избежать таких речевых ошибок, как тавтология и плеоназм.

Найти в предложенном тексте синонимы, определить, отличаются ли они по значению:

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть - тоска меня съедает –

Диво б дивное хотел

Перенесть я в свой удел.»

Определить,   какое   слово   в   паре   синонимов   является   более «просторным», «радостным» ( по определению поэта Болеславского):

               влюбленность - любовь        приятель - друг

люди - народ             работа - труд

Подобрать экспрессивно окрашенные синонимы: например, подобрать глаголы, характеризующие двоечника, идущего В школу и ИЗ школы.

Подобрать синонимы к слову «смеется», соответствующие следующим существительным: мальчик, старушка, бандит, толстый повар, начальник, девчонка.

Подобрать синонимы к словам, без которых невозможно написать сочинение: писатель, известный, великий, произведение.

Подбор антонимов.

Возможные упражнения:

К данным парам слов подобрать однокоренные, сохраняя антонимические отношения между словами: говорить - молчать    светлый - темный      трудиться - бездельничать

Подобрать антонимы к словам: быстро, разумник, уважение, румяный, бледный, нельзя, временный, второпях,...

От данных слов с помощью различных словообразовательных элементов образовать слова - антонимы. Образец: лить - прилив - отлив

Тащить, шум, воздух, ледник, сердце, воля, ехать, срок, вкус, раствор, доброта, доход, грамота, снег, мера,...

Записать контекстуальные антонимы:
басня «Волк и …

Обломов - (Штольц)        

Обломовка - ( Петербург )

Они сошлись: волна и ..... ,стихи и …        , лед и ...

Работа по осмыслению семантики слова:

дворецкий - дворянин - дворовый - дворник

крепостной - крепостник

                    сожители - соседи - обитатели

труженик – трудяга

рабочий - работник - работяга

Работа над стилями речи.

Одна из типичнейших ошибок в сочинениях наших учеников - неоправданное смешение стилей речи. Эту ошибку можно и нужно предупредить, чему способствуют следующие задания и упражнения:

Сделать сообщение о стилях речи, их особенностях (лексических, грамматических, синтаксических).

Найти признаки разговорного стиля речи в произведении (например, в диалоге героев пьесы «На дне» ).

Определить, к какому стилю речи относятся данные словосочетания: пробуждающаяся природа, по данным социалистического опроса, шорох ресниц, парламентские дебаты, растянулся на лавке, хлопать ушами, лебедь белая, валютный коридор.

Проанализировать данный текст (вырезка из газеты, карточка и т.д.) с точки зрения стиля.

Сделать разностилевые описания предмета.

Сравнить описание Бородинской битвы, сделанное историком и писателем. Написать репортаж с места событий.

Указать стилистическую окрашенность прилагательных, образованных:

с помощью приставки РАЗ-

с помощью суффиксов -ОНЬК (-ЕНЬК), -УЩ, -ЕШЕНЬК (-ОШЕНЬК), -ОХОНЬК, (-ЕХОНЬК).

Выписать из журналов, газет 10-15 новых терминов, объяснить их значение, составить с ними словосочетания.

Объяснить слова: рейтинг, импичмент, дайджест, тинейджер, инвестор, менеджер, слайд, мэрия, спикер, брокер, секвестр.

Определить, чем вызван комический эффект текста (К. Чуковский «Живой, как жизнь»).

Жена говорит мужу: «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров».

С этой же целью можно использовать текст записки, врученной секретарем райкома Семену Давыдову (роман Шолохова «Поднятая целина»).

Работая над стилями речи, просто необходимо научить школьников правильному оформлению деловых бумаг: автобиографии, заявления, расписки, доверенности, письма в вуз.

Отрабатывая навыки, связанные с особенностями стилей речи, я давала своим ученикам и такие задания:

  • написать сочинение - миниатюру в форме эссе «Береги честь смолоду»
  • пересказать фрагмент пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», заменив художественный стиль на официально - деловой
  • взять интервью у учителей - ветеранов к уроку «Литература тоталитарного государства»
  • написать очерк об экскурсии в Малые Карелы
  • написать репортаж о соревнованиях по баскетболу.

ВАЖНО проводить эти и подобные упражнения постоянно, в системе, повторяя и усложняя их, превращая умения в навыки.

НЕ ЗАБЫВАТЬ попутно отрабатывать навыки правописания, проговаривая наиболее трудные и часто встречающиеся слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Календарное планирование и разработки уроков по технологии "Трёхмерная методическая система обучения" (для учащихся 7 класса с казахским обучения)

    В сборнике  представлена  система  работы  по  педагогической  технологии  трёхмерной  методической системы обучения  по русскому язык...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Система обучения сочинениям

система обучения сочинениям...

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений...