Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс)

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_oshibok_16-17.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация ошибок,

исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений

Фактические ошибки –  

разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности:

1.

Ошибки в датах жизни

и  деятельности писателей

Пьеса «На дне» написана  в  1912  году.

Гёте – французский  писатель.

2.

Смешение эпох, авторов,

названий произведений

Фонвизин в комедии «Недоросль» описал

забитость и тупость капиталистов.

3.

Искажение фактов,

описанных  в произведениях

В основе взглядов Базарова были передовые идеи

Чернышевского.

Ленский вернулся в своё имение из Англии.

4.

Преувеличение

(или преуменьшение)  

фактов

Грибоедов раскрыл  все черты самодержавия 19 века.

Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией.

5.

Искажения в цитировании

Онегин слегка  мажурку танцевал.

Ярем он  с барщиной   старинной оброком легким

заменил.

Фактические ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Логические ошибки  

К наиболее частотным логическим ошибкам относятся следующие:

  • нарушение последовательности высказывания;
  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
  • раздробление одной микротемы другой микротемой;
  • несоразмерность частей высказывания;
  • отсутствие необходимых частей;
  • нарушение  членения текста на абзацы;
  • не выделена главная мысль в основной части работы и в заключении;

Логические ошибки связаны, во-первых, с объемом самих понятий, обозначаемых словами, и с соотношением понятий между собой; во-вторых, с характером сообщаемого об этих понятиях, то есть суждений, оформляемых как предложение; в-третьих, с отношениями между суждениями, оформляемыми как сложное предложение или последовательность предложений (абзац). Первый и второй типы логических ошибок находят свое выражение в простом предложении и частях сложного, третий – в простом с обособленными членами предложения, в сложном предложении и цепочке предложений. Рассмотрим последовательно логические ошибки внутри перечисленных синтаксических конструкций.

I. Логические ошибки внутри простого предложения или в части сложного:

 1. Логические ошибки, связанные с объемом понятий.

  • Деление должно быть соразмерным. Ошибочное деление может содержать лишний компонент: Именные части речи, числительное, глагол. (Числительное относится к именным частям речи.)
  •   Деление должно производиться только по одному основанию: Имя существительное, глагол и словосочетание. (Словосочетание – единица синтаксического уровня.)
  • Члены деления должны исключать друг друга: Приветствуем москвичей и ветеранов. (Один компонент (москвичи) включает в себя другой (ветераны).)
  • Деление должно быть последовательным: Монографии и рецензии, справочники и аннотации. (Неверное объединение – нужно: Монографии и справочники, рецензии и аннотации.)

К логическим ошибкам, порожденным нарушением перечисленных правил деления, относится: неразличение смежных понятий, части и целого, рода и вида, причины и следствия.

Например, смешение причины и следствия можно видеть в часто встречающемся

сегодня высказывании: Опять подорожали цены. 

(Подорожали товары, а цены – следствие этого процесса, они выросли.)

2. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения:

последовательность расположения, однородность понятий, родовидовые отношения, соотнесенность с обобщающим словом, семантика союзов (перечисление, соединение, разделение, противо- и сопоставление, присоединение).

  • Он был не только хорошим человеком, но и большим гуманистом.

а) Гуманист включает значение «хороший человек», поэтому союз не только... но и, имеющий значение восполнения, добавления, неуместен. Он используется в предложениях типа: Он был не только хорошим человеком, но и большим ученым.

б) Гуманист не может быть большим или маленьким. Вариант исправления: Он был не просто хорошим человеком. Он был гуманистом. (Смысловые отношения между предложениями – градация).

3. Ошибки, связанные с искажением субъектно-объектных, обстоятельственных,

определительных, сопоставительных и прочих смысловых отношений. 

  • Что же ждет Чацкого впереди? Только дорога, изрытая камнями.

(Изрытая чем? Камнями можно усыпать, а дорога может быть каменистой или в рытвинах, углублениях, ямах. И то, и другое имеет переносное значение – «трудная».)

4. Ошибки, связанные с употреблением сравнений, сопоставлений, уточнений и

различных «образов».

Мюллер дал А.Соколову маленькую буханку хлеба и еще более маленький кусок сала.

(Размер буханки хлеба и размер куска сала несопоставимы: одно (сало) добавляется к другому (хлебу), их нелогично сравнивать по размеру. Из логической ошибки вытекает и грамматическая – неправильное образование сравнительной степени прилагательного маленький. Правильно – меньший, меньше, но здесь эти формы не подходят. Варианты исправления: крохотный, небольшой, малюсенький.

II. Ошибки в сложном предложении

Не всякая мысль может быть оформлена как простое предложение, потому что она требует своего развития (исключения – афоризмы, пословицы и т.п.).

  • Русский язык настолько богат и прекрасен, что никогда не стоит засорять его новомодными словами. (Нарушена причинно-следственная связь.)

Вариант исправления:

Русский язык настолько богат и прекрасен, что требует к себе бережного отношения.

  • Шаг за шагом Старцев теряет интерес к работе. Теперь в городе у него огромная практика. (Логически противоречивые утверждения.)

Вариант исправления:

Хотя у Старцева в городе уже огромная практика, интерес к своей работе он потерял.

III. Нарушение логических связей между предложениями

Логические ошибки, наблюдающиеся между предложениями, обычно соотносимы с ошибками, возникающими между частями сложного предложения.

Проблема молодежного языка существовала во все времена и у всех народов, и вряд ли она когда-нибудь станет неактуальной. Создание своего языка обычно связывают с вечной проблемой «отцов и детей». Но в наши дни этот язык стал как две капли воды похож на язык уголовников.

(Предложение, начинающееся с но, предполагает его противопоставленность предыдущему. Здесь же должны быть противопоставлены вечность проблемы (предложение 1) и особенности современности (предложение 3). Второе предложение – отнесение проблемы к более общей, но такой же вечной проблеме – проблеме «отцов и детей». Мысль может развиваться так: общее – частное – противопоставление.)

Вариант исправления: Вечная проблема «отцов и детей» находит свое выражение и в специфическом языке «детей». Особый, молодежный язык при всех его обновлениях и изменениях вечен. Но в наши дни он стал...

Говорят, что царь Соломон любил тысячу раз. А ведь он был известен как один из мудрейших мужей своего времени.

 (Предложения между собой логически не связаны. Здесь нет противоречия, так как одно не исключает другого, поэтому а ведь здесь неуместно. Вариант исправления: Говорят, что царь Соломон, один из мудрейших мужей своего времени, имел тысячу жен.)

IV. Ошибки, связанные с пропуском логического звена

Этот тип ошибки наблюдается и в простом, и в сложном предложениях, и в цепочке предложений.

Андрей был ранен и увидел лучшие минуты жизни. (Пропущено: очнувшись.)

Вариант исправления:

Очнувшись, он увидел небо над головой и вспомнил лучшие минуты жизни.

Родился наш герой в Воронежской губернии. Вскоре женился. (Из предложения следует, что между рождением и женитьбой никаких событий не происходило.)

Речевые ошибки    

  

это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы,

немотивированное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение

(смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устранённая  контекстом многозначность.

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:

1.

Употребление слова  в    

несвойственном  ему  значении

Эта мысль развивается  на продолжении  всего текста.

2.

Ошибки в употреблении  паронимов

(слова, сходные  по  звучанию, но    разные по смыслу)

Онегин  ведёт  праздничный  образ жизни

(вместо праздный).

3.

Неуместное употребление

эмоционально-окрашенных слов

и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

4.

Неоправданное использование

просторечных, жаргонных  и

диалектных слов

Образ жизни Онегина не волновал предков.

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

5.

Ошибочное употребление    

иноязычных слов

12 апреля весь мир потрясла величайшая

ассоциация (вместо сенсация).

6.

Употребление лишних слов,

в том числе плеоназм

Опустив  голову  вниз.  Слышались  ругательства  и  брань.  Молодой юноша.  

7.

Употребление рядом и близко

однокоренных слов, стилистически

не  оправданное

Характерная  черта  характера.

В  этом  рассказе  рассказывается о

реальных событиях.

8.

Неоправданное повторение слов  

в  рамках  одного микротекста.

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины  содеянного.

9.

Неудачное употребление

местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.

10.

Лексические анахронизмы  

(смешение лексики разных эпох)

Чацкий поехал  в командировку за границу.

11.

Неразличение оттенков значения,

вносимых в слово приставкой и

суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не

поменялось.

Были приняты эффектные меры.

12.

Пропуск, недостаток нужного слова

Серёжа смирно сидит в кресле, закутанный белой простынёй, и терпеливо ждёт конца   (о стрижке).

13.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

14.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает  впечатление.

Автор использует художественные

особенности (вместо средства).

15.

Нарушение стилевого единства

текста.

Но как могла понять Печорина эта светская дамочка, искренне преданная идеалам  

общества?

Неудачный порядок слов

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

Речевые недочёты

1.

Неразличение оттенков  синонимов или близких     по    значению слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

2.

Нарушение лексической    

сочетаемости слов

Автор использует художественные

особенности  (вместо средства).

3.

Употребление лишнего

(ничего не добавляющего) слова

Наступил  август месяц.

4.

Бедность и однообразие

синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

5.

Неточность в употреблении  

устойчивых выражений.

Дай  пример  (приведи).

6.

Непонимание особенностей  слов  и

сочетаний с переносным значением

Очень  строго одетый мужчина.

Грамматические  ошибки 

это ошибки в структуре  языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или

предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы  (словообразовательной, морфологической, синтаксической).

1.

Словообразовательные

  

Неоправданное словосочинительство  или  видоизменение слов нормативного языка. (Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.)

Надсмехаться, подчерк, нагинаться, одежа, спинжак, беспощадство, очаровательство, публицизм, трудолюбимый, подлизник, насущий вопрос, скучание. и т.п.

Ошибочные образования отвлечённых существительных с суффиксами

-ениj-, -ниj-, -ость

Помещики бьют крестьян за провиновение.

Своей  упрямостью она добивалась, чего хотела.

2.

Морфологические – связанные с ненормативным образованием форм слов

и употреблением частей речи  (иногда это заполнение «ниши»):

Ошибки  в роде существительных

Купила билет с плацкартом.

Эту комментарию  уже  слышали.

Ошибки в употреблении числа

существительных

В городе побежали ручьи по асфальтам.

Стихотворение это написано не чернилом, а кровью.

Ошибки в употреблении  

падежных форм

У нас нет время. Согласно плана.

Она детями своими довольна.

Ошибки в образовании форм

прилагательных

Эта книга  ещё  более   интереснее. Поэзия учит нас более полнее воспринимать мир.

Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом

Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

Наша группа была сплоченная, дружна.

Ошибки  в  употреблении  местоимений

Пошли  к  ему  в дом. Ихнего пафоса.

Ошибки  в  употреблении  форм  имён

числительных

С  двести  рублями;  в тысячу девятьсот  

двадцать  первом  году; с пятистами рублями; по обоим сторонам …

Ошибки  в  употреблении  форм  глагола

Им двигает чувство сострадания (норма: движет). Они ездиют; хочут; пиша о жизни…  

3.

Синтаксические – заключающиеся  в  неверном построении словосочетаний, простых, осложнённых  и сложных предложений:

Неверное управление слов

Нужно сделать свою природу

более красивую.  

Нарушение связи между подлежащим и

сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества. Но не вечно ни юность, ни лето. Молодёжь всегда были впереди.

Нарушение способа выражения

сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

Нарушение согласования между

членами предложения

Я знаком с группой ребят, серьезно

увлекающимися  джазом.

Нарушение границы предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Ошибки в построении предложения

с однородными членами

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. 

Ошибки в предложениях с

причастным  оборотом

Узкая дорожка была покрыта

проваливающимся снегом  под ногами.

Ошибки в предложениях с

деепричастным  оборотом

Читая статью, всегда делаются пометки.

Местоимённое дублирование  одного из

членов предложения, чаще подлежащего

Лермонтова, его ссылают а Кавказ.

Кусты, они  покрывали  берег реки

Смешение прямой и косвенной  речи

Юрий сказал, что  буду  лётчиком.

Разрушение фразеологического оборота

без особой стилистической установки

Терпеть не могу сидеть сложив руки. 

Хохотала как резаная.

Необоснованный пропуск членов

предложения

Стоят зелёные деревья, на них  (кто?) весело поют песни.

Неправильное употребление предлогов

Из-за  земли пробивалась свежая травка.

Фашисты отняли  от  него младшего брата.

Ошибки в построении

сложносочинённых предложений

Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.

Ошибки в построении

сложноподчинённых предложений

Если бы Катерина ушла с Борисом, мы только приветствовали.

Нарушение видовременной

соотнесённости  глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг

застучит вновь.

Ошибки  в построении сложного

предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Ошибки в структуре  сложного   предложения (смешение  сочинительной  и    подчинительной связи;

отрыв  придаточного  от   определяемого слова  в  главном)

Когда ветер усиливается,  и  кроны деревьев шумят под его порывами.

Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

Орфографические ошибки –

это неправильное написание слов. Орфографическая ошибка  может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя:

на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочётов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.

При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)   в исключениях из правил;

2)   в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)   в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,

      выступающими в роли сказуемого;

4)   в написании и и ы после приставок;

5)  в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);

6)   в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7)   в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их

последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Графические ошибки 

это разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся  различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчёркивания и шрифтовые выделения.

Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространённых  графических ошибок обычно относят:

  • пропуски букв: ... весь роман  стоится (следует: строится) на этом конфликте;
  • перестановки букв, например: ...новые  наименования пордуктов (следует: продуктов);
  • замены одних буквенных знаков другими,  например: лешендарное Ледовое побоище

     (следует: легендарное Ледовое побоище);

  • добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных,

    условиях <...> (следует: даже).

Графические ошибки  не учитываются при проверке.

Когда ошибка не должна влиять на оценку

 

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки в следующих случаях:

ОРФОГРАФИЯ

  • в переносе слов;
  • буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных

в собственных именах (Мариетта);

  • прописная / строчная буквы;
  • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог;
  • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы);
  • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми

частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

Слитное / дефисное / раздельное написание

  • сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город, метрдотель, прейскурант);

  • на правила, которые не включены в школьную программу (например,    правило   слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

ПУНКТУАЦИЯ

  • тире в неполном предложении;
  • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам

      существительным;

  • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или

      выделение их запятыми;

  • в передаче авторской пунктуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания сочинения рассуждения 2011-2012

Критерии оценивания   сочинения рассуждения  2011-2012...

Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку

Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

критерии оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Презентация использовалась на занятиях элективного курса "Основы редактирования" после работы с критериями оценивания. Материал по теме обобщён, приведены фрагменты ученических сочинений с ошибками ра...

Система оценивания в системе ФГОС

Статья о современных методах оценивания....

Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...