Неделя русского языка
материал по русскому языку по теме

Неделя русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя по русскому, английскому языкам, литературе и истории

                 

                       

             

                               

                           (с 10-ого по 15-ое февраля  2014г.)

.    

                                   

                                       

                                         

                                   

                                         

                                         

                                          План работы:

Понедельник,  10-ое февраля.

  1. Знакомство с планом работы. (на линейке)
  2. Выставка-конкурс «Самая лучшая тетрадь». – после 3-его урока.
  3. Игра «Поле чудес» по творчеству Ф. Тютчева для 5-7 классов.

                                                                                     В 16 -00.

Вторник, 11-ое февраля.

  1. Подготовка к конкурсу чтецов по поэзии Ф. Тютчева.

                            Для 5-11 классов.

  1. Подготовка к творческой работе по Ф. Тютчеву.

                            Для 5-11 классов.

Среда, 12-ое февраля.

      «Турнир знатоков творчества Ф. И. Тютчева» для 8-11 классов.

                                                                                         В 16-00.

Четверг, 13-ое февраля.

  1. Конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение Ф. И. Тютчева»

                               Для 5-11 кл.         в 16-00.

  1. Конкурс творческих работ «Мой Тютчев» (сочинение, эссе, кроссворд, шарада, ребус и др.)

                               Для 5-11 кл.        в 17-00.

Пятница, 14-ое февраля.

  1. Открытый урок русского языка в 7-ом классе. 2-ой урок.
  2. Открытое внеклассное мероприятие:

Литературная гостиная «Как сердцу высказать себя»? по творчеству Ф. И .Тютчева

Для 8-11 классов.  3-ий урок.

Суббота, 15-ое февраля.

Подведение итогов недели.

Понедельник, 16-ое февраля.

     

Победители конкурса сочинений

 «Мой прекрасный русский язык»

1 место: Мялькина Мария, 6класс

2 место:Волков Максим, 5класс

3 место:Колдашова Софья ,6класс

Зайцев Данила,5класс

     

      Победители  конкурса чтецов

       «Мое любимое стихотворение

                   Ф. И. Тютчева»

1. Первое место: Даричкина Дарья, 6 класс

 Артамошкина Юлия,5класс.

2. Второе место:Ерёмкин Илья,6класс

Солдаткина Дарья,5 класс.

3.Третье место:Горбунов Игорь,6 класс

Рогаленков Никита,5класс

5 - 7 класс

            Игра «Поле чудес»  по творчеству Ф. И. Тютчева.

1. Назовите число, месяц и год рождения поэта.

2. В каком родовом тютчевском имении родился поэт?

3. Какой язык господствовал в семействе Тютчевых?

4. Из какого стихотворения Ф. Тютчева следующие строки:

« Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.»?

5. Из какого стихотворения Ф. Тютчева следующие строки:

«Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами»?

6. Из какого стихотворения Ф. Тютчева следующие строки:

«Пусть сосны и ели всю зиму торчат,

В снега и метели закутавшись, спят.»?

7. Под присмотром кого находился Тютчев с четырехлетнего возраста?

8. Как звали домашнего воспитателя Ф. Тютчева?

9. В качестве кого Тютчев отправляется в Баварию?

10. Кто изображен на портретах? Назовите. (Портреты прилагаются)

Ответы:

 1. 23 ноября 1803 г.

2. Село Овстуг Орловской губернии Брянского уезда.

3. Французский.

4. Италия.

5. «День и ночь»

6. С. Е. Раич

7. Сверхштатный чиновник русской дипломатической миссии.

8. «Летний вечер»

9. 1818 г.

10. . Е. Л. Тютчева, мать поэта; Тютчев в детстве; И. Н. Тютчев, отец поэта.

                       

     Открытый  урок русского   языка в 7-ом классе.

                        Тема урока: Употребление предлогов в речи. (слайд №1)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок – практикум.

Технология: контекстуального обучения.

Цель: 

1. Повторить понятие о предлоге как служебной части речи; какие разнообразные отношения они выражают; отличие производных предлогов от непроизводных; проверить умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи;

2. Развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки;

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: таблица «Понятие о предлоге», таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов», таблица «Производные и непроизводные предлоги», таблица «Употребление предлогов», экран мультимедиа, карточки, раздаточный материал.

Работа по развитию речи: обогащение речи школьников за счет использования предлогов в речи.

Методические приемы:  работа по таблице, работа по карточкам, работа по предупреждению речевых ошибок, элементы анализа текста, выразительное чтение, распределительный диктант.

Ход урока:

 1. Организационный момент урока.

-  Здравствуйте, ребята! Известный поэт А. Шибаев писал в своем стихотворении:

 

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И – мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги?

- Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о  предлогах, а вернее,   повторим, то, что мы изучили по данной теме.

2. Содержание работы.

А)  - А начнем мы с вами с лингвистической разминки.

Исправьте  речевые ошибки в предложениях: (Слайд № 2)

1. Ты любишь пирожки с капусты?

2. Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня.

3. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия.

4. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста.

Правильно: (слайд № 3)

( 1. Ты любишь пирожки с капустой?

2. Согласно приказу вы приняты на работу с завтрашнего дня.

3. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия.

4. Сходи в магазин за хлебом, пожалуйста. )

Б) Связный рассказ по таблицам:

(трое учащихся по очереди выходят к доске и составляют связный рассказ по таблице).

1. «Понятие о предлоге».

2. «Производные и непроизводные предлоги».

3. ««Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов».

В) Практическая работа.

- три человека работают у доски по карточкам:

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; сделайте морфологический разбор предлога.

Со…нце перед самым закатом вышло из(за) туч… покрывающих небо.

(Солнце перед самым закатом вышло из-за туч,  покрывающих небо.)

Из-за – предлог.

1. Вышло из-за туч.

2. Морфол. Призн.: прост., непроизв., неизм.

2. Распределите предлоги по значению отношений, которые они выражают.

1) Выйти на старт; 2) приехать в пять часов; 3) выглянуть из окна; 4) вернуться через десять минут; 5) папка для документов; 6) пропустить по болезни; 7) заснуть под утро; 8) работать после праздника; 9) достать из сумки; 10) встретиться у школы.

Правильно:

(Временные отношения: №2, 4, 7, 8; пространственные: №1, 3, 9, 10; причинные: №6, целевые: №5.)

3. Раскрыть скобки, определить части речи.

Направились (на) встречу приехавшим; неурожай (в) следстви (е, и) засухи; напишу (в) течени (е, и) дня; антенна (на)подоби (е, и) тарелки;  познакомимся поближе (в) продолжени (е, и) путешествия; поговорить (на) счет приема на работу; опоздал (по) причине поломки автобуса.

Правильно:

(Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; напишу в течение  дня; антенна наподобие тарелки;  познакомимся поближе в продолжение путешествия; поговорить насчет приема на работу; опоздал по причине поломки автобуса.)

4. - Остальные ребята работают с учителем: (слайд №4)

Распределительный диктант.

Выписать предлоги: 1 вариант – производные, 2 вариант – непроизводные:

Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под землей, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль улицы, построили посреди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остаться без дома, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.

(Производные: вокруг, около, вдоль, посреди, в течение, насчет, в связи. Непроизводные: через, под, из-под, для, из-за, над, без.)

5. На доске портрет Ф. И. Тютчева.

Диктант.

Записать предложения, объяснить правописание предлогов. Определить: производн. – непроизв., прост. – составн.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду, и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу. Это баловство отразилось впоследствии на образовании его характера. Вся переписка родителей с детьми в течение всей жизни велась по-французски. Благодаря своим удивительным способностям, учился он необыкновенно успешно.

6. Раздаточный материал. Употребление предлогов в поэтической речи.

Текст  стихотворения Ф. Тютчева «С чужой стороны» и М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...». Выразительно прочитать. Сопоставительный анализ стихотворений.

С чужой стороны

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одиноко под снегом белеет.

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

   Про юную пальму все снится ему,

   Что в дальних пределах Востока,

   Под пламенным небом, на знойном холму

   Стоит и цветет, одинока...

                                     Ф. Тютчев.

   

    На севере диком...

   На севере диком стоит одиноко

   На голой вершине сосна

   И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

   Одета, как ризой, она.

   И снится ей все, что в пустыне далекой,

   В том крае, где солнца восход,

   Одна и грустна на утесе горючем

   Прекрасная пальма растет.

                                   М. Лермонтов.

   Работа по текстам стихотворений: (слайд №5)

  • К какому виду лирики вы отнесете это стихотворение: пейзажной или философской?
  • Какие темы можно выделить в стихотворении? (мечты и реальности). Как они раскрываются? Как связаны между собой?
  • Сопоставьте эти два стихотворения. Чем они близки друг другу и чем отличаются? (по мысли, чувствам и т. д.)
  • Назовите предлоги, определите их морфологические признаки.

7. Дидактическая ига «Найди соответствие»

    Учитель: Мы знаем, насколько богат и удивителен наш язык. Одну и ту же ситуацию можем описать разными словами и конструкциями. Сейчас вам предстоит проявить сообразительность и соединить линиями синонимичные конструкции:

Несколько дней

Следует иметь в виду

Из-за дождя

В течение нескольких дней

Следует знать

Насчет ремонта

О ремонте

Вследствие дождя

Ключ

Несколько дней – в течение нескольких дней;

Из-за дождя – вследствие дождя;

Следует знать – следует иметь в виду;

О ремонте – насчет ремонта.

8. Задание на отличие предлогов от других частей речи. (слайд №6)

Записать словосочетания в два столбика: первый – с производными предлогами, второй – с другими частями речи.

Вариант 1

1) ввести новых актеров в продолжение сериала;

2) получить замечание ввиду опоздания;

3) отличаются в роде и падеже;

4) ждать в течение суток;

Вариант 2

1) иметь в виду;

2) игрушка вроде конструктора;

3) отдыхать в продолжение недели;

4) вмешаться в течение мыслей.

Ответы: (слайд № 7)

С производными предлогами

С другими частями речи

Вариант 1

2, 4

1, 3

Вариант 2

2, 3

1, 4

9. Тест по теме «Правописание предлогов»

Вариант 1

1. Работал (в) течение недели

2. Неурожай (в) следствие засухи

3. (В) последствии понял

4. Птица (в) роде воробья

5. Фигура (в) роде куба

6. Сдал (в) продолжение часа

7. Дом (на) подобие лабиринта.

8. узнал (на) сет работы

9. Перевел деньги (на) счет

10. Оказался (в ) течении реки

11. (В) виду опасности

12. Иметь (в) виду

13. Ответил (в) место тебя

14. (В) место укромное

Вариант 2

1. (В) продолжении романа

2. Серьги (в) виде ракушек

3. (В) продолжение мига

4. (В) течение поездки

5. (Не) смотря на дождь

6. (В) последствии выяснилось

7. (На) перекор всему

8. Томился (в) заключении

9. Положил (на) счет

10. (В) связи с обменом

11. (В) виду непогоды

12. (В) следствии по делу

13. (В) следствие аварии

14. (В) место укромное

3. Оценивание учащихся.

 

4. Домашнее задание: (слайд № 8)

1. Из любого стихотворения Ф. Тютчева выписать строфу, подчеркнуть предлоги, выполнить морфологический разбор.

2. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи:

Наподобие – на подобие,

Вместо – в место,

Насчет – на счет.

5. Рефлексия.

- На листочках напишите, что особенно вам запомнилось с урока, а что не особенно. Выразите свое мнение по уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием  информационных технологий...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...