Рабочая программа по русскому языку и чтению 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Программа для детей с нарушениями интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_7_klass_smirnova.docx92.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ « РУССКИЙ ЯЗЫК»

7 «А» класс

                                                                 

                                                                           

                                                         

                  Пояснительная записка.        

Рабочая  программа по русскому языку в 7 классе разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего  образования с учетом психических и физических возможностей учащихся коррекционной школы 8 вида. Конституция РФ (ст.43 Конституции РФ ) гарантирует реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения, закона об образовании, программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под ред. К.н.п.И.М. Бгажноковой.

Данная рабочая программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

      Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть  программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам ,как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи  и возможность развернуто выражать мысли ,точнее понимать высказывания других людей.  

Целью программы является научить детей общаться на родном языке устно и письменно.

В программе по русскому языку  для 7 класса структурно выделяют

Два раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи.

                          2.Чтение и развитие речи.

Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу года обучения.
       Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников.

1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований,

2-й уровень предусматривает уменьшенный объем знаний.

         3-й уровень-элементарные знания при списывании текста, записи по буквам под диктовку.

Названные  разделы включают учебные темы:
Звуки и буквы. Текст  7 часов.

Предложение. Текст  6 ч

Слово. Текст. 90 часов

   1.Состав слова 20 часов.

   2.Части речи  70 часов

       а) имя существительное

        б) имя прилагательное

       в) местоимение

       г) глагол

Предложение. Текст.   13 часов

Повторение  10 часов

Связная речь  9 часов

В течение года будет проведено 4 диктанта за четверти ,4 диктанта по темам,4 изложения и 3 сочинения.

При организации учебного процесса применяются новейшие технологии.

Комбинированные уроки, урок изучения нового материала, игра, экскурсии и т. д.

Для формирования ключевых компетенций у учащихся на уроке должны быть созданы комфортные условия обучения.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

        . Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение  приобрели не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил(как называется, как изменяется ), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

             Изучая тему « Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем  в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным  грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например , глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию , но разные по значению (глиняный-глинистый, экскаватор-эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом-домик, дом-домище),на использование слова в контексте художественного образа ( солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

         Каждая тема ,связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

        В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога-прямой характер), поиску  синонимичных  пар  (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

         Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку          полно реализуется в теме « Предложение» .У учащихся  совершенствуется умение строить  непохожие  по          предложения, правильно использовать их в разных стилях ( разговорный   ,художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.

             С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) семиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения  монологического высказывания. Как показывает практика ,без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста

При изучении русского языка учащиеся должны уметь:

1 уровень:

  • Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов).
  • Писать изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала(70 слов).
  • Подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы.
  • Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять  их в речи.
  •    Определять изученные грамматические признаки частей речи.  
  •   Находить орфограммы и решать орфографическую задачу.
  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.  

  Находить главные и второстепенные члены предложения.        

 

Разбирать слова по составу

           Правильно оформлять работы в тетради

           Оказывать  помощь другим учащимся

Учащиеся  должны знать

1-й уровень

  • Гласные и согласные звуки и буквы
  • Ударные и безударные гласные
  • Парные звонкие и глухие согласные  
  • Названия членов предложения .их графическое обозначение.
  • Названия частей речи и как их различить .
  • Названия частей слова. их графическое обозначение
  • Названия падежей и их вопросы
  • Время .число и неопределенную форму глагола
  • Лицо и число местоимений
  • Отличие простого предложения от сложного  

2-й уровень  учащиеся должны уметь и знать тоже самое, что и 1-й уровень , пользуясь таблицами.

 3-й уровень должен уметь и знать тоже самое, что и 1-й уровень, с помощью учителя  

Приобретенные знания и умения учащиеся используют в практической деятельности и повседневной жизни:

Письменное и устное общение с окружающими, выражать грамотно свои мысли и просьбы .

                     При изучении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводятся диктанты в конце каждой четверти с заданием:

                                   

                                                           1 четверть

                               

                    Октябрь.

        За лето листья пропитались солнцем  и стали багряными и золотыми. Отяжелели  и полетели по  ветру  .Зашумел в лесу золотой дождь. Налетел ветер, закружил пестрый  хоровод. Хлынул ослепительный водопад. По колено в листьях деревья стоят. Шумит золотой дождь до самого утра. В такие дни человек не может усидеть дома. Его тянет в последний раз побывать наедине с природой..    

           1 задание:

Разбери по составу слово :

полетели

            2 задание:

Разбери по членам предложения  и надпиши части речи:

      Гл.    пр.  сущ.

                                                                 2 ЧЕТВЕРТЬ.

               СНЕГ.

            Короткие зимние дни были похожи один на другой.     Все мечтали о снеге.  И  вот наконец подул ветер, мороз начал сдавать, белая туча закрыла небосвод.  Большими хлопьями снег повалил на землю. Радостно смотрели люди  на пушистые    снежинки.    Снег все усиливался. Небеса просыпались белоснежным пухом и наполнили воздух тишиной. Наступил вечер. Снег все падал, скрывал предметы и одевал землю.  Я вошел в дом.      

                           

     1 задание

          Раздели на слоги и поставь ударение в словах:

                        Большими хлопьями снег повалил на  землю.

     2 задание.

             Разбери слово по составу:   усиливался

   3 задание.

                  Разбери предложение по членам и надпиши части речи:

            Я  вошел в дом.

         

             

                                                               3 ЧЕТВЕРТЬ.

                                                СИНИЧКА.

              Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно и голодно. Детям стало жаль синичку.  Они впустили птичку в комнату. Синичка села на стол и стала с жадностью клевать крошки. Дети посадили птичку в клетку. Они каждый день кормили ее и давали пить. Наступила весна.  Дети выпустили птичку на волю.    

     1 задание.

Поставь ударение  в первом предложении.

2 задание .

    Разбери по составу слово: выпустили.

3 задание.

    Разбери по членам предложения и надпиши части речи во втором предложении.

          .

                                         

      4 ЧЕТВЕРТЬ.

                Весна.

Весна. Капает с крыш, Шумит вода по желобам. Воробей словно причесался после ванны. Перышки блестят, выглядит франтом. Встретился товарищ- завязалась драка. Едва оделся лес, а в гнезде воробья сидят птенцы.  Отцу и матери не до драки. С раннего утра до позднего вечера  снуют в поисках корма. Поймают гусеницу, сунут в рот птенцу и опять летят. А весной  день длинный. Сколько же тысяч гусениц перетаскает пара воробьев в это время.

          1 задание.

            Поставь ударение  и раздели на слоги слова в первом предложении.

          2  задание.

     Разбери по составу слово:  причесался.

           3 задание.

         Разбери по членам предложение и надпиши части речи  в 4 предложении.

    .

При изучении русского языка на уроке используется учебник для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида  « Русский язык» 7 класс под редакцией

  • Э.В. Якубовская  Н.Г.Галунчикова  Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство Москва «Просвещение» 2011г.

На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№01-5/7д-183 от 20.10.2010 г.), Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (№ 496 от 23.09.2010 г.).    

Сетка рабочей программы по русскому языку (7 класс)

(135 ч в год, 4 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Звуки и буквы. Текст

Звуковые характеристики языка: гласные, согласные; ударные, безударные, твёрдые, мягкие. (2ч)

Повторить звуковые характеристики языка: гласные, согласные; ударные, безударные, твёрдые, мягкие

Закрепить знания о звуковых характеристиках языка: гласные, согласные; ударные, безударные, твёрдые, мягкие

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, словарная работа.

Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания, контролируют свои действия по выполнению и помогают учащимся других групп.

С минимальной помощью выполняют предложенные учителем задания.

Выполняют предложенные задания под руководством учителя с учётом своих психофизических возможностей.

Соотношение произнесений и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне приставке и окончании) (1ч)

Закрепить умения в различении звуковой и письменной сторон речи

Обновить знания о несоответствии произношения и написания в русском языке

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, дидактические игры на развитие ФФС, словарная работа.

Активно участвует в качестве ведущих в дидактических играх на развитие ФФС; находят в тетрадях соответствие и несоответствие произношения написанию в корне приставке и окончании.

Участвует в дидактических играх на развитие ФФС; с помощью учащихся первого уровня и учителя находят в тетрадях соответствие и несоответствие произношения написанию в корне приставке и окончании.

Списывают с доски, пассивно участвуют  в дидактических играх на развитие ФФС.

Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач. (1ч)

Развивать умения находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач.

Тренироваться в умении находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, словарная работа.

Самостоятельно находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач.

Находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач с помощью учителя и с опорой на таблицу.

Списывают с доски и с учебника

Употребление разделительных Ь и Ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарём. Алфавит. (2ч)

Тренировать учащихся в дифференциации и употреблении разделительных Ь и Ъ знаков. Автоматизировать навыки работы со школьным орфографическим словарём. Уточнить понятие алфавит.

Тренироваться в дифференциации и употреблении разделительных Ь и Ъ знаков. Закрепить навыки работы со школьным орфографическим словарём и  понятие алфавит.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

Самостоятельно выполняют предложенные учителем задания на дифференциацию и употребление разделительных Ь и Ъ знаков

С помощью учителя и по образцу выполняют предложенные задания на дифференциацию и употребление разделительных Ь и Ъ знаков

Списывают с доски и с учебника, пассивно участвуют в дидактических играх

Текст. Единство темы и наличие единой мысли, её развитие. Части текста. Изобразительное средство языка.  (1 ч)

Уточнить понятие текста и его частей (начало, середина конец). Закрепить навыки работы с деформированным текстом.

Продолжить знакомство с понятием текста и его частями.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

Самостоятельно по предложенному образцу распределяют части деформированного текста.

С помощью учителя и по предложенному образцу распределяют части деформированного текста.

Пассивно участвуют в разборе текста, списывают текст с изученными орфограммами

Предложение. Текст.

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания. (1 ч)

Закрепить знания учащихся о простом предложении с однородными членами .

Тренироваться в нахождении в предложении однородных членом и правильно расстановке знаков препинания.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят в предложении однородных членов и правильно расставляют знаки препинания в нём.

С опорой на таблицу и с помощью учителя находят в предложении однородных членом и правильно расставляют знаки препинания в нём

Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения.

Простое предложение с однородными членами с союзами А и НО. Знаки препинания. (1ч)

Закрепить знания учащихся о простом предложении с однородными членами с союзами А и НО.

Тренироваться в нахождении в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расстановке знаков препинания.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расставляют знаки препинания в нём.

С опорой на таблицу и с помощью учителя находят в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расставляют знаки препинания в нём.

Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения.

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Паузы между однородными членами предложения. (1 ч)

Уточнить понятия о главных и второстепенных однородных членах предложения. Научить правильно интонировать в речи однородные члены предложения.

Тренироваться в нахождении главных и второстепенных однородных членах предложения. Выделять в речи однородные члены предложения.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят главные и второстепенные однородные члены предложения. Активно участвуют в дидактических играх на правильное интонирование в речи.

После предварительного разбора и с опорой на таблицы находят главные и второстепенные однородные члены предложения. Участвуют с учётом своих психофизических особенностей в дидактических играх на правильное интонирование в речи.

Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения. Пассивно участвуют в дидактических играх.

Интонация перечисления и сопоставления при однородных членах. Логические ударение на сопоставляемых понятиях. (1 ч)

Продолжить работу над правильным интонированием в речи однородных членов предложения и постановки логического ударения.

Учиться правильно интонировать в речи однородные члены предложения и постановку логического ударения.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят логические ударения.

С помощью учителя и с опорой на таблицы находят логические ударения.

Слушают интонирование учителя и одноклассников, повторяют лёгкие лексические конструкции.

Выделение в отдельном отрывке литературного текста смысловых частей, образных выражений. Изложение. (2 ч)

Продолжить работу над формированием навыка написания изложения.

Учиться самостоятельно излагать предварительно разобранный текст.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 60 слов).

Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся.

Запись первого предложения по памяти в предварительно изученном и разобранном тексте изложения. Списывание текста.

Состав слова.

Части слова и их дифференциация. Выделение приставки, суффикса и окончания. (2 ч)

Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Расширить знания учащихся по теме текст.

Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Подбирать однокоренные слова используя приставки и суффиксы. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Находить орфограммы и решать орфографические задачи.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Подбирать однокоренные слова с помощью учителя. Решать орфографические задачи опираясь на таблицу или с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

Образование разных частей речи с помощью приставок, суффиксов. Определение значений слов. (3 ч)

Эмоционально-оценочные слова , их значение в тексте. (1 ч)

Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой. (1 ч)

К.р. Однокоренные слова. Общее и различное значение родственных слов. (2 ч)

Подбор однокоренных слов, единообразнее написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. (2 ч)

Способы проверки орфограмм в корне слова. (1 ч)

Способы проверки орфограмм в окончании. слова. (1 ч)

Зависимость способов проверки от места орфограммы в слове. (1 ч)

Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. (3 ч)

Правописание приставок на А и О, приставка ПЕРЕ (2 ч)

Разделительные Ъ и Ь после приставок. дифференциация приставок с Ъ и Ь. (3 ч)

Сложные слова с соединительными гласными. Составление текста со сложными словами. (2 ч)

Части речи. (Существительное)

Роль в речи. Расширение словарного запаса за счёт слов обозначающих профессии людей, черту характера и т.д. (1 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Существительное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании существительных. Расширить словарный запас учащихся за счёт слов близких и противоположных по значению и слов обозначающих различное состояние окружающей действительности.

Тренироваться в определении грамматических признаков существительного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

Существительные близкие и противоположные по значению. Использование их в тексте. (2 ч)

Грамматические признаки существительного, определение их с опорой на таблицу. (3 ч)

Падежные окончания имён существительных в единственном числе с опорой на таблицу. (1 ч)

Склонение существительных во множественном числе. (1 ч)

Существительные с шипящими на конце. Дифференциация сущ. с шипящими на конце в единственном и множественном числе. (1 ч)

Работа с деформированным текстом. Восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. (1 ч)

Анализ готового текста описывающего место. Выделение слов, называющих предметы (что) и их место нахождение (где). (1 ч.) К.р.

Части речи. (Прилагательное)

Роль в речи. Расширение словарного запаса за счёт слов обозначающих пространственное расположение предметов и их оценочной характеристики.

(1 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Прилагательное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании прилагательных. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков прилагательного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа.

(2 ч)

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Упр-я в подборе прилагательных помогающих описать предмет. (3 ч)

Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа, проверка с помощью вопросов.

(3 ч)

Составление словосочетаний прил+сущ, подбор словосочетаний на определённую тему. Составление текста по опорным словосочетаниям. (3 ч) к.р.

Части речи. (Местоимение)

Значение в речи (1 ч)

Познакомить  учащихся с частью речи Местоимение. Учить правильно соотносить местоимение с существительным. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков местоимений, работе с деформированным текстом.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

Упражнение в правильном соотнесении местоимений с существите6льными. (1 ч)

Личные местоимения 1-3 лица, единственного и множественного числа. (3 ч)

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. (3 ч)

Раздельное написание предлогов с местоимениями. (1 ч)

Правильное использование местоимений как средство связи предложений в тексте. (3 ч)

Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора); главная часть (где, что); заключение (впечатление) (3 ч)

Части речи. (Глагол)

Семантические группы глаголов (движения, труда, чувства, цвета, звучания). (2 ч)

Расширить знания учащихся о части речи Глагол. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании глаголов. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков глаголов, написании окончаний, работе с деформированным текстом.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

Слова близкие и противоположные по значению. Сравнительные обороту с союзами КАК БУДТО. (3 ч)

Начальная форма глагола. (2 ч)

Изменение глагола по времени и числам. (1ч)

Лицо глагола в настоящем и будущем времени. (1 ч)

Род глагола в прошедшем времени (1 ч)

Дифференциация глаголов 3л, ед.ч. и неопределённой формы глаголов (тся, ться) (2 ч)

Изменение глаголов с ударными окончаниями по лицам и числам (спряжение глаголов)

(3 ч)

НЕ с глаголами. (1 ч)

Нахождение в тексте глаголов, восстановление текста по найденным словам. (1 ч)

Отбор глаголов с опорой на картинку, восстановление текста по картинке (использование слов: сначала, потом, наконец, затем, вдруг, внезапно). (2 ч)

Предложение. Текст.

Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Сравнение с простым предложением. (2 ч)

Расширить знания учащихся о понятиях предложение и текст.  Ознакомить с правилами написания текста-рассказа и текста-описания.  Тренировать в написании сочинений и изложений.

Тренироваться в написании сочинений и изложений и в различении различных типов текстов.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц. сочинение по картинке, изложение простых рассказов.

Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 70 слов). Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов).

Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом.

Запись первого предложения по памяти в предварительно изученном и разобранном тексте изложения. Списывать с печатного и рукописного текста.

Дифференциация простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзами И, А, НО, знаки препинания и схемы предложения.

(2 ч)

Выделение простых и сложных предложений в тексте, составление предложений по схеме. (2 ч)

Диалог. Введение выражений: Я так не думаю, Я не могу согласиться, Мне трудно тебя убедить. (1 ч)

Использование обращений в деловых бумагах. (1 ч)

Составление текста описания по предложенному плану. (1 ч)

Составление текста рассказа по предложенному плану. (1 ч)

Сравнения планов рассказа и описания. (1 ч)

Исправление в тексте нарушений логики, последовательности, речевых недочётов, неточного использования изобразительных средств. (5 ч)

 Учебно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во

часов

теория

диктант

1

Повторение

2

Звуки и буквы. Текст

3

Предложение. Текст

4

Состав слова. Текст

5

Правописание гласных и согласных в корне

6

Правописание приставок

7

Сложные слова

8

Части речи. Текст

9

Имя существительное

10

Три склонения существительных в единственном числе

11

1-е склонение существительных в единственном числе

12

2-е склонение существительных в единственном числе

13

3-е склонение существительных в единственном числе

14

Имя прилагательное

15

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

16

Склонение прилагательных женского рода

17

Глагол

18

Время и число глаголов

19

Неопределенная форма глагола

20

Частица не с глаголами

21

Местоимение

22

Лицо и число местоимений

23

Предложение. Текст

24

Простое предложение

25

Сложное предложение

26

Повторение

Литература:

Н.Н. Бебешина В.П. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы»

Н.М. Бетенькова Д.С. Фонин « Конкурс грамотеев»

Л.А. Виноградова «Система работы по русскому языку»

Н.С. Рождественский  «Методика грамматики и орфографии в старших классах»

Ю.И. Зволинская «Дидактический материал по русскому языку»

Рабочая программа по чтению в 7 классе.

                                       Пояснительная записка.

 

           Рабочая программа по чтению в 7 классе  реализуется  на основании следующих нормативных документов: закон об образовании, положение о специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под ред. К.п.н. И.М.  Бгажноковой  и программы обучения умственно отсталых детей ( НИИ дефектологии АПН СССР,1984г.).

         Начиная с 7 класса учащиеся  включаются в круг литературного чтения. К основным положениям уроков литературного чтения рекомендуется знакомить  с биографическими данными об авторе, сообщать некоторые литературоведческие  понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества ( сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок ( волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки ( присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворения, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладеть средствами выразительности чтения.

           Литература- это особый мир искусства, в котором писатель через художественный образ оказывает воздействие на нравственную и эмоциональную сферу читателя.

          Цель литературного чтения-обогащение интеллектуального и эмоционального опыта ученика, посредством приобщения к сокровищницам мировой художественной литературы, отечественной и зарубежной.

          Рекомендуется использовать на уроках чтения сочетание различных видов анализа: стилистического, проблемного, анализ развития действия и художественных образов.

          Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям проникнуть в образный  смысл произведения, мысли и чувства писателя.

          Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении литературы.

           Таким образом, основной задачей обучения является формирование способности понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа одного произведения.

            Изучение художественной  литературы сопровождается обращением к другим видам искусства (живописи, графике, скульптуре, музыке).Это способствует более целостному восприятию художественного образа произведения.

              Программа по чтению в 7 классе состоит из 3 разделов:

                  Устное народное творчество

                  Из произведений русской литературы 19 века

                  Из произведений русской литературы  хх века

             

        На уроки чтения в 7-ом классе отводится 4 часа в неделю . На уроке ведущая роль принадлежит учителю.Учитель самостоятельно определяет количество , отводимое на изучение творчества того или иного писателя.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя  возможную самостоятельность.

       При  обучении учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса.

         В программу по чтению в 7 классе включены часы внеклассного чтения  и носит рекомендательный характер.

       На уроках чтения проводятся устные сочинения, отзывы по прочитанному, а также сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, рисунки.

         

        Уровень умений и знаний учащихся не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости  умственно отсталых детей ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

               Уровень знаний и умений учащихся по чтению: 

                                         1-й уровень

     Учащиеся должны уметь:

  • Читать вслух правильно, выразительно, бегло ( словосочетанием, в трудных случаях-целым словом);
  • Читать про себя с предварительным заданием легкие  по содержанию тексты
  • Выделять тему и идею произведения
  • Делить текст на части или озаглавливать данные части , в простейших случаях- самостоятельно;
  • Характеризовать главных действующих лиц , давать оценку их поступкам
  • Выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять
  • Соотносить читаемые произведения с определенным жанром
  • Учить наизусть не менее 10 стихов
  • Читать внеклассную литературу, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы.

                                        2-й уровень

Учащиеся второго уровня должны уметь тоже самое, что и учащиеся первого уровня только с помощью учителя.

                                 3-й уровень

Учащиеся третьего уровня выполняют работу в уменьшенном объеме.

                 Учащиеся должны знать/ понимать:

              1-й уровень. 2-й 3-й

  • Фамилии имена отчества писателей, их биографию
  • Несколько произведений писателя
  • Назвать писателя по портрету
  • Устное народное творчество

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни:  

 1-й уровень

Прочитать различные надписи, выбирать произведения для самостоятельного чтения.

2-й уровень

Прочитать различные надписи . Самостоятельно читать рекомендуемую литературу учителем и родителями.

3-й уровень

Знать изученные произведения, прослушивать их на аудиозаписи, смотреть на DVD.

          При изучении программы по чтению в 7 классе организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводится проверка техники чтения 1 раз в конце  четверти с заданием:

                                         1-я четверть

                             Подорожник

          Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?

          Подорожник.

          Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.

           Растет где придется. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрескалась.

          Наступишь на него-вытерпит.

          Проедет по нему тележное колесо-вытерпит.

          Грузовик по листьям прокатит-все равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.

          Сам себя лечит подорожник.

          А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.

         - Подорожник, вылечи!

         - Давай вылечу.

         Сорвал я листок подорожника. Приложил к больному месту.

          И все зажило. (84 слова)

  1. Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?
  2.  Чем подорожник полезен людям ?

                                     

                                                     2 четверть.

              О дельфинах.

          Когда рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями.

          Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда.

           Дельфины «разговаривают» между собой.

         Дельфины очень дружны.

            Они помогают не только друг другу.

         Дельфины выносили на берег тонущих моряков.

         В Австралии дельфин-лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами.

         А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.

        Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов.

  1. Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?
  2. Как изменилось их отношение к ним?

                                        3 четверть.

                           ЕЖ.

     Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тут-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога- он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

                - А, ты так со мной!- сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

                Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки и понес домой.

             Мышей у меня было много. Я слышал-ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей. (100 слов)

  1. Расскажи о встрече писателя с ежиком.
  2. Что ты узнал о еже?
  3. С какой целью ежика взяли жить в дом?

                                      4 четверть.

                Серебряное блюдечко и наливное яблочко.

Русская сказка.

Сетка рабочей программы по чтению (7 класс)

(135 ч в год, 4 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Устное народное творчество

Русские народные песни, сказки, представление народа о единстве красоты внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества. (12 ч)

Развивать умения устанавливать смысловые части в тексте. познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества. систематизировать знания о пословицах, загадках, песнях и поговорках.

Продолжить знакомство с произведениями русского народного творчества.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение пословиц, поговорок, песен наизусть.

Соотносить читаемые произведения с определённым жанром с помощью учителя. Выучить наизусть 2 пословицы и 1 песню.

Читать про себя проанализированные ранее тексты. Выучить наизусть 1 пословицу и 1 поговорку. Отвечать на вопросы учителя.

Читать вслух доступные тексты. Выучить одну пословицу. Участвовать в обсуждении произведений с учётом психофизических особенностей учащихся.

Русская литература

XIX  века

Биографии и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова И.А., Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова; И.А. Куприна (внеклассное чтение) (42 ч)

Познакомить учащихся с произведениями писателей XIX  века и их краткой биографией.  Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XIX  века.

Познакомиться с произведениями писателей XIX  века и их краткой биографией.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть.

Читать в слух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения.

Русская литература

XX  века

Биографии и творчества А.М. Горького, Н.В. Исаковский, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко, В.П. Катаев, Н.И. Рыленков, Ю.И. Коваль, Ю.Я. Яковлев, Р.П. Погодин, А.Г. Алексин, К.Я. Ваншенкин.

Познакомить учащихся с произведениями писателей XX  века и их краткой биографией.  Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XX  века.

Познакомиться с произведениями писателей XX  века и их краткой биографией.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть. внеклассное чтение 1 раз в месяц.

Читать вслух  правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения.

Учебно-тематический  план

Раздел, тема.

       Кол-во час.

1

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

2

Сказки

3

Сивка-бурка

4

Журавль и Цапля

5

Умный мужик

6

                                   БЫЛИНА

7

Три поездки Ильи Муромца

8

                                    НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

9

« Ах, кабы на цветы не морозы…»

10

По улице мостовой

11

                                     ПОСЛОВИЦЫ

12

                                   ЗАГАДКИ

13

 ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХI Х  ВЕКА

14

    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ  ПУШКИН.  Биография

15

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

16

Лебеди

17

Зимний вечер

18

У Лукоморья

19

МИХАИЛ  ЮРЬЕВИЧ  ЛЕРМОНТОВ. Биография

20

Бородино

21

 ИВАН  АНДРЕЕВИЧ  КРЫЛОВ. Биография

22

 Кукушка и Петух

23

 Волк и Журавль

24

Слон и Моська

25  

   НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ  НЕКРАСОВ. Биография

26

 Несжатая полоса

27

Генерал  Топтыгин

28

   ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ  ТОЛСТОЙ. Биография

29

 Кавказский  пленник

30

   АНТОН  ПАВЛОВИЧ  ЧЕХОВ. Биография

31

Хамелеон

32

   ВЛАДИМИР  ГАЛАКТИОНОВИЧ  КОРОЛЕНКО. Биография

33

 Дети  подземелья

34

    МАКСИМ  ГОРЬКИЙ.  Биография

35

Детство ( отрывки из повести)

36

В людях

37

   МИХАИЛ  ВАСИЛЬЕВИЧ  ИСАКОВСКИЙ. Биография

38

 Детство

39

Ветер

40

Весна

41

   КОНСТАНТИН  ГЕОРГИЕВИЧ   ПАУСТОВСКИЙ.  Биография

42

 Последний черт

43

    МИХАИЛ  МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО.  Биография

44

 Великие путешественники

45

   КОНСТАНТИН  МИХАЙЛОВИЧ  СИМОНОВ. Биография

46

 Сын артиллериста

47

   ВАЛЕНТИН  ПЕТРОВИЧ  КАТАЕВ.  Биография

48

 Флаг

49

   НИКОЛАЙ  ИВАНОВИЧ  РЫЛЕНКОВ. Биография

50

Деревья

51

« Весна без вещуньи-кукушки…»

52

« Все в тающей дымке…»

53

    ЮРИЙ  ИОСИФОВИЧ  КОВАЛЬ. Биография

54

 Капитан  Клюквин

55

 Картофельная  собака

56

   ЮРИЙ  ЯКОВЛЕВИЧ  ЯКОВЛЕВ. Биография

57

Багульник

58

  РАДИЙ   ПЕТРОВИЧ  ПОГОДИН. Биография

59

 Время говорит- пора

60

  АНАТОЛИЙ  ГЕОРГИЕВИЧ   АЛЕКСИН. Биография

61

Двадцать девятое февраля  ( отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

62

   КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ  ВАНШЕНКИН. Биография

63

Мальчишка

64

Снежки

                                         

             

Литература:

В.Н. Зайцев Резервы обучения чтению

Т.П. Сальникова Методика обучения чтению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку и чтению 8 класс

Программа расчитана на детей с нарушениями интеллекта...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...