Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Материал включает план-конспект урока и презентацию.  Разработка  отвечает требованиям современного урока с использованием технологии проблемного обучения. Предусмотрена работа идивидуальная, в парах, с материалом НРК. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_urokaprezentatsiya_dopolnenie.zip38.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Урок русского языка в 5 классе.

                                              Составила учитель русского языка и литературы                                                        

                                                                                                                                                  МКОУ СОШ №11г Сатки   Аминова Р З

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Цели урока:

 Образовательные цели:

  1. познакомить учащихся  с определением дополнения, способами его выражения;
  2. формировать умение находить дополнение; умение различать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога.

Развивающие цели:

  1. обогащать словарный запас языка.
  2. развивать творческую активность учащихся.

Воспитательные цели:

  1. воспитывать интерес к русскому языку.
  2. совершенствовать  полученные умения и навыки.

Задачи урока:

  •      развивать  устную связную  речь учащихся
  • определить признаки  дополнения.
  • разработать алгоритм действий при нахождении  дополнения в предложении;    

Тип урока: урок первичного усвоения нового материала.

Используемая технология: проблемное обучение.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент.

 Проверить готовность к уроку, приветствие гостей.

Мотивация к восприятию нового материала

Для того чтобы настроиться на хорошую работу, предлагаю сформулировать девиз нашего урока. Получите конверты.

Озвучивание девиза:

Будем мы старательны/ Активны и внимательны/ И урок усвоим хорошо!

В ходе урока мы повторим и закрепим знания о главных членах предложения, главное, узнаем об одном из второстепенных членов предложения и его особенностях.

Ребята складывают слова из разрезанных карточек.

НРК  

Устная синтаксическая пятиминутка.

        - Дать определение подлежащего? Сказуемого?

        - Какие члены предложения ты знаешь?

        - Что такое грамматическая основа?

        -Какие бывают предложения по наличию       второстепенных членов?

        - Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?

        - В данных предложениях назвать грамматические основы и вид предложения по наличию главных и второстепенных членов.

Слайд

1) Сатка – моя малая родина.

2) Озеро Зюраткуль -  жемчужина национального  парка.  

3) Быстрая горная  река.

4) Природа очень красива.

5) Насладитесь красотой  реки  Ай.

6) Мы любим свой край.

В это время один  ученик по карточке индивидуального опроса готовится к ответу у доски, трое учащихся работают с карточками  на месте (карточки прилагаются).

двусост

двусост

односост

двусост

односост

двусост

II. Актуализация изученного

Внимание! Послушайте и скажите, какое из этих утверждений вы считаете верным?

  1. По наличию главных членов предложения бывают односоставные, двусоставные и трехсоставные
  2. Грамматическую основу предложения составляют второстепенные члены.
  3. Члены предложения, не входящие в грамматическую

основу, являются второстепенными.

Третье

Проверка работы уч-ся на доске.

Карточка №1. Вставить буквы, подчеркнуть главные члены предложения. Дать определение подлежащего (сказуемого).

За (по)воротом дороги пок.залось море.

Оно сверкало луч.ми со?нца.

Море непостоянно, необъятно.

Проверяют предложения, орфограммы, определение.

Остальные сдают карточки

Оформление тетрадей

В тетрадях записываем дату, классная работа

Назовите орфограммы в словах «семнадцатое», «октября»

Называются орфограммы и их проверка.

III. Введение нового материала.

                       

Проблемная ситуация.

.

Физ минутка.

Запишите предложение:

Вот явились три брата к царю, принесли ему ковры.

Слайд

- Сверьте с доской.

- Какие орфограммы встретились?

- Объясните постановку запятой.

-  Разберите по членам предложения.

- Охарактеризуйте по цели высказывания

-  Охарактеризуйте е  по интонации

-  Охарактеризуйте по наличию главных членов

-  Охарактеризуйте по наличию второстепенных членов.

 

(Проблемная ситуация)

Подчеркните остальные слова в предложении.

Как называются эти второстепенные члены предложения?

- Что вызывает затруднение?

Итак, какую учебную проблему будем решать на уроке?

(записываю на доске проблемный вопрос).

На доске:

Как называется этот второстепенный член предложения?

Как  он подчеркивается?  

Чтобы ответить на эти вопросы вернемся к нашему предложению.

- Грамматическую основу подчеркнули. Далее…

- От какого слова  ставим  вопросы к  второстепенным членам предложения?  Какой частью речи выражено сказуемое?

На слайде

Работа с предложением

- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

- Может ли второстепенный член предложения стоять в Им. падеже?

Рисую стрелочку, записываю наверху вопрос. (На доске).

- Какими частями речи выражены зависимые слова?

               На доске листы с алгоритмом

  1. Нахожу грамматическую основу предложения.
  2. От глагола-сказуемого ставлю  вопросы косвенных падежей,  так как они дополняют, поясняют сказуемое.

На слайде.

  1. Если есть слова, отвечающие на эти вопросы, то это дополнение.
  2. Нахожу другие слова, от которых также можно поставить вопросы косвенных падежей.

Итак, как называется этот второстепенный член предложения?

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, зависит от глагола или другого существительного, называется дополнением.

- Как звучит тема нашего урока?

(Записываем тему на доске и в тетрадях).

- Как вы поняли, что такое дополнение?

-На какие вопросы мы ответили?

- Попробуйте сформулировать, что  такое дополнение.

Работа с учебником

- Сверьте свою формулировку с формулировкой в учебнике и отметьте признаки этого второстепенного члена.

Стр  72.  Параграф 37

- Итак, ваша версия подтвердилась.

- Есть  в тексте новая для вас информация? Какая?

- Какой информации о дополнении вы не нашли в учебнике?

-Дайте полное определение дополнения, опираясь (используя) на текст в учебнике.

Вернемся к предложению, записанному на доске.

 Как подчеркнем этот второстепенный член предложения?

Ученики пишут под диктовку

Обмен тетрадями.

Взаимопроверка

повествовательное

невосклицательное

двусоставное

распространенное

второстепенные члены предложения

Не знаем, какой это второстепенный член, как его подчеркивать

Версии

Задаем вопросы к второстепенным членам от сказуемого, выраженного глаголом

Нет, только в косвенных падежах

Именем существительным, местоимением

                 

Ученики формулируют тему урока. «Дополнение».

Дополнение – это второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы косвенных падежей, присоединяется к глаголу-сказуемому или существительному, выражен  местоимением,  именем существительным, обозначает предмет

Как обозначать графически, как находить в предложении

Предлагают версии

Ученик читает определение вслух.

Работа в парах. (2 вар рассказывает 1-му определение дополнения)

Есть . Дополнение подчеркивается пунктирной линией

Дополнение относится к глаголу-сказуемому.

Пунктирной линией.

IV. Развитие учебно-языковых умений – применение нового знания.

Задание  в формате  ГИА

.

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

1.Расскажите, в какой последовательности будете работать, для того чтобы находить дополнения в предложении.

2.Упражнение 176. Распространите предложения дополнениями.

Слайд 

3. Работа с текстом

Прочитайте выразительно.

Докажите, что это текст. Озаглавьте.

Выпишите глаголы с дополнениями и определите падеж существительных

Проверка

4.Игра Аукцион «Купите слово». Венчик

 Венчик – часть цветка, состоящая из отдельного лепестка или сросшихся лепестков

Выполните письменное задание самостоятельно.

Проверка

4.Упражнение 177

Проверка упражнения.

Уметь находить дополнения

Знать определения и алгоритм

Работа в парах  (1 вариант рассказывает 2-му алгоритм определения дополнения).

Находить дополнение в предложении и обозначать его графически

V. Подведение итогов.

Рефлексия.

- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

- Полезна ли вам была наша встреча?

- Чему научились?

- Было ли вам сложно?

Объявление оценок за урок.

Покажите на смайлике, с каким настроением вы провели урок.

Находить дополнение в предложении, обозначать его графически.

Учащиеся на доску прикрепляют смайлики.

VI. Домашнее задание

Выучить определение  дополнения, знать алгоритм, уметь отличить дополнение от подлежащего (с.72-73), упр179.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....