Помощь учителю русского языка и литературы 5 и 6 классы.
презентация к уроку по русскому языку по теме

Екатерина Владимировна Малькова

Морфология в картинках   презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №883 Малькова Екатерина Москва, 2014 г.

Слайд 2

ЧАСТЬ I . Наречие.

Слайд 3

Содержание: 1. Наречие как часть речи. 2. Смысловые группы наречий. 3. Степени сравнения наречий. 4. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е . 5. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. 6. Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е . 7. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. 8. Буквы О и А на конце наречий. 9. Дефис между частями слова в наречиях. 10. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. 11. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 12. Морфологический разбор наречий.

Слайд 4

1. Наречие как часть речи.

Слайд 5

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы: как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др. Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Наречия присоединяются к глаголам, к причастиям : делегация, уехавшая (когда?) вчера и деепричастиям : соблюдая (как?) строго режим, вы быстро выздоровеете. Наречия могут сочетаться с существительными : дом (какой?) напротив ; с прилагательными : интересный (насколько?) чрезвычайно , с другими наречиями: долго (в какой мере?) очень .

Слайд 6

2. Смысловые группы наречий.

Слайд 7

По значению наречия можно разделить на два разряда: ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ и ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ . Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, место, причину, цель ( идти пешком, идти вечером, идти туда и т.д.). Определительные наречия обозначают меру и степень, качество, способ действия ( увеличить вдвое, увеличить слегка, увеличить едва и т.д.)

Слайд 8

Среди наречий имеются указательные , например здесь, там, тут, туда, тогда и др., неопределенные , например где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др., вопросительные , например где, куда, когда, зачем и др., отрицательные , например нигде, никуда, негде и др.

Слайд 9

3. Степени сравнения наречий.

Слайд 10

Наречия на –О(-Е), образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоко – взлетел более высоко, взлетел выше, взлетел выше всех . У наречий имеются две степени сравнения Сравнительная Превосходная

Слайд 11

Сравнительная степень сравнения. Две формы сравнительной степени Простая Составная Образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше При этом отбрасываются конечные –о (-е), -ко . Примеры: больно – больней легко – легче тонко – тоньше Составная форма сравнительной степени наречий – это сочетание слова более и исходной формы наречия, например: очинил более тонко, относится более внимательно.

Слайд 12

Превосходная степень сравнения. Превосходная степень сравнения наречий имеет, как правило, составную форму , которая представляет собой сочетание двух слов – сравнительной степени наречия и местоимения всех ( всего ): сделал лучше всех .

Слайд 13

4. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.

Слайд 14

НЕ с наречиями на –О и –Е пишется слитно: 1) если слово не употребляется без НЕ- ; 2) если наречие с НЕ- может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением. Нелепо (не употреб.). Говорил неискренне (фальшиво). НЕ с наречиями на –О и –Е пишется раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление с союзом А ; 2) если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не. Не хорошо, а плохо. Вовсе не интересно.

Слайд 15

5. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Слайд 16

От вопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощь приставок НЕ- и НИ- образуются отрицательные наречия, например: где -- > негде или нигде . В этих наречиях приставка НЕ- ударная ( неоткуда ), а НИ- безударная ( ниоткуда ).

Слайд 17

6. Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е .

Слайд 18

В наречиях на –О и –Е пишется столько же Н , сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованны. Держался мужестве НН о (мужестве НН ый). Говорил интерес Н о (интерес Н ый). Сделал умышле НН о (умышле НН ый), обдума НН о (обдума НН ый).

Слайд 19

7. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Слайд 20

На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О , без ударения – Е . Свеж О . ПевУч е . Ещ Ё (искл.) Горяч О . ЗловЕщ е . ВолнУющ е .

Слайд 21

8. Буквы О и А на конце наречий.

Слайд 22

В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А , если наречия образованны от бесприставочных прилагательных. Досуха (от сухой – без прист.) В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква О , если они образованны от прилагательных, в которых уже были приставки. Досрочно (от досрочный – с прист.)

Слайд 23

9. Дефис между частями слова в наречиях.

Слайд 24

Дефис в наречиях пишется: 1) после приставок ПО-, В- (ВО-); 2) если в слове есть суффиксы –ому (-ему), -ых (-их), -и . По-заячьи По-товарищески По-зимнему По-старому

Слайд 25

Дефис в наречиях пишется также: 1) после приставок КОЕ- ; 2) перед суффиксами –ТО, –ЛИБО, –НИБУДЬ ; 3) в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов. Кое-как Где-то Когда-нибудь Видимо-невидимо Еле-еле Давным-давно

Слайд 26

10. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Слайд 27

Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: 1 – слитно ( вверху, вмиг ) 2 – через дефис ( по-вашему, кое-где ) 3 – раздельно ( без устали, на миг ). Орфограммами при этом являются дефис ( по-нашему ), слитное написание ( впрок ) и пробел ( по трое ).

Слайд 28

11. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Слайд 29

После букв Ш и Ч на конце наречий пишется мягкий знак . После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове НАСТЕЖЬ . Вскачь. Настежь. Замуж.

Слайд 30

12. Морфологический разбор наречий.

Слайд 31

План разбора: I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологические признаки: 1. Неизменяемое слово. 2. Степень сравнения (если есть). III . Синтаксическая роль.

Слайд 32

ЧАСТЬ II . Категория состояния.

Слайд 33

Содержание: 1. Категория состояния как часть речи. 2. Морфологический разбор категории состояния.

Слайд 34

1. Категория состояния как часть речи.

Слайд 35

Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека). Слова категории состояния не изменяются. Употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т.д. Сочетается только с глаголами или употребляется без них: утром холодно, днем было жарко .

Слайд 36

2. Морфологический разбор категории состояния.

Слайд 37

План разбора: I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологический признак: неизменяемость. III . Синтаксическая роль.

Слайд 38

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 7 класс, - М.: Издательство «Просвещение», 2005г. – С. 91-130


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные ресурсы в помощь учителю русского языка и литературы

Информация, которая содержит ссылки на самые разные словари, презентации, обучающие программы, олимпиады....

В помощь учителю русского языка и литературы. Из опыта работы с одарёнными детьми.

Комплексный литературоведческий анализ предполагает совмещение исследовательского и творческого начал, знание  уместное привлечение историко-культурного, литературного, биографического материала,...

В помощь учителю русского языка и литературы

Тесты по русскому языку для 5-11 классов по разным разделам предмета...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...