Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС НПО для специальности 190631.01. Предназначена для студентов 1 курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Сосенский радиотехнический техникум»
(ГБОУ СПО «СРТ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
Русский язык
для специальности:
190631.01 Автомеханик
260807.01 Повар, кондитер
110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства
начального профессионального образования
(базовый уровень)
2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального профессионального образования (далее НПО) по специальности 190631.01 Автомеханик, ФГОС НПО по специальности 260807.01 Повар, кондитер и ФГОС НПО по специальности 110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного прозводства
Одобрено
предметной (цикловой)
комиссией
______________________
Председатель ПЦК
_________________ В.Н. Тишина
Заместитель директора по
учебной работе
______________О.А. Просекова
Авторы: преподаватель
ГБОУ СПО «СРТ»
________________ Л.А. Рябкова
Рецензенты:
______________________
______________________
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
5
8
12
13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью
примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 260807.01 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- сформировать представление о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
- способствовать развитию речи и мышления на межпредметной основе;
- строить аналитический рассказ об идейно-художественном содержании произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с
текстом;
- строить рассказ по типу индивидуальной, сравнительной и групповой характеристики персонажей;
- раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам;
- выявлять подтекст;
- производить речеведческий и стилистический анализ текста художественного произведения, научно-учебного, научно-популярного, публицистического текста;
- выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой
персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;
- творчески пересказывать художественный текст;
- строить устное высказывание и письменное сочинение на темы, предполагающие самостоятельный анализ литературных произведений и фактов исторической и современной действительности;
- импровизировать на свободную тему;
- передавать в устной и письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- фонетику и графику, лексику и фразеологию, грамматику и правописание.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 98 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | --- |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося | 20 |
Итоговая аттестация в форме проверочных тестов орфографии, пунктуации и стилистики. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Русский язык в современном мире. | Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Конспект «История развития русского языка» | 2 | ||
Тема 2. Понятие о системе языка | Понятие о единицах и уровнях языка, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся тесты «Культура речи» | 2 | ||
Тема 3. Текст и его место в системе языка и речи. | Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. | 2 | 1 |
Контрольные работы | 3 | ||
Тема 4. Культура речи. | Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи :нормативный, коммуникативный и этический. | 1 | 1 |
Тема 5. Языковая норма и ее основные особенности. | Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся нормы русского языка | 3 | ||
Тема 6. Орфоэпические (произносительные и | Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, | 4 | 2 |
акцентологические) нормы. | сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. | ||
Практические занятия Работа с карточками | 1 | ||
Контрольные работы диктант по теме «Лексические нормы» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Нормы произношение гласных и согласных звуков | 3 | ||
Тема 7. Лексические нормы. | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | 4 | 2 |
Практические занятия «Анализ текста с целью выявления общеупотребляемой лексики и архаизмов» | 1 | ||
Тема 8. Грамматические нормы. | Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | 4 | 2 |
Тема 9. Орфографические нормы. | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. | 12 | 2 |
Практические занятия Отработка умений и навыков «Слитное и разделительное написание» | 1 | ||
Контрольные работы: диктант по теме «Орфографические нормы». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Безударные гласные, чередование гласных | 4 | ||
Тема 10. Пунктуационные нормы. | Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Нормативные словари современного русского языка и | 12 | 2 |
справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. | |||
Практические занятия Отработка умений и навыков | 1 | ||
Контрольные работы: диктант по теме «Пунктуационные нормы». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Обособление, сложноподчиненные предложения | 2 | ||
Тема 11.Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. | Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. | 2 | 3 |
Тема 12 Функциональные стили | Научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | 2 | 1 |
Практические занятия. Анализ текста | 1 | ||
Тема 13. Научный стиль, сферы его использования, назначение. | Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. | 2 | 1 |
Практические занятия. Анализ текста | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Жанры научного стиля | 2 | ||
Тема 14. Официально- деловой стиль, сферы его использования, назначение. | Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально- делового общения в устной и письменной форме. | 2 | 3 |
Практические занятия. Составление таблицы «Особенности научного стиля» | 1 | ||
Тема 15. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. | Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. | 2 | 3 |
Практические занятия. Анализ текста | 1 | ||
Тема 16. Разговорная речь. | Сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. | 2 | 3 |
Тема 17. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | Речевой этикет; факторы, определяющие формирование речевого этикета; формулы речевого этикета. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Формулы речевого этикета | 2 |
Тема 18. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. | Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. | 4 | 3 |
Итоговая контрольная работа. Тест Итоговый урок | 2 1 | ||
Всего: | 98 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая
документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал,
раздаточный материал, плакаты по курсу.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, ксерокс, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Е.С. Антонова, Т.М.Вотелева Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. проф учебн. завед.- 6-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Academia», 2008, 320с.
2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А., Русский язык: 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2002-2004;
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса.- М.:Просвещение, 2004.-350с.
4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка.-2-е изд., перераб. – М., 1999.
5. Русский язык / Н.А. Герасименко, А.В. Канафтева, В.В. Леденева и др.;
Под ред. Н.А. Герасименко.- М.:Издательский центр «Academia», 2009.-496 с..
Дополнительные источники:
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. -М.:
Вербум, 2001;
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. -М.:Вербум, 2002.-416 с.;
3.Словари, справочники
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; | Индивидуальные задания, тексты |
- сформировать представление о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов; | Работа с текстом, конструирование текста |
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; | Практическое занятие по признакам стилей |
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; | Анализ текста, индивидуальные занятия |
- способствовать развитию речи и мышления на межпредметной основе; | Практическое занятие |
- строить аналитический рассказ об идейно- художественном содержание произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом; | Самостоятельная работа с текстом |
- строить рассказ по типу индивидуальной, сравнительной и групповой характеристики персонажей; | Устное сообщение |
- раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам; | Практическое занятие |
- выявлять подтекст; | Практическое занятие |
- производить речеведческий и стилистический анализ текста художественного произведения, научно-учебного, научно-популярного, публицистического текста; | Практическое занятие |
- выявлять и осмысливать изобразительно- выразительные средства языка в их единстве с | Индивидуальные задания |
нравственно-психологической и социальной характеристикой персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора; | |
- творчески пересказывать художественный текст; | Самостоятельная работа |
- строить устное высказывание и письменное сочинение на темы, предполагающие самостоятельный анализ литературных произведений и фактов исторической и современной действительности; | Индивидуальные задания |
- строить проблемный очерк (высказывание типа проблемного очерка) об отношениях человека и общества, человека и природы (среды), народа и власти, о нравственных основах счастья, об активном отношении к добру и злу, о мировых проблемах и проблемах будущего, о своем назначении и месте в жизни, о будущей трудовой деятельности, профессии, семье; | Практическое занятие |
- инсценировать небольшое эпическое произведение или отдельную часть его; | Практическое занятие |
- импровизировать на свободную тему; | Практическое занятие |
- создавать художественную зарисовку, рассказ; | Практическое занятие |
- передавать в устной и письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля; | Практическое занятие |
- аннотировать статьи о литературных произведениях, театре, кино, художественных выставках; | Самостоятельная работа |
- производить сопоставительный анализ новинок современной литературы; | Практическое занятие |
- выступать с докладом, используя приемы ораторского искусства. | Практическое занятие |
Знания: | |
- фонетику и графику, лексику и фразеологию, грамматику и правописание; | Контрольные диктанты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...