Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме

Рябкова Людмила Александровна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС НПО для специальности 190631.01. Предназначена для студентов 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rus.yaz_._na_sayt.docx80.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Сосенский радиотехнический техникум»

(ГБОУ СПО «СРТ»)

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины

Русский язык

для специальности:

190631.01 Автомеханик

260807.01 Повар, кондитер

110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства

начального профессионального образования

(базовый уровень)

2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального профессионального образования (далее НПО) по специальности 190631.01 Автомеханик, ФГОС НПО по специальности 260807.01 Повар, кондитер и ФГОС НПО по специальности 110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного прозводства

Одобрено

предметной (цикловой)

комиссией

______________________

Председатель ПЦК

_________________ В.Н. Тишина

Заместитель директора по

учебной работе

______________О.А. Просекова

Авторы: преподаватель

ГБОУ СПО «СРТ»

________________  Л.А. Рябкова

Рецензенты:

______________________

______________________


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ        ПРОГРАММЫ         УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                 

СТРУКТУРА    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ         И         ОЦЕНКА         РЕЗУЛЬТАТОВ         ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


стр.

3

5

8

12

13


1.  ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения примерной программы

Примерная         программа         учебной        дисциплины        является        частью

примерной основной  образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 260807.01 Повар, кондитер.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3.  Цели  и  задачи  учебной  дисциплины –  требования к  результатам освоения учебной дисциплины:

В  результате освоения  учебной  дисциплины обучающийся должен

уметь:

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

-        сформировать         представление        о         тексте,        совершенствуя        навыки конструирования текстов;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и  умений на уроках литературы, а также восприятие содержания художественного произведения         через         его         языковую        форму,        художественную        ткань произведения;

- способствовать развитию речи и мышления на межпредметной основе;

- строить аналитический рассказ об идейно-художественном содержании произведения         и  его  фрагментов  на  основе  самостоятельной  работы  с

текстом;

- строить рассказ по типу индивидуальной, сравнительной и групповой характеристики персонажей;

- раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам;

- выявлять подтекст;

-        производить         речеведческий                 и        стилистический        анализ        текста художественного         произведения,         научно-учебного,        научно-популярного, публицистического текста;

- выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой


персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

- творчески пересказывать художественный текст;

-        строить         устное        высказывание        и        письменное        сочинение         на        темы, предполагающие самостоятельный анализ литературных произведений и фактов исторической и современной действительности;

- импровизировать на свободную тему;

- передавать в устной и письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;

В  результате освоения  учебной  дисциплины обучающийся должен

знать:

- фонетику и графику, лексику и фразеологию, грамматику и правописание.

1.4. Рекомендуемое  количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 98  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78  часов;

самостоятельной работы обучающегося 20  часов.


2. СТРУКТУРА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

лабораторные  работы

            ---

практические занятия

8

контрольные работы

              8

Самостоятельная работа обучающегося

20

Итоговая аттестация в форме проверочных тестов орфографии,

пунктуации и стилистики.


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык»

Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы  и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,  курсовая работа (проект) (если

предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Тема 1. Русский язык в

современном мире.

Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов

России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект «История развития русского языка»

2

Тема  2. Понятие о системе

языка

Понятие о единицах и уровнях языка, взаимосвязях и отношениях единиц разных

уровней языка.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

тесты «Культура речи»

2

Тема 3. Текст и его место в

системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

2

1

Контрольные работы

3

Тема 4. Культура речи.

Понятие  о  коммуникативной  целесообразности,  уместности,  точности,  ясности,

чистоте,   логичности,   последовательности,  образности,   выразительности   речи.

Основные аспекты культуры речи :нормативный, коммуникативный и этический.

1

1

Тема 5. Языковая норма и ее

основные особенности.

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и

грамматические        (морфологические        и        синтаксические)        нормы        русского литературного языка.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся нормы русского языка

3

Тема 6. Орфоэпические

(произносительные и

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного

произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных,

4

2


акцентологические) нормы.

сочетаний        согласных.        Произношение        некоторых        грамматических        форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы        ударения        в        современном        русском        языке.        Допустимые        варианты произношения и ударения.

Практические занятия

Работа с карточками

1

Контрольные работы  диктант по теме «Лексические нормы»

1

Самостоятельная работа обучающихся. Нормы произношение гласных и

согласных звуков

3

Тема 7. Лексические нормы.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное

условие  речевого  общения.  Выбор  из  синонимического  ряда  нужного  слова  с учетом его значения и стилистических свойств.

4

2

Практические занятия  «Анализ текста с целью выявления общеупотребляемой

лексики и архаизмов»

1

Тема 8. Грамматические

нормы.

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний

по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами,        придаточными        частями.        Синонимия        грамматических        форм        и        их стилистические и смысловые возможности.

4

2

Тема 9. Орфографические

нормы.

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание

морфем;        2)        слитные,        дефисные        и        раздельные        написания;        3)        употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

12

2

Практические занятия

Отработка умений и навыков «Слитное и разделительное написание»

1

Контрольные работы:  диктант по теме «Орфографические нормы».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Безударные гласные, чередование гласных

4

Тема 10. Пунктуационные

нормы.

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,

включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Нормативные словари современного русского языка и

12

2


справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических

трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Практические занятия

Отработка умений и навыков

1

Контрольные работы: диктант по теме «Пунктуационные нормы».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Обособление, сложноподчиненные предложения

2

Тема 11.Отражение в русском языке

материальной и духовной культуры русского и других народов.

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

2

3


Тема  12 Функциональные

стили

Научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь и язык

художественной литературы как разновидности современного русского языка.

2

1

Практические занятия. Анализ текста

1

Тема  13. Научный стиль,

сферы его использования,

назначение.

Признаки   научного  стиля.   Разновидности   научного  стиля.   Основные  жанры

научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект,        беседа,        дискуссия.        Совершенствование        культуры        учебно-научного общения в устной и письменной форме.

2

1

Практические занятия. Анализ текста

1

Самостоятельная работа обучающихся

Жанры научного стиля

2

Тема  14. Официально-

деловой стиль, сферы его использования, назначение.

Признаки официально-делового стиля. Основные жанры        официально-делового

стиля:  заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо,  объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально- делового общения в устной и письменной форме.

2

3

Практические занятия. Составление таблицы «Особенности научного стиля»

1

Тема  15. Публицистический

стиль, сферы его использования, назначение.

Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

2

3

Практические занятия. Анализ текста

1

Тема  16. Разговорная речь.

Сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные

средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

2

3

Тема  17. Особенности

речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Речевой этикет;        факторы, определяющие формирование речевого этикета; формулы речевого этикета.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Формулы речевого этикета

2


Тема 18. Язык

художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование

изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

4

3

Итоговая контрольная работа. Тест

Итоговый урок

2

1

Всего:

98

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования         к         минимальному         материально-техническому обеспечению

Реализация        учебной        дисциплины        требует        наличия:        учебного

кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся,        рабочее         место         преподавателя,         учебно-планирующая

документация,        рекомендуемые        учебники,        дидактический         материал,

раздаточный материал, плакаты по курсу.

Технические        средства         обучения:        компьютер        с        лицензионным программным обеспечением, экран, ксерокс, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Е.С. Антонова, Т.М.Вотелева Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. проф учебн. завед.- 6-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Academia», 2008, 320с.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А., Русский язык: 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2002-2004;

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса.- М.:Просвещение, 2004.-350с.

4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка.-2-е изд., перераб. – М., 1999.

5. Русский язык /  Н.А. Герасименко, А.В. Канафтева, В.В. Леденева и др.;

Под ред. Н.А. Герасименко.- М.:Издательский центр «Academia», 2009.-496 с..

Дополнительные источники:

  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. -М.:

Вербум, 2001;

  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. -М.:Вербум, 2002.-416 с.;

3.Словари, справочники


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль         и         оценка         результатов        освоения         учебной        дисциплины

осуществляется        преподавателем         в          процессе         проведения         практических занятий        и        лабораторных         работ,         тестирования,         а        также                выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные  умения, усвоенные  знания)

Формы  и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-        совершенствовать        орфографическую        и

пунктуационную грамотность;

Индивидуальные

задания, тексты

-        сформировать         представление        о         тексте,

совершенствуя навыки конструирования текстов;

Работа        с        текстом,

конструирование текста

-        обеспечить         дальнейшее        овладение

функциональными        стилями                речи           с одновременным расширением знаний учащихся о стилях,        их         признаках,         правилах        их

использования;

Практическое        занятие

по признакам стилей

-        обеспечить         практическое         использование

лингвистических  знаний  и        умений  на  уроках литературы,         а        также                восприятие          содержания художественного         произведения         через                 его языковую        форму,                художественную        ткань

произведения;

Анализ        текста,

индивидуальные занятия

- способствовать развитию речи и мышления на

межпредметной основе;

Практическое занятие

-        строить         аналитический        рассказ         об         идейно-

художественном содержание произведения  и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;

Самостоятельная

работа с текстом

-        строить         рассказ         по         типу        индивидуальной,

сравнительной        и        групповой        характеристики персонажей;

Устное сообщение

- раскрывать позицию автора в произведении, его

взгляды, отношение к персонажам;

Практическое занятие

- выявлять подтекст;

Практическое занятие

-  производить  речеведческий  и  стилистический

анализ        текста        художественного         произведения, научно-учебного,        научно-популярного, публицистического текста;

Практическое занятие

-        выявлять        и        осмысливать        изобразительно-

выразительные средства языка в их  единстве с

Индивидуальные задания


нравственно-психологической         и        социальной

характеристикой         персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

-        творчески         пересказывать        художественный

текст;

Самостоятельная

работа

-  строить  устное  высказывание  и  письменное

сочинение         на         темы,                предполагающие самостоятельный                анализ                        литературных произведений                 и        фактов        исторической         и

современной действительности;

Индивидуальные задания

- строить проблемный очерк (высказывание типа

проблемного очерка) об отношениях человека и общества, человека и природы (среды), народа и власти,        о         нравственных        основах         счастья,        об

активном отношении к добру и злу, о мировых проблемах         и        проблемах         будущего,        о         своем назначении и месте в жизни, о будущей трудовой деятельности, профессии, семье;

Практическое занятие

-        инсценировать         небольшое         эпическое

произведение или отдельную часть его;

Практическое занятие

- импровизировать на свободную тему;

Практическое занятие

- создавать художественную зарисовку, рассказ;

Практическое занятие

-        передавать         в        устной        и        письменной        форме

индивидуальное        восприятие         художественного произведения, свое видение действительности и понимание         жизненных          проблем,         свои        оценки фактов        и         явлений,        своеобразно         используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;

Практическое занятие

-        аннотировать         статьи        о         литературных

произведениях,         театре,         кино,         художественных выставках;

Самостоятельная

работа

- производить сопоставительный анализ новинок

современной литературы;

Практическое занятие

- выступать с докладом, используя приемы

ораторского искусства.

Практическое занятие

Знания:

- фонетику и графику, лексику и фразеологию,

грамматику и правописание;

Контрольные диктанты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...