Путешествие в город "Причастинск"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Данный материал можно использовать в качестве дополнения к тиоговому уроку по теме. Также можно провести как отдельный урок , особенно , если дети не сильны в русском языке или не очень активны. Игровая форма может помочь заинтересовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_gorod_prichastinsk.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в город Причастинск.

Внеклассное мероприятие «Путешествие в город Причастинск» может проходить в рамках недели русского языка.

Участники «Путешествия…» разбиваются на команды по 4-5 человек. Каждая команда получает свой маршрутный лист «достопримечательностей города». Маршруты продуманы так, чтобы участники продвигались, не мешая друг другу.

Примерная схема маршрута одной из команд:

В начале путешествия экскурсовод рассказывает историю создания города Причастинска можно использовать компьютерную мультипликацию или слайды):

Жили-были на свете  одинаковые суффиксы:-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-,-вш-, -ш-, -т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Говорит им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу».

- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам – получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то ещё им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из них предложил:

- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, - надо думать и о других.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

 - Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю два вида – совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.

Погрустили Причастия, погрустили, да делать нечего – надо трудиться.

Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь. С тех пор все Причастия живут в одном городе, и именоваться он стал Причастинск.

Затем командам раздаются маршрутные листы, и игроки отправляютя в путь. По прибытии в нужный пункт команды встречаются с «ценителями красоты» города Причастинска. (В роли «ценителей» выступают старшеклассники, учителя, родители).

Аллея действительных и страдательных причастий.

Команда получает задание.

- Попробуйте образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, шить, вести, вычитать, предлагать, зависеть. (Искомый, едомый, ведомый, вычитаемый, предлагаемый, зависимый; от глаголов жевать и шить нельзя образовать такие причастия).

- Как, по-вашему, выглядят действительные причастия настоящего времени от глаголов брезжить и брызгать?

(Брезжущий и брызгающий; доп.брызжущий).

Игрокам предлагается определить, в каком случае предан является кратким страдательным причастием, а в каком – прилагательным:

Преданность вечно была в характере русского люда.

Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.

Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.

Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

                                                                          (Михайлов)

(Предан престолу («верен»)  - прилагательное; предан суду («отдан под суд») – причастие).

Музей причастного оборота.

Участникам игры дается текст без знаков препинания. Нужно расставить в нем знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения.

Антошка, вымытый и причесанный, в новом полушубке и вычищенных сапогах, сидел в сторонке в обширной кухне и зоркими, любопытными глазами молчаливо наблюдал и повара в белой куртке и колпаке, и лакея во фраке, и забегавшую щеголеватую горничную и не оставил без должного внимания длинного ряда блестящих кастрюль, кастрюлек и разных не виданных им форм и медных вещей, расставленных на трех полках.

Это обилие вычищенной на славу медной посуды несколько удивило его, и он решил, что держать столько бесполезных вещей положительно ни к чему. Если бы половину продать, и то было бы за глаза достаточно.

                                                                                           (Станюкович)

Панорама орфограмм.

Кто быстрее (и правильнее) выполнит следующее задание: в предложенном тексте вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

За столом, завале..ым бумагами, Петр сидел в старом кожа..ом крессе с высокою спинкою у жарко натопле..ой печи. На Петре был голубой, полинялый и заноше..ый халат. Который царевич помнил ещё до Полтавского сражения. С тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожже..ом трубкою; шерстя..ая красная фуфайка с белыми костя..ыми пуговицами; от одной из них, слома..ой, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время дли..ых укоризне..ых речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопа..ые чулки, старые, стопта..ые туфли. Царевич рассматривал все эти мелочи, такие привычные, родные, чуждые. Только лица батюшки почти не видел. Из окна, за которым белела снеж..ая скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, дли..ый и острый, как меч.

                                                                                    (По Мережковскому)

Фуфайка – теплая вязаная рубашка.

Исподний – (прост.) – нижний, находящийся под чем-нибудь другим.

Стамед – шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.

Гарусный – из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.

Галерея уникальных причастий.

Кто определит, в роли какой части речи выступают причастия в данных ниже предложениях?

Мы в грядущее смело глядим: и время за нас, и победа за нами. (Сурков); От перестановки слагаемых сумма не меняется; Утопающий и за соломинку хватается; В нашем классе нет отстающих; Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее. (А.Н.Толстой).

(Во всех случаях – в роли существительного)

В каждом пункте команда получает фишки разных цветов: красная – 5 (баллов), зеленая – 4 (балла), синяя – 3 (балла).

По окончании игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победитель. Призы и поощрительные подарки получают все команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"

Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....