Имя числительное как часть речи.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи" с использованием технологии развития критиеского мышления через чтение и письмо (РКМЧП). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Имя числительное как часть речи

(технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №115 г.Волгограда

Колесникова Тамара Анатольевна,

Волгоград

Тема урока: «Имя числительное как часть речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: таблицы, дидактический материал,проектор,экран

Цели урока:

  1. формирование у учащихся представления об имени числительном как о части речи, его грамматических признаках, синтаксической роли;
  2. развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной  работе с информацией;
  3. формирование умений находить  числительные в тексте и отличать их от других слов со значением числа;
  4. развитие у учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы;
  5. развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;
  6. воспитание у учащихся любви к русскому языку и бережного отношения к нему.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

Прием «Мозговой штурм»

        (Слайд №1)

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда – то

Петухи и поросята.

Сколько хвостов упоминается в стихотворении?

А сколько « шагало» ног?

Что придает точность этому тексту?

 Везде и во всем человека окружают числа, огромную роль играют числа первого десятка.

Слова  какой части речи вы употребили? Сделайте морфемный разбор слова числительное, назовите однокоренные слова.

(Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях тему урока «Имя числительное как часть речи», просит поставить каждого свои цели к уроку, исходя из того, что известно.)

Раздает учащимся графическую таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)».

Заполните первый столбец таблицы (Что вам известно об имени числительном?), затем обсудите информацию в паре. Учащиеся заполняют, затем обсуждают в парах.

После этого учитель опрашивает учащихся, выслушивает и заполняет ту же графу на доске, опираясь на высказывания учащихся. Учащиеся заносят в свои таблицы то, что на их взгляд заслуживает внимание. На доске появляется примерно следующая запись.

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Числительные – это слова.

Числительное от слова число.

Теперь  заполним второй столбец «Хочу узнать», для этого зададим вопросы. Что бы вы хотели теперь узнать об имени числительном до работы с текстом? Поставьте вопросы к нашей теме. Запишем их во второй столбец верхней части таблицы.

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

1.Какова роль числительных в речи?

2.Каковы грамматические признаки числительных?

3.Какова синтаксическая роль числительных?

4.Как отличить числительные от других частей речи?

Теперь главным источником информации будет текст учебника на стр.143 – 145 .

2.Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, ее осмысление, соотнести полученную информацию с полученными знаниями.

Познакомьтесь с теоретическим материалом учебника на стр.143 -145. После прочтения вернемся к таблице.

Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?

 Заполните таблицу, перед этим всю новую информацию обсудите  в парах.

                        3.Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и осмысления; постановка учениками новых целей обучения.

Учитель опрашивает учеников и на основе их ответов заполняет третью графу таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

1.Обозначают количество, число, порядок предметов при счете.

2.Числительные делятся на две группы: количественные    и порядковые.

3.Склоняются. 4.Числительные бывают разными членами предложения. 5..Числовое значение могут иметь и другие  части речи, числительные можно записать и словами, и числами, а другие части речи  - только словами 5.Числительные, обозначающие количество, в сочетании с существительными являются одним членом предложения

Что вы еще хотели бы узнать о числительных? Дополните графу «Хочу узнать», заполните нижнюю часть таблицы, в которой две графы: категории информации и источники информации. Как вы думаете, из каких источников можете получить ответы на вопросы?

Хочу узнать

В каких фразеологизмах употребляются числительные?

Какие числительные употребляются в сказках чаще всего?

Категории информации

Источники информации

Употребление числительных во фразеологизмах.

Употребление числительных в сказках.

Энциклопедии

Книги

Действительно, вы можете получить информацию о числительных из энциклопедий, из книг, заполните дома графу «Узнал(а), а на следующем уроке поделитесь интересными сведениями.

Вернемся к началу урока.

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Какая информация об имени числительном отложилась у вас в памяти?

Теперь составьте синквейн на тему «Имя числительное». Напоминаю, что синквейн  - это стихотворение, представляющее синтез информации в лаконичной форме. Состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема ил предмет(одно существительное); во второй дается описание предмета(два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора  к предмету, в пятой строке  - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета(одно слово). На выполнение вам дается 3- 4 минуты (каждый работает самостоятельно).

Учащиеся зачитывают синквейны. Учитель комментирует и затем знакомит учащихся со своим вариантом синквейна.

(Слайд №2)

Числительные

Количественные и порядковые.

Перечисляют, отвечают и обозначают (число).

Можно записать цифрами и словами.

Точность.

Домашнее задание.

1. Заполнить таблицу.

2. Написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи».

       Таблица «Знаю. Хочу узнать.  Узнал(а). (раздается каждому ученику)

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Категории информации

Источники информации

Дидактический материал к уроку (материал учебника стр. 143 -145)

                           Имя числительное как часть речи

В какой колонке выделенные слова обозначают:

А) количество предметов и отвечают на вопрос сколько?

Б) число и тоже отвечают на вопрос сколько?

В)порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?

Определите падеж выделенных слов.

Трем комнатам.         Три и семь будет десять.         Третью комнату.

Одиннадцати окон.   Сложите одиннадцать и         Одиннадцатым окном.

                                     три.

Семью стульями.        К семи прибавьте                    Седьмого стула.

                                      одиннадцать

Выделенные слова – имена числительные. Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные.

Числительные, отвечающие на вопрос какой?(какая? какое? какие?), - порядковые.

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два – четыре.

Разделите шесть на три.

Мы живем на втором этаже.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

Два мальчика подошли к школе.

Занятия начинаются в девять часов.

Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?

Какими членами предложения могут быть имена числительные?

1.Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой?

2.Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.

3.Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книга оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения – подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой – порядковое числительное. В предложении является определением.

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а  другие части речи – только словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....