Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хисамиева Гульшат Тимергазимовна

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. Р.И.ЗАРИПОВА С.БАЙЛЯНГАР»

КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Тема урока

Имя числительное как часть речи.

Числительные количественные и порядковые

Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы Хисамиева Г.Т.

 

Тема урока «Имя числительное как часть речи.

Числительные количественные и порядковые»

Цель:   - обратить внимание учащихся на роль числительных в речи;  

- познакомить учащихся с именем числительным как частью речи;

- учить школьников правильно употреблять числительные в устной и письменной речи,  обогащать словарный запас учащихся, развивать их логическое мышление;  

 - воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных;

-  развивать нравственное воспитание.

Оборудование:  ноутбук,  мультимедийный проектор, презентация, цветные карандаши.

 Материал: Учебник для 6 класса татарской средней общеобразовательной  школы под редакцией  Ф.Ю. Ахмадуллиной

Тип урока:  урок  усвоения нового материала

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.

Добрый день!  Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их нашими улыбками и покажем им себя. А теперь всё внимание сюда.

 – … , а какое сегодня у нас число? – Спасибо, что напомнила.

- А какой сегодня день недели? (вторник). Спасибо.  

- А какой он по порядку? Первый,  второй или третий?

- … ,  в котором часу ты утром встаешь?

- А во сколько выходишь из дома, чтобы не опоздать на уроки?

- А сколько у вас человек в семье?  А сколько у вас детей? А ты какой ребенок по счету?

-Спасибо, ребята, за беседу. А теперь, ребята, внимание.

 С первых лет жизни мы постоянно обращаемся  к числам. Просыпаясь, мы обычно вспоминаем, какое сегодня число, в котором часу нужно отправляться в школу. Вы знаете даже,  когда закончатся уроки. Вечером вы хотите знать, когда будет по телевизору ваша любимая передача. И так далее, и так далее…  Словом, числа нужны нам ежедневно и даже ежечасно. Тема нашего урока, как вы уже поняли, «Имена числительные».

        - А теперь послушаем интересную сказку о числительных. Её прочитает …

Слайд 2

Сказка о том, как Ноль стал королём

На страницах учебника русского языка для шестого класса есть страна «Имя Числительное» . В этой стране живут числа.  Жители этой страны  все равны. В стране «Имя числительное»  нет короля, но они нисколько не огорчаются, потому что когда нет главных, жизнь гораздо легче и веселее, а числа как раз любят повеселиться. Но в этой стране есть свои правила:  1) Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО? и КАКОЙ? 2) Имя числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. 3) Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Но все же правитель нужен в любой стране, и это доказал такой случай…

Однажды прогуливались по парку числительные: Восемь и Пятый. Пятый спрашивает: -Восемь, а кто твои  друзья? Восемь отвечает: - Три, Сто, Пятьдесят. -А с кем ты дружишь?- спросил Восемь. –Мои друзья – это: Третий, Сотый, Пятидесятый.                 Их подслушал Ноль и догадался, что эти Числительные разные. Он созвал всех жителей страны и объяснил всем, что среди нас есть Числительные, которые обозначают количество предметов и Числительные, которые обозначают порядок предметов при счете. Поэтому одних Числительных мы будем называть Количественными, а других – Порядковыми.

За такую великолепную идею Ноль был выбран Королем этой страны

- Ребята, понравилась ли вам  сказка?

- О чём узнали из сказки?

- За что Ноль стал королем Числительных? ( Действительно, ребята,  человека возвышает его ум, а не одежда и красота).

- А теперь подумайте и попробуйте поставить вопросы к количественным и порядковым числительным.  3, 100, 50, 8  

- Какой вопрос  поставите  к этим числительным?  

 -Молодцы, ребята. Эти числительные отвечают на вопрос Сколько?  Это Количественные числительные.

- А теперь  поставьте вопрос к числительным:  Пятый, Третий, Сотый, Пятидесятый.

 - Молодцы!  Да, это порядковое числительное и они отвечают на вопрос Какой?

Слово учителя:

- А сейчас, ребята,  мы начнем свое путешествие по  этой  удивительной стране под названием «Имя Числительное» (5-6 минут).

- А теперь открываем тетради, записываем число и тему урока.

Имя числительное как часть речи.

Числительные количественные и порядковые.

        - Теперь ещё раз проверим себя и посмотрим на эту таблицу. (Слайд 3)

        - А сейчас я вас проверю, напишите в тетрадях.  Первый вариант:  пять количественных числительных через запятую, а второй: пять  порядковых числительных. Записали. Прочитайте.  Молодец!

        - Сейчас я вам покажу таблицу, прочитаю, вы внимательно слушайте. (Слайд 4)

        - А сейчас я вас проверю. Послушайте меня.

1) Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.

 – Назовите мне числительное из этого предложения.  

2) В третий раз закинул он невод, пришел невод с одною рыбкой.

3) Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

II. Работа по учебнику.

В ваших учебниках есть очень интересный рассказ. Давайте послушаем его

- Почему старый человек увидел одного сына? Что он плохо видел.

- Какие орфограммы встретились в этом тексте? Старичок,  сыночек. 

- А теперь прочитаем упражнение 558.  …, прочитай упражнение.

Работа по упражнению

- Теперь ответьте на вопрос:

- В чём сходны и чем различаются имена числительные и цифры? - Словарная работа.

Обратите внимание на лексическое значение слова:

Слайд 5

Интернациональный –

III. Закрепление изученного материала

1) Задание

Слайд 6

 - А теперь внимание. Смотрим на экран.

- Спишите эти поговорки, пословицы в тетради, вставляя пропущенные слова. Давайте начнем.

                                  …ум хорошо, а …лучше

                                  не имей…рублей, а имей .. друзей

                                 за … зайцами погонишься, ни … не поймаешь

                                 …кольца, …конца, посередине гвоздик

                                …одежек и все без застёжек

- Закончили? А теперь прочитайте.

Слайд 7

                                  Один ум хорошо, а  два лучше.  

-  …,  ты согласен с этим мнением? Спасибо.

                                  Не имей сто рублей, а имей сто  друзей.

- Как ты думаешь, в жизни это так?

                                 За двумя  зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- Как ты понимаешь эту поговорку? Объясни.

                                 Два кольца,  два конца, посередине гвоздик.

- Отгадали ли вы эти загадки?  Какой будет ответ? (ножницы) Правильно.

                     Семь одежек и все без застёжек. (капуста)

–Что это такое? Молодец.

2) Задание.

        - А теперь следующее задание.

        Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.

Слайд 8

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, по3от, о5,

100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н

3)  Ребята, вы все знаете, в Казани, в нашей Республике проводится Всемирная летняя XXVII Универсиада.  

Беседа:

- Что это за праздник?

- Кто приедет? Чем они будут заниматься?

- Давайте и мы на минутку станем спортсменами и снимем усталость. Ну, встали.

Следующее задание связано именно с Универсиадой. Внимание на экран. Вы  видите на экране слова… Казань, Универсиада, 2013 год.

 – Употребляя эти слова составьте предложения. Понятно, что слова можно изменять.

Слайд 9

Казань, Универсиада, 2013 год

- Молодцы. Как здорово у вас получилось.

V. Итог урока

- Итак, о какой части речи говорили на уроке?

-  На какие разряды делится имена числительные?

- Какой вопрос ставим к количественным числительным? Приведите примеры. Алина, назовите количественное числительное.

- А к порядковым числительным какой вопрос ставим? Приведите примеры. Алина, назовите количественное числительное.

-  Почему нужно употреблять числительные правильно?

Выставление оценок

- А теперь, ребята, возьмите цветные карандаши и поставьте себе оценку, т. е. нарисуйте свою оценку в тетради, поглядывая на экран. Наверное, все вы выберете самого веселого.

- Вот теперь, ребята, я поняла, что вы молодцы, находите ответы на все вопросы. Вы умные, находчивые, сообразительные ребята. Урок окончен, вы можете идти. Спасибо вам и гостям за внимание.

VI. Домашнее задание

Поисковая исследовательская работа.

Например.  Сколько людей проживает в селе?  Сколько хозяйственных дворов? Сколько детей школьного возраста в селе? Сколько детей дошкольного возраста? Подумайте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Слайд 2

Сказка о том, как Ноль стал королём На страницах учебника русского языка для шестого класса есть страна «Имя Числительное» . В этой стране живут числа. Жители этой страны все равны. В стране «Имя числительное» нет короля, но они нисколько не огорчаются, потому что когда нет главных, жизнь гораздо легче и веселее, а числа как раз любят повеселиться. Но в этой стране есть свои правила: 1) Имя числительное- часть речи, которая обозначает количество предметов, число , а также порядок предметов при счете . Имена числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО? и КАКОЙ? 2) Имя числительные делятся на количественные и порядковые . Имена числительные изменяются по падежам . 3) Имена числительные могут быть разными членами предложения . Но все же правитель нужен в любой стране, и это доказал такой случай… Однажды прогуливались по парку числительные: Восемь и Пятый. Пятый спрашивает: -Восемь, а кто твои друзья? Восемь отвечает: - Три, Сто, Пятьдесят. - А с кем ты дружишь?- спросил Восемь. –Мои друзья – это: Третий, Сотый, Пятидесятый. Их подслушал Ноль и догадался, что эти Числительные разные. Он созвал всех жителей страны и объяснил всем, что среди нас есть Числительные, которые обозначают количество предметов и Числительные, которые обозначают порядок предметов при счете. Поэтому одних Числительных мы будем называть Количественными, а других – Порядковыми. За такую великолепную идею Ноль был выбран Королем этой страны

Слайд 3

3, 100, 50, 8 Пятый, Третий, Сотый, Пятидесятый

Слайд 6

Интернацион а́ льный – книжн. то же, что международный ; распространяющийся на несколько или на все народы, не ограниченный рамками одного народа

Слайд 7

… ум хорошо, а … лучше не имей … рублей, а имей ... друзей за … зайцами погонишься, ни … не поймаешь … кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 8

Один ум хорошо, а … лучше не имей … рублей, а имей ... друзей за … зайцами погонишься, ни … не поймаешь … кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 9

Один ум хорошо, а два лучше не имей … рублей, а имей ... друзей за … зайцами погонишься, ни … не поймаешь … кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 10

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей ... друзей за … зайцами погонишься, ни … не поймаешь … кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 11

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за … зайцами погонишься, ни … не поймаешь … кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 12

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за двумя зайцами погонишься, ни … не поймаешь … кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 13

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь … кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 14

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Два кольца, … конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 15

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Два кольца, два конца, посередине гвоздик … одежек и все без застёжек

Слайд 16

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Два кольца, два конца, посередине гвоздик Семь одежек и все без застёжек

Слайд 17

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы) Семь одежек и все без застёжек

Слайд 18

Один ум хорошо, а два лучше не имей сто рублей, а имей сто друзей за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы) Семь одежек и все без застёжек (капуста)

Слайд 19

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, по3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н

Слайд 20

2013 год Универсиада Казань

Слайд 21

Нарисуй себе оценку за урок

Слайд 22

Домашнее задание Поисковая исследовательская работа. Например. Сколько людей проживает в селе? Сколько хозяйственных дворов? Сколько детей школьного возраста в селе? Сколько детей дошкольного возраста? Подумайте.

Слайд 23

До скорой встречи ! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других...