Роль языковых средств в художественном тексте
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Жиркова Анастасия Александровна

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Цель: построение образа познаваемого события или явления на основе разрозненных единиц информации (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Формирование УУД осуществляется через подготовку к сочинению на лингвистическую тему. В качестве языкового материала взят текст песни группы "Пилот" "Ч-б" ("Чёрно-белый"). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_yazykovykh_sredstv_tekhkarta.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 г.о. Самары Жиркова Анастасия Александровна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

Тема урока: Роль языковых средств в художественном тексте.

Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.        

Цель урока: построение образа познаваемого события или явления на основе разрозненных единиц информации

 (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).

Задачи урока:

образовательные:

  • завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для написания экзаменационного сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (познавательные и регулятивные УУД);

развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора языковых средств, лексических и синтаксических,  для доказательства лингвистического тезиса, способствовать развитию умения формулировать роль языковых средств в тексте (познавательные УУД, регулятивные УУД);
  • способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);

воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
  • способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики

(коммуникативные, личностные).

2

Мотивация учебной деятельности

Метод беседы

Предлагает учащимся прослушать отрывок из песни «Чёрно-белый» группы «Пилот» (автор текста Илья Чёрт/Кнабенгоф) и определить назначение песни на уроке русского языка.

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют проблему восприятия устной и письменной информации, ведущей к затруднениям при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, в частности при отборе примеров для доказательства лингвистического тезиса. Решение этой проблемы осознают как смысл предстоящей работы на уроке.

Осознание осваиваемого на уроке приёма учебной деятельности как ценности (личностные).

3

Целеполагание

Метод самоопределения в целях (по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися).

Формулирует  цель урока: научиться грамотно использовать приём замедленного чтения при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, в частности при выборе примеров из художественного текста.

Определяют, что предстоит:

  • запомнить алгоритм замедленного чтения;
  • уметь использовать приём замедленного чтения при отборе примеров для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и формулирования роли языковых средств в тексте.

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

4

Повторение опорных знаний

Беседа с учащимися

Предлагает вспомнить алгоритм замедленного чтения (Приложение 1).

Даёт задание – прочитать отрывок из текста песни группы «Пилот» «Чёрно-белый», используя данный алгоритм (Приложение 2).

Описывают последовательность действий при замедленном чтении

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные) 

5

Углубление и обобщение имеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой теме

Проектный метод

Сопровождает и контролирует работу каждой группы.

При возникновении у  учеников затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени,

даёт подсказку с указанием нужных действий.

Объединяются  в 4 группы. Групповая работа проходит в 2 этапа. На первом этапе в течение 10 минут работают с текстом песни Ильи Чёрта «Чёрно-белый», выписывая из него в таблицу лексические и синтаксические средства, выделяют среди них те, которые отличаются наибольшим эмоциональным воздействием. На втором этапе описывают эмоциональное воздействие, которое оказывают на читателя/слушателя выбранные лексические и синтаксические средства, формулируя тем самым их роль в тексте.

Осознание опыта работы в группе, как ценности. 

(личностные). 

Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные, регулятивные).

Оценивание ситуаций совместной работы в группе в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).

6

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Проблемно-дискуссионный

Предлагает командам:

- выбрать докладчика и в рамках полученного задания

- изложить содержание заполненной таблицы «Лексические и синтаксические средства»

- обосновать выбор языкового средства, описать его роль тексте;

- защитить свою позицию, используя логику доказательства или опровержения исходного тезиса.

Слушают одноклассников, вносят коррективы в таблицу «Лексические и синтаксические средства», дополняя её своими примерами. Защищают свою версию роли в тексте песни «Чёрно-белый» выделенного ими языкового средства.

Публичное выступление с презентацией учебного продукта и взаимодействие с аудиторией (коммуникативные).

7

Рефлексия

Беседа с учащимися

Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить пользу приёма замедленного чтения при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и при выстраивании образа познаваемого события или явления, описанного в тексте

Отвечают на вопросы учителя

Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.

(коммуникативные,

регулятивные)

Приложение 1

Алгоритм замедленного чтения.

  1. Несколько раз медленно прочитать текст с остановками.
  2. Выделить непонятные слова, если они есть, объяснить их.
  3. Выделить ключевые слова.  
  4. Связать ключевые слова.
  5. Сформулировать образ познаваемого события (явления).

Приложение 2

Илья Чёрт (Кнабенгоф)

Отрывок из текста песни «Чёрно-белый»

Время искать себя самого.
Время искать пшеницу средь трав.
Время сжигать золотые мосты.
Время уходить, если ты прав.
Мнения масс, богатство и власть,
И запахи денег куют города...
Но светлый человек мне когда-то сказал:
"Чушь это всё! Всё – суета!"
Чёрная земля, белые цветы...
Что на мой вопрос ответишь ты?

Кто все мы?
Откуда идём?
Кто светит нам в ночи фонарём?
Из какого леса мы вышли?
В какую дверь мы войдём?
Что наша жизнь?
Где мы умрём?
Что служит нам путеводным огнём?
Где потеряли мы сердце?
Где мы свободу найдём?

Приложение 3

Лексические средства

Синтаксические средства

Языковые антонимы: «Чёрная земля, белые цветы»

Контекстуальные антонимы: «Время искать пшеницу средь трав»

Контекстуальные синонимы: «Чушь это всё! Всё суета(слов экспрессивной (разговорной) лексики чушь и слово книжной лексики суета)

Фразеологизм: сжигать золотые мосты

Олицетворение: «Мнения масс, богатство и власть и запахи денег куют города»

Эпитеты: золотые мосты, светлый человек, чёрная земля, белые цветы, путеводным огнём

Анафора (единоначатие):

Время искать себя самого.

Время искать пшеницу средь трав.

Время сжигать золотые мосты.

Время уходить, если ты прав.

Ряд однородных членов предложения (подлежащих): «Мнения масс, богатство и власть и запахи денег куют горда»

Ряд риторических вопросов:

Кто все мы?

Откуда идём?

Кто светить нам в ночи фонарём?

Из какого леса мы вышли?

В какую дверь мы войдём?

Что наша жизнь?

Где мы умрём?

Что служит нам путеводным огнём?

Где потеряли мы сердце?

Где мы свободу найдём?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Урок литературы в 7 классе по теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

Урок литературыТема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.Цели урока: Образовательная: углубление и примение на практике знания художе...

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы.

выразительное чтение играет существенную роль в методике преподавания русской литературы....

Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»

Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов  художественных произведений....

Стилистическая роль обособленных определений в художественных текстах

В художественной литературе используются все виды обособленных определений, и при этом определения несут не только структурную, но и смысловую, тексто-, сюжетообразующую, эстетическую функцию, функцию...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)

Выступление на МО учителей русского языка и литературы Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагм...