Зачет по русскому языку в 6 «А» классе по разделу «Синтаксис»
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме

Унгарова  Самал Утемураткызы

Зачет по русскому языку в 6 «А» классе по разделу «Синтаксис»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6a.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет по русскому языку в 6 «А» классе по разделу «Синтаксис»

      Тип урока по Ю.А.Конаржевскому – урок проверки и оценки ЗУН

  Цели:  определить уровень знаний  учащихся по теме «Синтаксис»; развивать внимание, мышление; воспитывать любовь к природе, умение довести начатое дело до логического завершения.

    Ход урока:

1. Организационный этап. Психологический настрой.

 - Ребята, сейчас мы выполним упражнение «Барометр настроения», с целью определения вашего настроения. Сначала дайте толкование слова «барометр» (ответы уч-ся). Молодцы, итак начнем. Чем ближе руки будут соприкасаться друг с другом, тем хуже ваше настроение. Чем шире расстояние между рук, тем лучше ваше настроение. Покажите, пожалуйста, какое сейчас у вас настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2. Целеполагание. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 

- Сегодня на уроке мы с вами определим уровень ваших знаний по изученному разделу. А по какому разделу мы узнаем, ответив на определенные вопросы.

На доске перевернутые карточки, 9 шт.

Дети отвечают на вопросы учителя. Если ответ верный, карточка с буквой переворачивается. Если ребята ошиблись, карточка остается закрытой.

1. Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные)

Открывается карточка с буквой А

2.Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу)

Открывается карточка с буквой Т

3. На какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что? )

Открывается карточка с буквой К

4. Какие бывают предложения по интонации? (воскл/невоскл.)

Открывается карточка с буквой Н

5. На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделал?)

Открываются карточки с буквой С, их 3 штуки

6. Назовите главные члены предложения.

Зеленой листвою одеты деревья (Одеты деревья)

Открываются карточки с буквой И, их 2 штуки

 И какое слово у нас получилось? Молодцы! Поставите цель сегодняшнего урока исходя из темы (ответы).

- Выполнив следующее задание, мы узнаем насколько, вы усвоили тему «Члены предложения»

Работа с «Графсхемой»

Критерии:                                                     Критерии:

5 гр. -5 б.                                                       6-7 гр. -5 б.                      

4гр. -4 б.                                                        4-5гр. -4 б.

3 гр. -3 б                                                           3 гр. -3 б.

2гр. -2 б.                                                             2гр. -2 б.

1гр. -1 б.                                                             1гр. -1 б.

0 гр. -0 б.                                                            0 гр. -0 б.

Один спикер  группы осуществляет защиту «Графсхемы», уч-ся второй группы могут дополнить. Согласно эталона ответа оцените выполненную работу по критериям.

Взаимопроверка по эталонам ответа.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Сделайте синтаксический разбор предложений.

   Весна пошла по полям. Подул теплый ветер. С крыш сползал мокрый снег. Закричали галки. За полями весело зашумел лес. Заблестели темные ветки деревьев. Зацвели первые цветы. Громче зазвенели ручьи.

Критерии:                                                

0 ош. -5 б                                                        

1-2ош. -4б                                                      

3-4 ош.-3 б                                                                                                          

5-6 ош. -2б.                                                    

7 и более ош. -0 б.                                                  

3 Этап всесторонней проверки знаний

1.- Чтобы проверить свои знания по данной теме выполним работу по карточкам (учащиеся наугад выбирают задания, посвящённые данной теме, и выполняют задания самостоятельно)

( После  выполнения  заданий учащиеся,  выполнявшие задание №1 переходят во временную первую группу, выполнявшие задание №2 переходят во временную вторую группу и т.д.)

Карточка №1

1)Прочитайте, найдите существительные в дательном падеже, определите, какие это члены предложения.

Гроза

Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. Сверкнула молния и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я прижался к кусту и ожидал конца ненастья.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

В лесу

Утренняя заря осветила местность. Яркие звезды на небе стали бледнеть и скоро погасли. Первый золотой луч солнца заиграл на вершине могучего дуба. С реки потянул легкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. Засверкала на траве серебристая роса. В густой зелени деревьев зазвенели веселые голоса. Хорошо идти по узкой лесной тропинке.

Карточка № 2

 Прочитайте, найдите существительные в дательном падеже, определите, какие это члены предложения.

Была ранняя весна. Легкие облака плыли по небу. Лед прошел. Река наполнилась мутной водой. В вышине раздавался птичий гомон. Гуси, журавли, утки спешили к северу. Поселок рыбаков раскинулся на горке. Вчера рыбаки начали лов рыбы. Ловили неводом день и ночь. Нельзя упустить хороший улов.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

В саду

Все ярче светит весеннее солнце. Снег стаял. Уже показалась зеленая травка. В перемену и после уроков школьники бегут в свой сад. Много работы весной в саду. Одни обрезают сухие ветки, другие окапывают деревья, подбеливают стволы.  Девочки красят скамейки, посыпают дорожки песком, разбивают грядки под овощи и цветы.

Карточка №3

 Прочитайте, найдите прилагательные в единственном числе, именительном падеже, определите, какие это члены предложения.

Ураган

Нависли тяжелые грозовые тучи. Ураган с ревом напал на корабль. Он срывал верхушки волн и покрывал всё вокруг седой пылью. Полил страшный ливень. Засверкала ослепительная молния. Из облаков стали падать огненные шары. Возле мачт стояли матросы с топорами. Вдруг большая мачта повалилась и наклонила корабль. Громадные волны были готовы залить его. Прошел час, другой, третий. Эти часы казались веками. Наконец ураган стал затихать.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы.

Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.

Карточка № 4

Прочитайте, найдите прилагательные во множественном числе, именительном падеже, определите, какие это члены предложения

В лесу

Утренняя заря осветила местность. Яркие звезды на небе стали бледнеть и скоро погасли. Первый золотой луч солнца заиграл на вершине могучего дуба. С реки потянул легкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. Засверкала на траве серебристая роса. В густой зелени деревьев зазвенели веселые голоса. Хорошо идти по узкой лесной тропинке.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы.

Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.

- Перед вами эталон правильного ответа (осуществляется  самопроверка по ключу).

- В оценочном листе оцените себя согласно данным критериям

 5 баллов – нет ошибок

4 балла – 1-3 ошибки, и несколько исправлений

3 балла -  4-5 ошибок

2 балла- 6-7 ошибок

1 балл- 8 и более ошибок

Заполните оценочный лист согласно критериям (см. выше).

- Чтобы устранить имеющиеся пробелы в знаниях, в течении 5 минут обсудите задание с учащимися временной группы ( принимает участие каждый школьник)

( После обсуждения учащиеся возвращаются в группы постоянного состава.)

-Учащимся предлагается ознакомить членов своей группы с вопросом по своей теме. Члены группы должны выслушать каждого, запомнить или записать полученную информацию.

 2.ТЕСТ

- Итогом нашей деятельности  будет тестирование.

По завершению тестирования учащиеся оценивают себя согласно критериям.

Критерии:

19-20 в. – 5 баллов

16-18 в. – 4 балла

9-15 в. – 3 балла

5-8 в. – 2 балла

1-4 в. – 1 балл

Заполните оценочный лист согласно критериям

4. Итог урока

- В течение всего урока  вы оценивали себя и заполняли  оценочный лист. Сосчитайте, сколько баллов вы заработали за урок и оцените себя согласно  критериям.

 Критерии оценивания за урок:

23-25 баллов оценка «5»

18- 22 баллов оценка «4»

13 -17 баллов оценка «3»

12 - 0  баллов  оценка «2»

   -Поднимите руку те, кто получил «5», «4», «3», «2».

-  Молодцы! Урок окончен.

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

- Повторить все правила по данному разделу.


Тестовые задания по теме «Синтаксис»

1. В данном предложении укажи словосочетание

Мама купила интересную книгу.

а) мама купила        б) купила интересную       в)интересную книгу

2. Найди главные члены предложения.

С наступлением весны на деревьях набухают почки.

а) с наступлением весны    б) набухают почки    в) на деревьях набухают  

3.Найди распространённое предложение    

а)  Солнышко проснулось.

б)   Ночь.

в)  Яркое солнце осветило землю.

4. Какие бывают предложения по цели высказывания?

а) повествовательные, вопросительные, побудительные

б) распространённые, нераспространённые

в) простые, сложные

5. На какие вопросы отвечает подлежащее?

а) Какой? Какая? Какие?

б) Кто? Что?

в) Что делает? Что сделал?

6. В конце какой строчки надо поставить вопросительный знак?

а) «Возвратился я из Крыма

б)  Мне домой необходимо

в) Где высокий серый дом

г) У меня там мама в нём»    (А.Л.Барто)

7. Какие бывают предложения по интонации?

а) восклицательные, невосклицательные

б)  повествовательные, вопросительные, побудительные     

в) распространённые, нераспространённые

8. Найди нераспространённое предложение  

 а) Ранним утром прекрасная погода.

 б) Пришла весна.

 в) Весной на деревьях птицы вьют гнёзда.

9. Сколько в данном тексте предложений?

Стоял солнечный денёк ребята играли в саду вдруг подул резкий ветер всё небо затянулось тучами загремел гром ребята побежали домой.

а) 3 предложения        б)  5 предложений     в) 6 предложений

10. Какое предложение соответствует данной схеме

                                                 .

а) Пришла настоящая весна.

б) Вчера лил дождь.

в) Светит яркое солнце.

11. Найди обстоятельство в предложении

Подснежники распустились в апреле.

а) В апреле     б)  Распустились      в) Подснежники

12. Найди в предложении дополнение – существительное в творительном падеже

а)  Зайцы кормятся по ночам.

б) Ярким огнём горят тюльпаны.

в) Всё кругом цветёт и зеленеет.

13.  Продолжи: определение – это __________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

14. В место точек вставь существительное в родительном падеже

        Гнездо  ……….

а) ласточка         б) сорока       в) воробья

15. Укажи зависимое слово в словосочетании:

       Тёплая погода

а) тёплая        б) погода         в) теплая погода

16. Найди словосочетание «существительное + существительное»

а)   Морской берег      б)  Лучи солнца      в) лесная опушка

17. Определи тип предложения.

Желаем Вам весеннего настроения!

 а) побудительное         б) повествовательное       в) невосклицательное

18. Найди в предложении второстепенные члены предложения.

Запах цветущих ландышей кружит голову.

а) запах, цветущих           б) кружит, цветущих, голову  

 в) цветущих, ландышей, голову

19. Найди в предложении определение – прилагательное в предложном падеже.

В голубом небе светит яркое, весеннее  солнце.

а) Яркое        б) В голубом       в) Весеннее

20. Какое предложение соответствует данной схеме

а) В лесу стоит тишина.

б)  Лес шумит листвой.

в) Берегите еловые леса!


Эталон ответов:

1  – В

2 – Б

3 – В

4 – А

5 – Б

6 – В

7 – А

8 – Б

9 – В

10 – Б

11 – А

12 – Б


13 -  Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:

Какой? Чей? Определение обычно выражено прилагательным или местоимением.


14 – В

15 – А

16 – Б

17 – А

18 – В

19 – Б

20 - Б

        


Критерии:                                                  

0 ош. -5 б.                                                      

1-2 ош. -4 б.                                                        

3-4 ош. -3 б.                                                           5-6 ош. -2 б.                                                            7и более ош.-0б 


Критерии:                                                  

5 гр. -5 б.                                                      

4гр. -4 б.                                                        

3 гр. -3 б.                                                          

2гр. -2 б.                                                            

1гр. -1 б.                                                            

0 гр. -0 б.

Критерии:                                                  

6-7гр. -5 б.                                                      

4-5гр. -4 б.                                                        

3 гр. -3 б.                                                          

2гр. -2 б.                                                            

1гр. -1 б.                                                            

0 гр. -0 б.

Карточка №1

1)Прочитайте, найдите существительные в дательном падеже, определите, какие это члены предложения.

Гроза

Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. Сверкнула молния и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я прижался к кусту и ожидал конца ненастья.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

В лесу

Утренняя заря осветила местность. Яркие звезды на небе стали бледнеть и скоро погасли. Первый золотой луч солнца заиграл на вершине могучего дуба. С реки потянул легкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. Засверкала на траве серебристая роса. В густой зелени деревьев зазвенели веселые голоса. Хорошо идти по узкой лесной тропинке.

Карточка № 2

 Прочитайте, найдите существительные в дательном падеже, определите, какие это члены предложения.

Была ранняя весна. Легкие облака плыли по небу. Лед прошел. Река наполнилась мутной водой. В вышине раздавался птичий гомон. Гуси, журавли, утки спешили к северу. Поселок рыбаков раскинулся на горке. Вчера рыбаки начали лов рыбы. Ловили неводом день и ночь. Нельзя упустить хороший улов.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

В саду

Все ярче светит весеннее солнце. Снег стаял. Уже показалась зеленая травка. В перемену и после уроков школьники бегут в свой сад. Много работы весной в саду. Одни обрезают сухие ветки, другие окапывают деревья, подбеливают стволы.  Девочки красят скамейки, посыпают дорожки песком, разбивают грядки под овощи и цветы.

Карточка №3

 Прочитайте, найдите прилагательные в единственном числе, именительном падеже, определите, какие это члены предложения.

Ураган

Нависли тяжелые грозовые тучи. Ураган с ревом напал на корабль. Он срывал верхушки волн и покрывал всё вокруг седой пылью. Полил страшный ливень. Засверкала ослепительная молния. Из облаков стали падать огненные шары. Возле мачт стояли матросы с топорами. Вдруг большая мачта повалилась и наклонила корабль. Громадные волны были готовы залить его. Прошел час, другой, третий. Эти часы казались веками. Наконец ураган стал затихать.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы.

Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.

Карточка № 4

Прочитайте, найдите прилагательные во множественном числе, именительном падеже, определите, какие это члены предложения

В лесу

Утренняя заря осветила местность. Яркие звезды на небе стали бледнеть и скоро погасли. Первый золотой луч солнца заиграл на вершине могучего дуба. С реки потянул легкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. Засверкала на траве серебристая роса. В густой зелени деревьев зазвенели веселые голоса. Хорошо идти по узкой лесной тропинке.

Прочитайте. В выделенных глаголах определите вид и время. Каким членом предложения являются(подчеркните)?

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы.

Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.

«Графсхема»

                                   


«Графсхема»

«Графсхема»

«Графсхема»

                                   


Прочитайте текст. Озаглавьте его. Сделайте синтаксический разбор предложений.

   Весна пошла по полям. Подул теплый ветер. С крыш сползал мокрый снег. Закричали галки.

За полями весело зашумел лес. Заблестели темные ветки деревьев. Зацвели первые цветы.

Громче зазвенели ручьи.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Сделайте синтаксический разбор предложений.

   Весна пошла по полям. Подул теплый ветер. С крыш сползал мокрый снег. Закричали галки.

За полями весело зашумел лес. Заблестели темные ветки деревьев. Зацвели первые цветы.

Громче зазвенели ручьи.

Критерии

5 б. – нет ошибок

4 б.–   1-3 ошибки,

 и несколько исправлений

3 б. -  4-5 ошибок

2 б. - 6-7 ошибок

1 б.- 8 и более ошибок

             

   Критерии:    

19-20 в. – 5 баллов

16-18 в. – 4 балла

9-15 в. – 3 балла

5-8 в. – 2 балла

1-4 в. – 1 балл       

Критерии:

23-25 баллов оценка  «5»

18- 22 баллов оценка «4»

13 -17 баллов оценка «3»

12 - 0  баллов  оценка«2»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Самостоятельные и контрольные работы по русскому языку в 5 классе по теме:"Синтаксис и пунктуация"

Сборник содержит четыре самостоятельных работы, проверяющих как теоретические, так и практические навыки по теме, и контольную работу  в форме теста по теме"Синтаксис и пунктуация"...

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"

Данный урок тематический. Он посвящен актуальной теме - "Олимпиада".  На уроке повторяются основные синтаксические  понятия. Он призван вызвать интерес учащихся к спорту, воспитывает потребн...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"(с мультимедийным приложением)

Работа состоит из 7 заданий на проверку теории по теме и практических заданий в тестовой форме....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис. Пунктуация»

В игре на уроке у учащихся развивается целый ряд познавательных процессов, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Активизируется память, логика, мышление. ...