Главные вкладки

    Винительный падеж ( урок русского языка как иностранного)
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Рогова Анна Константиновна

    Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей), так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам. Усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории и других дисциплин), но дает учащемуся инструмент для получения новых знаний. Речь идет, конечно же, об учащихся-инофонах общеобразовательных школ, для которых равнозначно важно и получение общего базового образования, и освоение иностранного языка, на котором ведется преподавание школьных дисциплин. Причем первая задача невыполнима без второй. Овладение средствами изучаемого языка (его лексикой, грамматикой, фонетической системой) – это лишь одна из сторон изучения русского языка как иностранного. Главное – это развитие основных компетенций: языковой, речевой, коммуникативной.
    Другое отличие иностранного языка как учебного предмета заключается в его беспредельности, т.е. отсутствии границ в овладении языком. Беспредельность языка вынуждает учителя стремиться к ограничению объема изучаемого языка, достаточного для его практического применения с учетом потребностей обучающихся. Так, владение 2000 лексических единиц считается вполне достаточным для понимания 75% любого иноязычного текста.
    Таким образом, отличительными особенностями учебного предмета «русский язык как иностранный» по сравнению с курсом родного языка считаются следующие:

    • язык является одновременно и целью и средством обучения (в частности, средством получения специальности на изучаемом языке);
    • в отличие от родного языка, усвоение которого идет неосознанно и интуитивно (путь «снизу вверх»), усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Л.С. Выготский);
    • изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей;
    • учитывается опыт овладения учащимися родным языком;
    • в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком.

    Публикация данного материала содержит

    • конспект урока по теме "Винительный падеж", цель урока: закрепление темы винительного падежа на лексическом материале "Животный мир". Развитие навыков чтения, говорения, письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста "Ёж-спаситель" Виталия Бианки.
    • презентацию к уроку


     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей), так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам. Усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории и других дисциплин), но дает учащемуся инструмент для получения новых знаний. Речь идет, конечно же, об учащихся-инофонах общеобразовательных школ, для которых равнозначно важно и получение общего базового образования, и освоение иностранного языка, на котором ведется преподавание школьных дисциплин. Причем первая задача невыполнима без второй. Овладение средствами изучаемого языка (его лексикой, грамматикой, фонетической системой) – это лишь одна из сторон изучения русского языка как иностранного. Главное – это развитие основных компетенций: языковой, речевой, коммуникативной.
    Другое отличие иностранного языка как учебного предмета заключается в его беспредельности, т.е. отсутствии границ в овладении языком. Беспредельность языка вынуждает учителя стремиться к ограничению объема изучаемого языка, достаточного для его практического применения с учетом потребностей обучающихся. Так, владение 2000 лексических единиц считается вполне достаточным для понимания 75% любого иноязычного текста.
    Таким образом, отличительными особенностями учебного предмета «русский язык как иностранный» по сравнению с курсом родного языка считаются следующие:

    • язык является одновременно и целью и средством обучения (в частности, средством получения специальности на изучаемом языке);
    • в отличие от родного языка, усвоение которого идет неосознанно и интуитивно (путь «снизу вверх»), усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Л.С. Выготский);
    • изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей;
    • учитывается опыт овладения учащимися родным языком;
    • в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком.

    Конспект урока

    Тема: Винительный падеж

    Цель урока: закрепление темы винительного падежа на лексическом материале "Животный мир". Развитие навыков чтения, говорения, письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста "Ёж-спаситель" Виталия Бианки.

    Ход урока:

    1 этап. Организационный.

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем читать новый интересный текст о животных. Вы узнаете, какие чудеса иногда случаются в природе. Но сначала мы немножко потренируемся, сделаем упражнения, и нам будет легче понять этот рассказ. Мы будем читать, писать, говорить, слушать.

    2 этап. Фонетическая зарядка.

    Дифференциация звуков ж и ш.

    Упражнение 1.

    Повторите слоговые ряды (слайд №2):
    “жа — ша — жа”     “ша — жа — жа”    “ша — ша — жа”
    “ша — жа — ша”    “жа — ша — ша”    “жа — жа — ша”

    (Ряды представлены учащимся визуально. Учитель читает, учащиеся хором повторяют. Затем учащиеся «по цепочке» читают эти же ряды)

    Упражнение 2.

    Игра “Скажи наоборот” (учитель произносит первые три слога, а учащийся должен продолжить правильно свои слоги)( слайд №3):
    “шу — шу — шу” (“жу — жу — жу”)
    “ша — ша — ша”

    “шо — шо — шо”
    “ши — ши — ши”
    “ше — ше — ше”

    Упражнение 3.

    Выберите “лишнее” слово (слайд №4):

    _аба, лу_а, _уба, ко_а;

    ма_ина, каранда_и, до_дик, у_и.

    Упражнение 4.

    Произнесите слова, выделяя ж и ш интонацией (слайд №5-7):

    жаба — шапка;

    ежата — лягушата;

    пижама — лошадка

    пружинка — машинка;

    ужи — уши;

    лыжи — мыши.

    3 этап. Отработка лексического и грамматического материала.

    Послушайте стихотворение, ребята!

    Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
    Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!
    А доктор еж сказал ужу: “Я ничего не нахожу.
    Но все же, думается мне, лежать вам лучше на спине,
    Пока живот не заживет, вот!”
                                                  (Н. Воронель, Р. Муха)

    Повторяйте хором за мной строчки этого стихотворения. Слушаем, как мы произносим звук ж!

    Вопросы к тексту прослушанного стихотворения (слайд№8):

    • Назовите героев этого стихотворения.
    • Найдите героев стихотворения на картинках.
    • Кто из них был доктором?
    • У кого болел живот?
    • Кто укусил ужа?
    • Кого укусила оса?
    • Куда укусила оса ужа?
    • К кому пришел уж?
    • Подберите слово, близкое к слову доктор: учитель, врач, водитель, строитель.
    • Что делает врач?
    • Кого лечил еж?

    Давайте вспомним, что вы знаете о животных, которые стали героями этого стихотворения.

    • Кто из них живет в дупле дерева?
    • Кто из них живет в норе?
    • У кого иголки?
    • У кого желтое пятно на голове?
    • Кто из них умеет летать?
    • Кто из них на зиму впадает в спячку, засыпает до весны?
    • Как называют детей ежа?
    • Как называют детей ужа?
    • Назовите детенышей других животных, используя такой же суффикс –ат-, -ят (слайды № 9-10).

    Этап 4. Повторение основной грамматической модели.

    Винительный падеж: объект – направление деятельности.

                                                         (Кого? Что? Куда?)

    Ответьте на вопросы:

    Оса укусила ужа (куда?) __________

    Уж пополз за помощью (куда?)___________

    Уж попросил о помощи (кого?) __________

    Еж дал ужу (что?) ______________

    Еж посоветовал ужу беречь (что?)_____________

    Уж вернулся (куда?)_______________

    Физкультминутка.

    Сделаем перерыв, встанем из-за парт и, повторяя слова знакомого стихотворения, выполним упражнения:

    На болоте две подружки, две зеленые лягушки
    Утром рано умывались, полотенцем растирались,
    Ножками топали, ручками хлопали,
    Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
    Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

    Этап 5. Работа с текстом.

    Предтекстовая подготовка.

    Пришло время нам поработать с рассказом Виталия Бианки «Ёж-спаситель». Сегодня вы узнаете историю про ежа-защитника. Но прежде давайте поработаем с новыми словами:

    • Спаситель – тот, кто приходит на помощь слабому, помогает, спасает.
    • Накинуть платье  – быстро одеться
    • Босиком – без обуви, голыми ногами.
    • Живо – быстро, без труда.
    • Зафуфукал – котенок замяукал, щенок залаял, воробей зачирикал, а еж зафуфукал, т.е. заговорил на своем языке.
    • Зигзаг – не прямая, изогнутая линия.
    • Ядовитый – опасный для жизни.
    • Руки-ноги отнимаются – почувствовать слабость, неуверенность, испугаться.
    • Засеменить – побежать, делая маленькие шаги, быстро перебирать лапками.
    • Свернулся в клубок – ёж не убегает от опасности, а сворачивается так, что выставляет вокруг себя иголки. Когда опасность минует, он разворачивается.

    А теперь я буду читать текст, а вы следите за ударениями в словах.

    Еж-спаситель

    1. Маша проснулась рано-рано, накинула на себя платье и босиком побежала в лес.

    В лесу было много земляники. Маша живо набрала корзинку и побежала домой. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её босая нога до крови укололась об острые колючки.

    2.Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал.

     Маша заплакала, села на соседнюю кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги. Ёж замолчал.

    3. Вдруг прямо на Машу ползет большая серая змея с черным зигзагом на спине – ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги отнялись. А гадюка ползет к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык.

    4. Тут вдруг ёж развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и кинулась на него. Но ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Ёж бросился за ней, схватил зубами за голову и наступил ей на спину лапкой.

    А Маша вскочила и убежала домой.

    Притекстовые вопросы.

    А теперь мы будем читать текст по очереди  и отвечать на вопросы.

    1 часть.

    • Когда проснулась Маша?
    • Куда торопилась Маша?
    • Что она собирала в лесу?
    • Во что Маша собирала землянику?
    • Почему Маша поскользнулась?
    • Обо что Маша укололась?

    2 часть

    • Чьи же были колючки?
    • Почему Маша заплакала?
    • Почему ёж не убежал?

    3 часть

    • Кто испугал Машу?
    • Как выглядит гадюка?
    • Какой у нее язык?

    4 часть

    • Зачем ёж побежал к гадюке?
    • Кто победил в этом бою?
    • Как ёж победил гадюку?
    • Почему гадюка не смогла победить ежа?
    • Почему рассказ называется «Ёж-спаситель»? Кого спас ёж?

    Послетекстовые задания.

    Задайте вопросы к словам, выделенным в тексте, используя модель:

    • Что рано утром надела на себя Маша?

               Маша надела на себя платье.

    • Куда Маша побежала за ягодами?

               Маша побежала в лес.

    6 этап. Подведение итогов урока.

    О каком животном говорили мы сегодня на уроке? Кем был еж в стихотворении, которое мы слушали? Кем стал ёж в рассказе Виталия Бианки? А вы встречали ежа в природе? Расскажите о этой встрече.

    Домашнее задание.

    Прочитайте текст, подготовьте его пересказ, нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

    Библиография.

    1. Никифорова Е.П., Капустина Г.А. Обучение русскому глаголу.  «Дрофа» 2010
    2.  Практическая методика обучения русскому языку как иностранному                                                 под ред. А.Н. Щукина. М., 2003.
    3. http://www.kiddybook.ru
    4. http://www.gramota.ru/
    5. http://kidportal.ru/
    6. В.Бианки Лесная газета. М, 2010
    7. http://log1.ru/
    8. http://www.langrus.ru


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка "Именительный падеж 1-го склонения единственного числа"

    Данный материал познакомит с особенностями существительных 1 склонения ед. числа....

    урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

    Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

    урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

    данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

    "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже" (урок русского языка в 6 классе)

    Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение за год"Тема: "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"Тип урока: урок закрепления и обобщения изученногоЦели: закрепи...

    Комбинированный урок русского языка "Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода"

    Урок по теме: "Цветы" (межпредметная связь с уроками биологии и музыки). Цель  урока - формировать умение правильно писать имена прилагательные женского рода в В.п. и Т.п., активно употребля...

    Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".

    С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...

    Урок русского языка как иностранного. Тема: «Транспорт».

    Занятия запланированы как четвертое и пятое, отрабатываемые в данной теме, на уже введенном лексическом материале.Форма урока - групповая. Предполагаемый возраст детей 7-8 летЗанятие: «Транспорт...


     

    Комментарии

    Урок для детей, уже прекрасно говорящих по-русски.