Главные вкладки

    Урок русского языка как иностранного. Тема: «Транспорт».
    план-конспект по теме

    Майорова Елена Валерьевна

    Занятия запланированы как четвертое и пятое, отрабатываемые в данной теме, на уже введенном лексическом материале.

    Форма урока - групповая. Предполагаемый возраст детей 7-8 лет

    Занятие: «Транспорт» (4).

    Цель занятия:

     Закрепить знания учащихся по теме «Транспорт»:

    - виды транспорта

    - профессии людей, работающие в сфере транспорта

    Задачи:

    Обучающие:

    - Раскрыть значение транспорта для людей.

    - Формирование представлений о транспорте и его назначении.

    - Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека по стране.

     - Правила поведения в общественном транспорте, на остановках.

    Развивающие: 

    - Развивать у учащихся внимание, память.

    - Развитие диалогической речи, зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

    Воспитывающие:

    - Обобщить правила поведения в транспорте. 

    - Воспитывать уважение к труду людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_kak_inostrannogo.docx22.75 КБ
    Файл doc1.docx1.46 МБ
    Файл doc2.docx1.37 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка как иностранного

    Конспекты составлены учителем-логопедом НОЧУ СОШ «Юджин-Центр».

    Учитель-логопед Майорова Елена Валерьевна

    Тема: «Транспорт».

    Занятия запланированы как четвертое и пятое, отрабатываемые в данной теме, на уже введенном лексическом материале.

    Форма урока - групповая. Предполагаемый возраст детей 7-8 лет

    Занятие: «Транспорт» (4).

    Цель занятия:

     Закрепить знания учащихся по теме «Транспорт»:

    - виды транспорта

    - профессии людей, работающие в сфере транспорта

    Задачи:

    Обучающие:

    - Раскрыть значение транспорта для людей.

    - Формирование представлений о транспорте и его назначении.

    - Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека по стране.

     - Правила поведения в общественном транспорте, на остановках.

    Развивающие: 

    - Развивать у учащихся внимание, память.

    - Развитие диалогической речи, зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

    Воспитывающие:

    - Обобщить правила поведения в транспорте. 

    - Воспитывать уважение к труду людей.

    Словарь: 

    Уточнение и расширение словаря по теме.

    Существительные: автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, машина, водитель, машинист, билет, остановка, станция, пассажир, кондуктор, механик.

    Прилагательные: следующая, свободное, наземный.

    Глаголы: еду, иду (в активном словарном запасе); выхожу, вхожу, войти пройти, водит.

    Материал:

    Сюжетные и предметные картинки, фишки, трафаретное изображение видов транспорта.

    Ход занятия.

    Организационный момент:

    Задание 1.

    На доске картинка с изображением средств передвижения (транспортом).

    Картинка «Транспорт». 

    Упражнение «Что здесь нарисовано?»

    Педагог: Скажите, что нарисовано на картинке?

    Дети: Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, машина, поезд, велосипед…

    Сообщение темы урока:

    Педагог: Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, машина, поезд – как сказать одним словом? Это все -? (транспорт)

    Дети: Это транспорт.

    Педагог: Мы на прошлых уроках говорили о транспорте, сегодня вспомним. Автобус – это транспорт, трамвай это -?

    Дети: Трамвай – это транспорт, поезд – это транспорт…

    Педагог: Кто едет в транспорте?

    Дети: Пассажиры.

    Педагог: Кто управляет автобусом, троллейбусом, автомобилем?

    Дети: Водитель.

    Педагог: Этот транспорт едет по земле.  Это наземный транспорт.

    Задание 2.

    Перед детьми на партах картинки и фишки оранжевого цвета.

    Картинка «Транспорт». 

    Педагог: Фишкой закрывайте наземный транспорт, который я назову.

    Троллейбус.

    Подходит к детям, проверяет.

    Педагог: Что мы закрыли фишкой?

    Ребенок 1: Мы закрыли троллейбус.

    Педагог: Фишкой закройте трамвай. Что мы закрыли сейчас фишкой?

    Ребенок 2: Мы закрыли фишкой трамвай.

    Педагог: Фишкой закройте автобус. Что мы закрыли фишкой?

    Ребенок 3: Мы закрыли автобус.

    Педагог: Фишкой закройте автомобиль. Что мы закрыли фишкой?

    Ребенок 1: Мы закрыли автомобиль.

    Педагог: Мы закрывали фишками наземный транспорт. Кто запомнил, какой транспорт мы закрыли?

    Ребенок 2: Автомобиль и автобус.

    Ребенок 3: Троллейбус.

    Ребенок 1: Трамвай.

    Педагог: Молодцы, справились с заданием.

    Задание 3.

    Педагог:

    (обращается к каждому ребенку)

    Как ты едешь в школу?

    Ребенок 1: Еду в школу на автобусе.

    Ребенок 2: Я еду в школу на метро.

     Ребенок 3: Я еду в школу на троллейбусе.

    Педагог: А где мы ждем автобус? 

    Ребенок 2: На остановке.

    Педагог: Правильно, на остановке. На своей остановке.

    При движении автобуса кондуктор или водитель объявляет следующую остановку.

    Как называется остановка, на которой надо выходить, когда ты едешь в школу?

    Ребенок 3: Остановка называется «Улица Садовая».

    Педагог: А как называется остановка, на которой ты выходишь, когда едешь домой из школы?

    Ребенок 1: Остановка называется «Улица Волгина».

    Картинка (приобретение билета)

    Педагог: В транспорте надо купить билет за проезд, пройти и сесть на свободное место. Билет продает кондуктор или водитель.

    Что нужно сделать, когда войдешь в транспорт?

    Ребенок 1: В транспорте надо купить билет.

    Ребенок 2: Сесть на свободное место.

    Педагог: Нужно ли уступать место в автобусе старшим?

    Ребенок 3: Нужно уступать место старшим.

    Педагог: Кто водит автобус, троллейбус, трамвай, машину?

    Дети: Водитель.

    Педагог: Можно ли громко разговаривать в общественном транспорте? 

    Дети: Нет.

    Педагог: Правильно, шуметь нельзя. Это мешает пассажирам, ведь некоторые едут на работу или возвращаются с работы домой.

    Динамическая пауза

    Педагог сопровождает проговаривание стихотворение  И. Токмаковой действиями.

    На лошадке ехали,

    До угла доехали.

    Сели на машину,

    Налили бензину.

    На машине ехали,

    До реки доехали.

    Трр! Стоп! Разворот.

    На реке — пароход.

    Пароходом ехали,

    До горы доехали.

    Пароход не везет,

    Надо сесть в самолет.

    Самолет летит,

    В нем мотор гудит: У-у-у!            

    Задание 4.

    Педагог: Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Послушайте, какие профессии связаны с транспортом. 

    Картинка «Водитель».

    Кто нарисован на картинке?

    Дети: На картинке нарисован водитель.

    Педагог: Да. Водитель – водит машину.

    Картинка: «Кондуктор».

    Педагог: Кто нарисован на картинке?

    Дети: Нарисован кондуктор.

    Педагог: Кондуктор - продает билеты за проезд.

    Картинка: «Автомеханик».

    Педагог: Это механик. Механик - ремонтирует машины. Повторите.

    Дети: Это – механик.

    Задание 5.

    Педагог: На столе у вас лежат листы бумаги, положите перед собой.

    Картинка: (трафаретное изображение)

    На доске, как и на листах у детей, контуры с изображением видов транспорта. Стрелочками указаны направления для штриховки.

    Педагог показывает на доске, как нужно выполнять задание.

    Педагог: Возьмите карандаши. Стрелка смотрит вниз. Карандаш двигается вниз.

    Дети заштриховывают троллейбус и легковой автомобиль.

    Педагог: Ребята, дома заштрихуйте самолет и грузовой автомобиль.

    Задание 6.

    Педагог: Летом все едут на каникулы, отдыхать. Вы с родителями поедите домой. Чтобы отправиться в поездку, мы покупаем билеты, собираем чемоданы, сумки.

    А что мы берем в дорогу?

    Ребенок 1: Мы берем вещи.

    Педагог: Мы берем в дорогу самое необходимое: сумку или чемодан с вещами, ведь вы поедете отдыхать не на один месяц и дорога неблизкая.

    А на чем вы едете домой?

    Ребенок 3: Домой мы летим на самолете.

    Педагог: Вы летите из аэропорта на самолете. А как попасть в аэропорт, чтобы полететь на самолете? Вызвать такси до аэропорта. На самолете летите до родного города. А дальше едете в автобусе до дома.

    По порядку перечислите, пожалуйста, как и на чем вы добираетесь из Москвы до дома?

    Ребенок 2: Мы вызывали такси, ехали до аэропорта.

    Ребенок 1: Летели на самолете, а дальше ехали на машине.

    Педагог: Домой вы можете добраться и на поезде. Кто ездил на поезде?

    Ребенок 3: Мы ездили на поезде, а до вокзала ехали на метро.

    Педагог: На далекие расстояния мы едем на поезде или летим на самолете.

    Педагог: Дома расскажите маме и папе, как вы запомнили дорогу, когда ехали домой, в свою страну.

    Итог занятия:

    Педагог: О чем мы говорили на уроке?

    Дети: О транспорте.

    Педагог: Какой наземный транспорт вы запомнили?

    Дети: Автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль.

    Педагог: Кто управляет транспортом?

    Дети: Водитель.

    Педагог: Кто едет в транспорте?

    Дети: В транспорте едут пассажиры.

    Педагог: Кто продает билеты пассажирам?

    Дети: Билеты продает кондуктор или водитель.

    Педагог: Кто чинит транспорт?

    Дети: Транспорт чинит механик.

    Педагог: Летом вы поедете с родителями к себе на родину. На каком транспорте вы поедете?

    Дети: Полетим на самолете. А можно ехать и на поезде.

    Педагог: Молодцы! Урок окончен.

    Занятие: «Транспорт» (5)

    Цель занятия: Закрепить знания учащихся по теме «Транспорт»:

    - категории транспорта

    - профессии людей, работающие в сфере транспорта

    Обучающие:

    - Раскрыть значение транспорта для людей.

    - Уточнение словаря по теме.

    - Развитие диалогической речи.

    Развивающая: 

    - Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.

    - Развитие зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

    Воспитывающая: 

    - Воспитывать уважение к труду людей.

    Словарь: 

    Уточнение и расширение словаря по теме.

    Существительные: кабина, кузов, самосвал, грузовик, груз

    Прилагательные: специальный (транспорт), грузовой (транспорт), пассажирский (транспорт)

    Пожарная команда. Милиция. Скорая помощь.

    Глаголы: перевозит, двигается (движется)

    Пассивный словарь: проблесковый маячок,  звуковой сигнал      

    Материал:

    Сюжетные и предметные картинки, фишки, трафаретное изображение видов транспорта.

    Игрушечный самосвал.

    Задание 1.

    Картинка с изображением транспорта (на доске)

    Педагог: По дороге в школу, какие машины вы встречаете?

    Дети: Автобусы, троллейбусы, такси, грузовики.

    Педагог: Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте. Подумайте, для чего нужен транспорт?

    Дети: Он перевозит людей и грузы.

    Педагог: Посмотрите на картину. Здесь нарисованы: самолет, поезд, автобус, грузовик, машина, корабль.

    Какой транспорт вы видите на ней?

    Ребенок 1: Самолет, поезд.

    Ребенок 2: Автобус, грузовик.

    Ребенок 3: Машина, корабль.

    Педагог: По воде двигается корабль. Какой транспорт двигается по воде?

    Дети: По воде движется корабль.

    Педагог: В воздухе движется самолет. Запомнили? Какой транспорт движется в воздухе?

    Дети: В воздухе движется самолёт.

    Педагог: По рельсам двигаются поезда и трамваи. Запомнили?  Какому транспорту нужны рельсы, чтобы двигаться?

    Ребенок 3: Поезду, трамваю.

    Педагог: Перечислите транспорт, который передвигается по дороге.

    Ребенок 1: По дороге движется автобус, троллейбус.

    Ребенок 2: По дороге движется грузовик, машина.

    Педагог: Правильно, по дороге движется и легковая машина.

    Задание 2.

    Педагог: Давайте рассмотрим картинку. Здесь нарисованы: самолет, грузовые машины, поезд, вертолет, корабль. Это транспорт, который перевозит грузы.  Какой транспорт на ней нарисован?

    Дети: На картинке нарисованы: грузовики, самолёт, машина, поезд.

    Педагог: Верно. На картинке машины, которые перевозят грузы. Что везут грузовики?

    Дети: Машины перевозят грузы.

    Задание 3.

    Картинка «Самосвал».

    Раздаются листы, на которых изображена грузовая машина (самосвал).

    Педагог: Посмотрите, какой вид транспорта вы видите на листах, которые я вам раздала?

    Дети: Это грузовик.

    Педагог: Верно. Это грузовая машина – самосвал. Послушайте, пожалуйста, стихотворение про самосвал.

    Самосвалом я зовусь:
    Сам я сваливаю груз.
    Разгружать меня не надо, -
    Все такой машине рады.

    На столе стоит игрушечный самосвал.

    Педагог: У самосвала кузов наклоняется, и из кузова высыпается песок, или камни, или другой груз. Груз сам сваливается, поэтому машину называют самосвал.

    Педагог сопровождает объяснение показов частей грузовика на игрушке.

    Педагог: Это – кабина. В кабине сидит водитель. Он управляет самосвалом.

    Как называется эта часть самосвала?

    Ребенок 1: Это кабина.

    Педагог: Грузы перевозят в кузове, посмотрите. Повторите, как называется эта часть самосвала?

    Дети: Это кузов.

    Педагог: У всех видов транспорта есть колеса. Вот колеса у самосвала.

    А теперь давайте раскрасим самосвал в тетради. Возьмите желтый карандаш, обведите и раскрасьте кабину, что вы раскрасили?

    Дети: Кабину.

    Педагог: Теперь возьмите красный карандаш, обведите и раскрасьте кузов. Что вы раскрасили?

    Дети: Кузов.

    Педагог: Нам осталось обвести и раскрасить колёса. Возьмите для этого чёрный карандаш. Что вы раскрасили?

    Дети: Мы разукрасили колеса.
     

    Динамическая пауза:

    Чух-чух, чух-чух,
    Мчится поезд
    Во весь дух.
    Паровоз пыхтит,
    – Тороплюсь! – гудит. –
    Тороплюсь, тороплюсь,
    Тороплю-у-усь!

    Задание 4.

    Педагог: Для движения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт.

    Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.

    Картинка: «Пассажирский транспорт».

    Педагог: Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд.

    Назовите пассажирский транспорт.

    Ребенок 1: Автобус, троллейбус.

    Педагог: Назовите еще пассажирский транспорт.

    Ребенок 2: Такси, поезд, самолет.

    Ребенок 3: Трамвай.

    Педагог: Автобус, троллейбус, поезд, самолет, поезд, трамвай, такси – это какой транспорт?

    Дети: Пассажирский.

    Картинка: «Грузовой транспорт».

    Педагог: Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли. 

    (Объяснение, перечисление сопровождается показом картинок).

    Педагог:

    Картинка: (специальный транспорт)

    Специальный транспорт.  Специальный транспорт вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина.

    0-1 Пожарная команда.

    0-2 Милиция.

    0-3 Скорая помощь.

    Какой номера телефона набирают при пожаре?

    Дети: Надо набирать 0-1. Пожарная команда.

    Педагог: Какой номера телефона набирают тяжело больному?

    Дети: Надо набирать 0-3. Скорая помощь.

    Педагог: Если что-то случилось? Если драка или кто-то хулиганит?

    Дети: Надо набирать 0-2. Милиция.

    Картинка: «Специальный транспорт».

    Педагог: Каждая машина имеет свой цвет: 

    Пожарная машина – красный, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену.

    Машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу.

    Полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

    Педагог: Дома расскажите маме и папе, как нужно поступить, если увидели, что требуется помощь.

    Итог занятия:

    Педагог: О чем мы сегодня говорили? 

    О транспорте.

    Педагог: Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите. 

    Что нужно сделать, если вы увидели пожар? По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? 

    Ребенок 1: Вызвать пожарную команду, позвонить 0-1.

    Педагог: Когда и по какому случаю вызывают милицию? 

    Ребенок 2: Если на улице дерутся.

    Педагог: Если человек заболел, ему очень плохо, нужно вызывать скорую помощь. Когда и по какому случаю вызывают скорую помощь? 

    Ребенок 3: Когда заболел человек.

    Педагог: Какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? 

    Дети: Водитель, кондуктор, механик.

    Педагог: Молодцы! Урок окончен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Винительный падеж ( урок русского языка как иностранного)

    Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала являет...

    Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

    Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

    Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

    Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

    Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".

    С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...

    Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

    Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

    Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

    Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...