Интегрированный урок по русскому языку и математике "Числа в нашей жизни" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr._urok_5.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе

Тема: «Числа в нашей жизни» 

учитель русского языка и литературы Щурова Л.В.

учитель математики Щукина Г.Б.

НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД» г. Пермь


Тип урока: комбинированный

Вид урока: обобщение изученного по теме
Цели:
-Обучающие: вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку; актуализировать знания учащихся по теме «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами»
-Развивающие: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность,

внимательность, быстроту реакции, творческое воображение, умение составлять задачи по готовым рисункам и ситуациям; развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов, способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
-Воспитательные:  Воспитывать и повышать интерес к русскому языку и математике через нетрадиционные формы обучения.
Ход урока:
1. Организационный этап. Знакомство с темой и целями урока 
1. Учитель русского языка: А теперь я бы хотела узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Обратите внимание на эти мордочки и соотнесите их с вашим настроением (на доске)
Учитель математики: Если у вас отличное настроение, вам хотелось идти на урок, то вы

поднимаете первую карточку. Если настроение не очень бодрое или у вас что-то случилось, на урок вроде бы хотелось идти, а вроде бы и нет, то вы поднимаете вторую карточку. Ну и если настроения совсем нет и на урок идти не хотелось, то поднимаете третью карточку.
2.Выступление ученика

Учитель русского языка: А теперь давайте послушаем размышление одного героя по поводу

 темы нашего урока. Прав ли он?
Ученик: Кому нужны числительные? Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура!
Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?
Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. И только скажи, что не прав! Язык не повернется.
3. Терминологическая разминка

Учитель русского языка: Давайте поговорим о числительных и вспомним все, что вы знаете об этой части речи. Итак, терминологическая разминка.
4. Работа со схемой

Учитель русского языка: А теперь посмотрите на схему (на экране). Чего здесь еще не хватает? Запишите, приведите примеры каждого вида числительных.
5. Решение задачи по рисунку

Учитель математики: Вы правильно заметили, что здесь не хватает дробных числительных.
А теперь вспомним с вами, какие действия мы умеем выполнять с обыкновенными дробями. Для этого вам нужно будет составить задачу по рисунку, правильно назвать все числительные, а затем решить эту задачу (на экране).
6. Выборочный диктант

Учитель русского языка: Итак, наш урок продолжается. И мы снова говорим о числительных. Я предлагаю вам послушать стихотворение и выписать все числительные, которые вы услышите. Укажите разряд каждого числительного. Приведите примеры простого, сложного и составного числительных.
Ученица: 
Только скажут: «Время спать»,
Маше нужно почитать.
-Ну еще одну страничку,
ну еще минуток пять…
В книжке двести две страницы,
героини – две сестрицы,
не похожие совсем.
Им обеим- лет по семь.
Скажут каждой раз по тридцать:
«Надо, девочки, умыться».
Посвятили омовенью
ровно полтора мгновенья.
Съев по двадцать пять конфет,
не желали есть обед;
поливали на балконе,
два левкоя, шесть бегоний.
Три разбили баночки,
а бабушкам на лавочке
улыбнулись сорок раз.
Вот и весь о них рассказ.
Время полвторого ночи
не смыкает маша очи.
Чем же ей так нравятся
Юные красавицы?
Н. Горбачева
7. Зарядка для глаз и для ума.

Учитель математики: А теперь проведем с вами необычную зарядку для глаз и для ума.
Перед вами на доске находятся цифры. Вы должны найти их, записать в порядке возрастания, найти закономерность и продолжить последовательность.
1, 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21,… (24, 27, 30, 33 и т. д.)
8. Решение теста

Учитель русского языка: А теперь я предлагаю вам тесты ( на экране):
1. Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой:
а) семь; б) седьмой; в) семиборье.
2. Какими морфологическими признаками обладают количественные числительные:
а) число; б) род; в) падеж.
3. В каких из приводимых числительных надо писать НН:
а) 11; б) 12; в) 13.
4. В каких из приводимых числительных надо писать Ь в середине:
а) 7, 17, 30; б) 60, 80, 900.
5. Найдите правильный вариант падежной формы:
а) к полуторастам; б) к полутораста.

6. Какой частью речи являются слова тысяча, миллион, миллиард?


9. Сообщение учащихся

Конечно, все вы знаете игру «Кто хочет стать миллионером?» (на экране). Кто сейчас не мечтает стать миллионером и выиграть миллион. А знаете ли вы, откуда произошло это слово?
Ученик (рассказывает историю числа миллион): Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего тысяча, и «оне», соответствующему русскому увеличительному суффиксу -ищ-, (например: домище, ручища, лесище ). Таким образом, слово «миллион» дословно соответствует не существующему в русском языке слову тысячища.
Учитель математики: А что вы знаете еще интересного о числе миллион с уроков математики? О каких еще числах вы можете рассказать интересные факты?
Ученик: Слово «миллион» в первоначальном значении обозначало «десять бочонков с золотом».
Ученица: В глубокой древности, на одной из начальных стадий развития счета число 7 долгое время считалось неопределенно большим количеством. Религия окутала его таинственной оболочкой древние вавилоняне считали его священным, от них религиозное почитание числа 7 перешло и к другим народам. В царской России оно применялось в колдовстве и заклинаниях. Следы таких представлений сохранились и по сей день. Сегодня число 7 используется во многих пословицах и поговорках. Например: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь» и др.
Ученица: Нуль – это единственное число, которому поставлен памятник. Стоит этот памятник в Венгрии, в центре Будапешта: большая цифра 0 и две буквы на пьедестале км. От этого памятника отсчитываются все расстояния (на экране).
10. Решение занимательных задач

Учитель математики: (на экране) Великий ученый, математик, писатель, философ М. В. Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Сейчас мы с вами проверим, насколько в порядке у вас ум. Немного занимательной математики.
1) У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала и между братьями наступило равенство? (5)
2) На грядке сидели 4 воробья. К ним подлетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
3) Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
4) По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
5) У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
6)  Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
7)  Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольких дней отрежут последний кусок? (7)
8)  Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
9)  У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает раз в четыре года)
11. Разминка

Учитель русского языка: А теперь немного разомнемся.
Встаньте все мальчики первого ряда. Сосчитайте их количество и назовите как одно целое.
Встаньте все девочки первого ряда. Назовите их количество как одно целое.
12. Решение примеров
Нужно решить примеры, но при этом правильно их прочитать (на экране).
1) К 364+116=480
2) К 480+240= 720
3) Из 184-112=72
4) К 320+180=500
13.  «Третий лишний». 

Один вопрос из математики, другой – из русского языка.
1. Один, одиночка, одиночество.
2. ( - неправильная дробь)
3. Пять, пятерка, пятерня.
4. ( - несократимая дробь)
5. Четырехугольник, четыре, четверка.
6. 0,75; 11; ,98,125 (11-натуральное число)
7. Троеборье, три, тройка. (Т.к. остальные слова - существительные).
8. 2, 3, 4 (3 – нечетное число или 4 – составное число).
14. Дифференцированное задание по рядам

Учитель русского языка: А теперь я предлагаю вам составить задачу на тему нашего совместного урока (дифференцированное задание по рядам), а учитель математики проверит, можно ли решить эту задачу (на экране).
1) Чип побежал на помощь в школу к 6б классу, а в это время Дейл тоже решил помочь, только 6а классу…
2) Пес очень любил охотиться. Однажды в выходной он отправился на охоту…
3) В лесной школе все звери любили писать сочинения. А заяц не любил, так как совершал

множество ошибок…
 Учитель математики: А теперь снова вернемся к нашим мордочкам, и посмотрим, какое у вас настроение к концу урока (на экране).
15. Подведение итогов урока и оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Интегрированный урок по русскому языку и математике в 6 «А» классе по теме: «Имя числительное и число».

: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информаци...

Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс

Интегрированный урок  математики, русского языка, литературы  по теме "Части», 5 класс...

Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс

Интегрированный урок  математики, русского языка, литературы  по теме "Части», 5 класс...

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...