открытый урок 6 кл. имя прилагательное
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Кочегарова Татьяна Владимировна

открытый урок 6кл. имя прилагательное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6kl.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Тип: урок  повторения

 Цели:

 Обучающая : Систематизировать изученный в 5 классе материал;

Развивающая: развивать мыслительные операции на основе материала урока ( анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать), развивать речь учащихся;

Воспитывающая : воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к русской природе, к поэзии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!           (мотивация настроения- лесенка)

1слайд

Запишите данные слова, догадайтесь, о чём идёт речь.

1группа: чудесный, удивительный, солнечный..…               слабая                              

2 группа: сонный, таинственный, заснеженный …               средняя

3 группа: бездонный, высокий, бескрайний …                     сильная

  -О чём так сказано? ( запись в тетрадях) день,небо,лес

-Как догадались? ( по признакам-прилагательным)

А нас они сегодня и интересуют.

-Какова тема нашего урока?

2.Определение темы урока.                        2 слайд

Исходя из темы, попробуем сформулировать цели урока:

Повторить…                                        

Учиться находить ….., согласовывать….

Применять……  

С существительным подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

 Им веселее станет жить.

- Что же такое прилагательное ? Что вспомнили по стихотворению о нём?

( согласуется с сущ.

обозначает признак

художественный текст становится интереснее, красивее)

4. Работа с текстом. Выявление роли прилагательных в тексте.

Мы живём в гармонии с природой. Художники, писатели, поэты, любуясь , рисуют красоту природы, выражая своё отношение к увиденному, свои чувства, своё настроение.

-Можно ли обойтись без прилагательных?

- Зачем нужны прилагательные? ( делают речь богаче, текст ярче, понятнее, интереснее)   слайд 3

В …   ….. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах.

   Над ….. тропинками ……..арками согнулись под тяжестью инея стволы ….. берез.

    ……. шапками …… снега покрыты …… ветви  сосен и  елей.

….   зимний лес !

Учитель читает текст. Понравился ли вам текст? Можно ли его назвать ярким? Какой части речи не хватает в нём?

Карточки с текстом раздать каждому в группе. Вставить слова вместо пропусков.

1 группа: в помощь слова для справок  в нужной форме

(тихий, зимний, лесными, кружевными, высоких, тяжёлыми, белого,тёмно-зелёные, красив)

2 группа: слова для справок в начальной форме

(тихий, зимний, лесной, кружевной, высокий, тяжёлый, белый, тёмно-зелёный, красив)

3 группа – самостоятельно

Проверка по группам( ребята зачитывают полученный текст)

!!! У 1и2 группы получился текст известного писателя Г.Скребицкого.

самооценка.

-Как изменился текст? ( Действительно, текст стал ярче, интересней, красивей)

Задания группам:

1 группа:- Какими членами пр-я будут являться прилагательные в тексте? Подчеркнуть ( памятка)

Вывод: Чаще всего прилагательные являются ……., в последнем пр-ии- ……….., т.к. краткая форма  каков?

2 группа: С какой частью речи согласуются прилагательные?

Привести примеры из текста

Вывод: Прилагательное согласуется с …… в …., ….., ……….

3 группа: всё о прилагательном. Кластер.

 Сверить с учебником с.111. , всё ли сказали о прилагательном.                                           слайд 5

5. Работа со стихотворением.

а)     Учитель оТютчеве.                                  Слайд 6

22 августа 1857 года… Лето уходило.  Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Милый, родной ,скромный Овстуг остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – бездонное голубое небо... И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

            Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

 - Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

           Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

                                         Есть в осени первоначальной

                                         Короткая, но дивная пора –

                                    Весь день стоит как бы хрустальный

                                         И лучезарны вечера…

-Кто этот поэт? Как догадались? ( Овстуг- родина Тютчева, недавно изучали на уроках литературы стихи Тютчева)

б)-Сегодня для работы я предлагаю вам стихотворение «Чародейкою Зимою..»    (наизусть читает Каминская Т)

Чародейкою Зимою

 Околдован, лес стоит -

 И под снежной бахромою,

 Неподвижною, немою,

 Чудной жизнью он блестит.

 И стоит он, околдован,-

 Не мертвец и не живой -

 Сном волшебным очарован,

 Весь опутан, весь окован

 Легкой цепью пуховой...

 Солнце зимнее ли мещет

 На него свой луч косой -

 В нем ничто не затрепещет,

 Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой   слайд 7

–  Какое настроение создаёт стихотворение?

в) Фронтальная словарная работа

–  Какие слова вам показались непонятными?

Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья) Почему Т. написал Зимою?

(  Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя?

 (Как живое существо. Она околдовала лес)

Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие  по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)

Бахрома –  это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.

–  Что такое снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная  форма глагола – мечет)

Затрепещет – задрожит.   Объясняют сами дети то, что могут.

Сзади на доске –толкование этих слов из словаря Ожегова- проверим

_Можем ли мы сказать, что поэт нарисовал яркую картину зимнего леса?

-Благодаря чему? (Много средств выразительности)

г)Выписать  средства выразительности,  в которых  есть прилагательные

3группа-из 1 строфы  

Чародейкою Зимою околдован-олиц.

под снежной бахромою- метафора

Неподвижною, немою жизнью-эпитеты

Чудной жизнью он блестит - олиц.

2 группа- из 2 строфы

Не мертвец и не живой лес - эпитет

Сном волшебным -эпитет

Сном очарован - олиц

Опутан, окован лёгкой цепью- метафора

1группа- из 3 строфы

Луч косой, ослепительной красой -эпитеты

Проверка по ключу                   слайд 8

д) Фет о Тютчеве.

-Как оценил Фет творчество Тютчева?

-Согласны ли вы с тем, что поэзия Ф.И.Тютчева безгранична?

        Слайд 9

Мы ещё не раз будем возвращаться к творчеству Ф.И.Тютчева, а пока представим, что мы в зимнем лесу.(музыка)

6.Творческая работа.    Слайд 10

Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина.( музыка)

-Как вы думаете, как она называется? («Зима»)

-Какие слова из стих-я Тютчева могли бы стать названием этой картины? (Чародейкою Зимою околдован лес стоит.)

Для вас я приготовила ещё одну картину Юона «Волшебница-Зима»

-Какая картина вам ближе по настроению? Подумайте, присмотритесь.

Используя весь материал, который есть у вас, попробуйте сами несколько минут побыть писателями, поэтами.

Попробуем творить сами!!!

Зачитать 2 работы.

ОЦЕНИ СВОЁ УЧАСТИЕ В УРОКЕ ( поставьте себе оценку за вклад в урок, а вторую поставлю я, проверив тетрадь)

7. Дифференцированное домашнее задание.  Слайд11

№296 выписать с\с прил +сущ., указать род, число, падеж, а тем, кто не хочет прощаться с нашей темой, из худож .пр-ий о зиме сделать подборку с\с, предложений ярких, запоминающихся.

8. Рефлексия.

Составление синквейна               слайд12

Прилагательные

Краткие и полные

Дополняют, украшают, уточняют

Без них скучно!

Эпитеты

Ваше  мнение об уроке       слайд13

Я повторил…

Я понял, что…

Было интересно….

У меня получилось…

Своей работой на уроке я….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок степени сравнения прилагательных

Окрытый урок Задачи урока формировать грамматические навыки по теме степени сравнения прилагательных Формировать лексические  навыки говорения, аудирования, устной и письменной речи Стимул...

Открытый урок "Степени сравнения прилагательных"

Открытый урок по теме "Степени сравнения прилагательных"...

презентация открытый урок 6кл имя прилагательное

презентация открытый урок 6 кл имя прилагательное...

Открытый урок "Не с прилагательными"

Тема: Правописание НЕ с именами прилагательнымиКласс: 5жУчитель: Гоголева Лена МихайловнаЦели:Обучающая:   - Создать условия для конкретизации способа действия по правописанию НЕ с именами п...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...

Разработка открытого урока "Актуализация имён прилагательных, характеризующих самочувствие человека в речи" к учебнику Forward (3 класс)

Информационная карта открытого урока. План-конспект урока при введении и первичном закреплении прилагательных из раздела №15 "В парке аттракционов" - учебник "Форвард" 3 класс с уч...