Алгоритм определения способа образования слова.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (6 класс) на тему

Материалы, необходимые для изучения раздела "Словообразование" в 6-11 классах.Незаменим при комплексном повторении и подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_opredeleniya_sposoba_obrazovaniya_slova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Алгоритм определения способа образования слова

1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.

2. Определите , с помощью чего и каким способом образовано слово.

СПРАВКА.

Способы словообразования

Описание и примеры

1.Приставочный

К  исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы:

Петь-запеть;остановить-приостановить

2.Суффиксальный

Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи.

Дельфин-дельфиний,  уверенный-уверенность,прополоть-прополка

3.Приставочно-суффиксальный

Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Подбородок,по-русски,размечтаться.

«4.Бессуфиксный

Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь)

5.Сложение(неморфемный способ)

В таких словах должно быть не менее двух корней.

6.Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ)

Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи.

Учительская,гостиная, курящие,раненые.

Лингвистическое сочинение.

Образец сочинения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные.Определим исходные слова и способ образования.

 Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом

(от основы отсекается суффикс А).

 Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.

 Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.

Наконец, прилагательное «прибрежные»  с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».

 Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.

Определения способа образования слова

Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.

1 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?

Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?

 Под елочкой такое не хочется петь. Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую ,бесхитростную  «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.

____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 1. Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.

 Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.

           Два ^

                Один ^

Задание 2.Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.

1.Языкастый, мордастый,  глазастый, головастый.

2.Практикант, квартирант, магистрант.

3.Патриотизм, анархизм, идеализм.

4.Оленина, осетрина, кабанина.

5.Крестьянство, братство, студенчество.

Задание 3.Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

1.Заразить- ...............- обеззараживать

2.Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

3.Два- ......................-двойной- двояко

4. Густой-густо-...........................-густонаселенность

5.Бодрый- бодрить-......................приободрить

6.Блок-блокировать_........................блокировочный

7.Долгий-............-дольше-подольше

8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически

9.Новый-..............- обновка

10.Основа-основать-.............-обоснование

Задание 4. (На дом!) Составьте сл\сч прил.+сущ. со следующими словами.

Букварный-буквальный,волновой-волнистый,вражий-вражеский, гармоничный- гармонический, глиняный- глинистый, голосовой-голосистый, органичный-органический.

Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?

 Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2.Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.

1.Языкастый, мордастый,  глазастый, головастый.

2.Практикант, квартирант, магистрант.

3.Патриотизм, анархизм, идеализм.

4.Оленина, осетрина, кабанина.

5.Крестьянство, братство, студенчество.

Задание 3.Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

1.Заразить- ...............- обеззараживать

2.Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

3.Два- ......................-двойной- двояко

4. Густой-густо-...........................-густонаселенность

5.Бодрый- бодрить-......................приободрить

6.Блок-блокировать_........................блокировочный

7.Долгий-............-дольше-подольше

8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически

9.Новый-обновить-..............- обновка

10.Основа-основать-.............-обоснование

Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?

 

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Бодрый- бодрить-...................-приободрить

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________

Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?

 

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Бодрый- бодрить-...................-приободрить

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________

Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?

 

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Бодрый- бодрить-...................-приободрить

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"

Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Способы образования слов в русском языке

Урок закрепления знаний по теме "Способы образования слов"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"

Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...

Состав слова. Приставочный способ образования слов.

Презентация по теме "Приставки. Приставочный способ образования слов"  содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра...