проект системы работы с одаренными детьми
проект по русскому языку по теме

Попова Ирина Алексеевна

Проект разработан для создания системы работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_sistemy_raboty_s_odarennymi_detmi.zip54.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект системы работы с одаренными детьми

методического объединения учителей

 русского языка и литературы

Попова И.А., руководитель методического объединения

учителей русского языка и литературы

МОУ Ручевской средней общеобразовательной школы

Содержание Проекта:

                                                                                                                                                Стр.

  1. Паспорт Проекта………………………………………………………….  3-4
  2. Введение…………………………………………………………………….5-6
  3. Описание Проекта………………………………………………………….7
  1. Цели и задачи Проекта.………………………………………………  7
  2. Этапы реализации Проекта.…………………………………………...7
  3. План мероприятий по реализации Проекта.………………………….8-9
  4. Управление ходом Проекта (организация и функциональное

обеспечение данного Проекта)……………………………………….10-11

  1. Критериальная база……………………………………………………11-13
  2. Ожидаемые результаты……………………………………………….13
  3. Литература……………………………………………………………..14

  1. Паспорт Проекта

Наименование проекта

Проект системы работы с одаренными детьми

методического объединения учителей русского языка и литературы

Основание для разработки Проекта

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ "Об образовании";

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ);

 Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271);

Национальный проект «Образование»;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

Программа «Одаренные дети» МОУ Ручевской СОШ

Разработчик Проекта

Попова Ирина Алексеевна, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МОУ Ручевской СОШ

Цели и задачи Проекта

Основная цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности по предметам русский язык и литература

Основные задачи:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  2. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  3. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области гуманитарных дисциплин (соответственно по предметам русский язык и литература) совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
  4. Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей -  «Портфолио»;
  5. Подготовка и повышение квалификации учителей,  работающих  с одаренными детьми;
  6. Разработка нормативно-правового обеспечения.

Сроки и этапы реализации Проекта

2013-2018 гг.

Организационный этап (2013-2014гг.):

 Разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей по предметам русский язык и литература.

Этап реализации (2014-2017гг.):

 Непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2017-2018гг.):

Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Проекта

Проект  реализуется через работу методического объединения учителей русского языка и литературы,  систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, взаимодействие  всех участников образовательного процесса и родителей.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми по предметам русский язык и литература;

- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения;

- стимулирование мотивации развития способностей;

- проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью по русскому языку и литературе;

- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;

- увеличение числа участников и побед учащихся в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня по предметам русский язык и литература

Организация контроля

за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы, руководитель ШМО.

  1. Введение

     Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Интерес к детской одаренности в настоящее время очень высок.

     Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентного  подхода, научно-технический   прогресс и быстро меняющиеся условия  общественной жизни,  предъявляемые человеку новые требования, выполнить которое под силу только творческой, способной гибко реагировать  на смену обстоятельств личности, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала человека.

     Наличие  способных учащихся  в школе, реализация целевой программы «Наша новая школа» подчёркивают актуальность и необходимость данного Проекта системы работы с одарёнными детьми.

     На основе школьной программы «Одаренные дети» ШМО учителей русского языка и литературы решило создать свой Проект по работе с одаренными детьми.

     Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

     Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 6-15 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников.      

     Методическим объединением учителей русского языка и литературы ведётся:

- определённая работа по обновлению содержания образования, форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований; 

- решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;

- осуществляются предпрофильная подготовка по предмету русский язык;

- развертывается научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов;

- учащиеся имеют определённые успехи в районных, республиканских олимпиадах, конкурсах, во всероссийских заочных олимпиадах и марафонах.

          В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

          Проблемным полем остаётся:

1. Слабая научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2.  Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

3. Оказание методической и практической помощи родителям способных и одарённых детей.

4.  Низкий уровень сотрудничества педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников

5. Отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми.

           Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. При   всех  существующих трудностях в  системе  общего  среднего образования  сегодня  открываются  новые  возможности  для развития личности учащегося и одаренной личности в частности. Проект    предусматривает   целенаправленную   работу   ШМО учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися по предметам русский язык и литература.

     Работа с группой одарённых учащихся:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

  1. Описание Проекта

  1. Цели и задачи Проекта:

          Цели Проекта:

     Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности по предметам русский язык и литература.

     Дидактическая цель Проекта – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.

     Задачи Проекта:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  2.  Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  3.  Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области гуманитарных наук, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
  4.  Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей-  «Портфолио»;
  5. Подготовка и повышение квалификации учителей, работающих  с одаренными детьми;
  6. Разработка нормативно-правового обеспечения.

     Участники Проекта:

Участники образовательного процесса: администрация школы;

                                                                    ШМО учителей русского языка и литературы;

                                                                    классные руководители;

                                                                    руководители кружков «Краеведение»,    

                                                                   «Поэтическое слово»;

                                                                   учащиеся основного и среднего звена;

                                                                   родители.

  1. Этапы реализации Проекта:

             Сроки реализации Проекта:

     Внедрение инновационного Проекта работы  с одаренными детьми выполнимо в течение 2013 – 2018гг.. Вместе с тем ШМО не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

     Этапы:

     Организационный этап (2013-2014гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.

     Этап реализации (2014-2017гг.): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

     Завершающий этап (2017-2018гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

  1. План мероприятий по реализации Проекта:

№п/п

Срок реализации

Мероприятия

1.

2013-2014

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

Организация семинара на заседании ШМО на тему «Создание системы работы с одаренными детьми по предметам русский язык и литература»

Разработка инновационного проекта «Одаренные дети»

Проведение диагностики признаков одаренности у учащихся

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение льгот, премий и других видов морального и материального поощрения

2.

2014-2017

Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества по предметам русский язык и литература. Участие в районных, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях.

Проведение школьных олимпиад, конкурсов для одаренных детей. Участие в муниципальных и республиканских олимпиадах.

Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:

организация работы кружков «Краеведение», «Поэтическое слово»;

организация системы исследовательской работы школьников;

Использование инновационных технологий обучения.

Проведение предметных недель и декад, конкурсов проектных и исследовательских работ.

Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми.

Организация работы дополнительных занятий с учащимися.

 Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Подготовка и обновление сайт-страницы «Одаренные дети» на школьном сайте.

Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации учителей, работающих с одаренными детьми

Участие в школьном конкурсе «Ученик года»

Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей -  «Портфолио»

Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов средствами школьных СМИ

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей.

Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы.

Участие в семинарах и конференциях для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Психологическая поддержка одаренных детей.

Организация работы по предпрофильной подготовке, факультативов, элективов.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

3.

2017-2018

Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми;

- детские достижения (стихи, фотографии, сочинения, выпуск стенгазет).

Изучение, обобщение  и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.)

Итоговой мониторинг работы по Проекту «Одаренные дети». Рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме.

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

  1. Методы и формы работы с одаренными учащимися

 по русскому языку и литературе.

     Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

тематические и проблемные мини- курсы,

«мозговые штурмы» во всех вариантах,

ролевые тренинги,

развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.

     Организационные формы:

     Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что  позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития учащегося.

     Создание  групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

     Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
    Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

групповые формы работы,

творческие задания,

вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

дискуссии,

диалог,

лекционно-семинарская система обучения

     Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

факультативы, элективы,

кружки «Краеведение», «Поэтическое слово»,

конкурсы,

интеллектуальный марафон,

привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы

система внеурочной исследовательской работы учащихся,

предметные недели и декады по предметам русский язык и литература,

дополнительные занятия.

  1.  Управление ходом Проекта

(организация и функциональное обеспечение данного Проекта):

Функции директора.

1. Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми, включая работу по этому направлению ШМО учителей русского языка и литературы, и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.

2. Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися.

Функции заместителя директора.

 1. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание).

 2. Оформление нормативной документации;

3. Разработка программ;

4. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

5. Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

6. Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников).

7. Сбор банка данных по одарённым детям.

Функции руководителя ШМО учителей русского языка и литературы.

1. Планирование и  проведение школьных предметных недель и олимпиад.

2. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам русский язык и литература.

3. Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)

4. Руководство подготовкой творческих отчётов учителей русского языка и литературы, работающих с одарёнными детьми.

5. Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. 

6. Организация и проведение заседаний ШМО по проблемам работы с одарёнными детьми.

Функции учителей-предметников.

1. Выявление одарённых детей.

2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

4.Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного, республиканского и всероссийского уровня.

5.Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей в Портфолио.

6.Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на заседании ШМО, педсовете.

7.Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

8.Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

9.Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Функции классных руководителей.

1. Выявление детей с общей одарённостью.

2. Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

3. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

4. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Функции руководителей кружков.

1. Выявление одарённых детей.

2. Организация творческих отчётов детей.

3. Предоставление необходимой информации классным руководителям.

4. Консультирование родителей.

5. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).

  1. Критериальная база.

          Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность Проекта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько Проект повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

№п/п

критерии

показатели

1.

Самоактуализированность личности

Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений по предметам русский язык и литература.

Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Способность к рефлексии.

Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

Уровень коммуникативной культуры

2.

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей

Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы по русскому языку и литературе.

Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

3.

Конкуретноспособность одаренных учащихся

Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся по русскому языку и литературе.

Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях по предметам русский яз и литература.

Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

  1. Формы проведения мониторинга реализации Проекта

№ п/п

Формы проведения

периодичность

1.

Предметные олимпиады различного уровня по русскому языку и литературе

1 раз в год

2.

Предметные недели и декады по русскому языку и литературе

По годовому плану

3.

Оформление достижений учащихся, учителей

В течение года

4.

Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми.

1 раз в год на заседании ШМО, педсовете.

5.

Внутришкольный контроль

По годовому плану

6.

Творческие отчеты кружков «Краеведение», «Поэтическое слово»

1 раз в год

7.

Тематические конкурсы, выставки

По годовому плану

8.

Конференция по проектным и исследовательским работам учащихся по предметам русский язык и литература

1 раз в год

9.

Работа по предпрофильной подготовке, факультативов, элективов.

По годовому плану

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

     Осознание важности этой работы каждым членом ШМО и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической работы с одаренными детьми. Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

     Требования к учителю русского языка и литературы:

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:

- разрабатывает гибкие индивидуальные программы;

- создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;

- предоставляет учащимся обратную связь;

- использует различные стратегии обучения;

- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;

- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

- проявляет уважение индивидуальности ученика.

  1. Ожидаемые результаты.

- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми по русскому языку и литературе; 

- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения;

- стимулирование мотивации развития способностей;

- проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся по предметам русский язык и литература;

- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью по предметам русский язык и литература;

- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;

- увеличение числа участников и победителей в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня по предметам русский язык и литература.

Образовательный «Проект системы работы с одаренными детьми

методического объединения учителей русского языка и литературы» изучен на педагогическом совете №1  от 30.09. 2013 года и принят для реализации.

  1. Литература

  1. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одарённости. – М., 1997.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс,1996.
  4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.
  5. Закон РФ «Об образовании». //Вестник образования.-1992.-№11.
  6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение,1980.
  7. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии.-1980.- № 6.
  8. Панютин Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. //Школьные технологии.-2002.-№2.
  11. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
  12. Рабочая концепция одарённости. – М., 2003.
  13. Савенков А. И. Одарённые дети: особенности психического развития.
  14. Савенков А.И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения.
  15. Холер К. Диагностика и развитие одаренности  детей  и  подростков. – М., 1998.
  16. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

Приложение №1

План работы  ШМО с одаренными детьми по русскому языку и литературе

На 2013-2014 уч.г.

 

1. Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе.

        

2. Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся.

3. Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе.

        

4. Подготовка к участию в районной предметной олимпиаде.         

5. Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных и  районных предметных олимпиад .

        

6. Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». Начало оформления творческих работ         

7 Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований.         

8. Занятие «Методика защиты исследовательских работ».

         

9. «Презентация работы с одаренными детьми» на заседании ШМО учителей русского языка и литературы.

                

10. Школьный интеллектуальный марафон.         

11. Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней.

         

12. Работа факультативов, элективных курсов.

        

13. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.        

 14. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

15.Результаты, достижения. Планирование на следующий учебный год.

        

Приложение №2

Методы диагностики для выявления одаренных детей

  1. Барбара Кларк. Развитие одаренности. Выявление одаренных детей.

Если Вы обследуете ребенка, который показывает поведение, приведенное ниже, вы должны обследовать его более тщательно. Этот ребенок может оказаться одаренным.

На уроке ребенок:

  • Задает много вопросов?
  • Проявляет интерес в происходящем на уроке?
  • Знает много информации из разных областей знаний?
  • Проявляет любознательность (интересуется, как и что происходит)?
  • Становиться необычно расстроенным в ситуации несправедливости (задевают ситуации)?
  • Заинтересован и озабочен социальными и политическими проблемами?
  • Часто имеет оправдание не делать то, что вы хотите, чтобы он сделал?
  • Отказывается зубрить математические факты, флеш-карты, тренировать правописание, орфографию и почерк?
  • Критикует других за глупые идеи
  • Становится раздражительным, если работа не «идеальна»?
  • Выглядит одиноким?
  • Выглядит скучающим и часто ему нечего делать?
  • Прорабатывает только часть задания, а затем берется за другое направление?
  • задерживается на каком-то предмете, когда класс уже занимается другим?
  • Кажется беспокойным, не может усидеть на месте?
  • Спит днем?
  • Все быстро схватывает?
  • Нравится разгадывать головоломки и задачки?
  • Имеет собственное представление о правильном решении? И держится этого направления?
  • Много говорит?
  • Любит метафоры и абстрактные идеи?
  • Любит дискутировать (спорить)?

У этого ребенка может быть познавательная одаренность

Если ребенок

  • Показывает необычные способности в какой-то области? Например, в чтении или математике?
  • Показывает увлечение какой-то одной областью интересов? И удается включить эту тему во все обсуждения?
  • Нравится встречаться или общаться с экспертами в этой области знаний?
  • Правильно находит ответы в математике, но затрудняется объяснить решение?
  • Нравится изображать все в виде графика? Кажется одержимым вероятностями?
  • Изобретает новые неясные схемы и законы?

У этого ребенка может быть академическая одаренность.

Если ребенок

  • Пробует размышлять разными, необычными, творческими путями?
  • Обладает странным чувством юмора?
  • Нравится новая или спонтанная деятельность?
  • Любит разнообразие и новизну?
  • Создает задачи без очевидных решений? И наслаждается, прося вас решить их?
  • Любит спорные и необычные вопросы?
  • Имеет живое воображение?
  • Кажется, что поступает нелогично?

У этого ребенка может быть творческая одаренность.

Если ребенок

  • Организовал и возглавил «кружок»? Иногда берет всю работу на себя?
  • Нравится рисковать?
  • Кажется дерзким, самоуверенным?
  • Ему нравится принимать решения? Всегда придерживается его?
  • Обобщает идеи и информацию из разных источников?

У этого ребенка может быть одаренность через лидерские способности.

Если ребенок

  • Кажется, что улучшил свои способности в области искусства (музыка, танец, театр, живопись и т.д.) без инструкции?
  • Придумал новые технологии (методы)? Эксперимент?
  • В мельчайших деталях рассматривает произведение или деятельность?
  • Имеет высокую сенсорную чувствительность?

У этого ребенка может быть одаренность через способность к изобразительным или исполнительным видам искусства.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА  (ЮРКЕВИЧ B.C.)
  1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?

а.Часто.

б.        Иногда.

в.        Очень редко.

  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?

а.        «Помучиться», но самому найти ответ.

б.        Когда как.

в.        Получить готовый ответ от других.

  1. Много ли читает дополнительной литературы?

а.        Постоянно много.

б.        Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в.        Мало или совсем ничего не читает.

  1. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а.        Очень эмоционально.

б.        Когда как.

в.        Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

  1. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

б.Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ  РЕБЕНКА                (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а.Связаны очень тесно.        

б.        Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в.        Никак не связаны.

  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?

а.        Постоянно.

б.        Иногда.

в.        Очень редко.

  1. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а.        Большинство занятий подчинено этому принципу.

б.        Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в.        Не ставит долговременных задач.

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а.        Делает всегда столько, сколько нужно.

б.        Делает периодически.

в.        Не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно.

б.Только изредка.
     в. Не способен.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА     (СИЗАНОВ А.Н.)

Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
  2. Он с готовностью откликается на все новое.
  3. Любит все загадочное и непонятное.
  1. Часто нуждается в поддержке старших.
  2. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.
  2. Его любознательность устойчива.
  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.
  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.
  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
  6. Начатое дело всегда доводит до конца.
  7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
  8. Настойчив в достижении поставленной цели.
  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
  1. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
  2. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
  4. Всегда ищет самостоятельные решения.
  5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9.        Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
  2. Стремление освоить незнакомое дело.
  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.
  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.
  1.  МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
  3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет  тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает  в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в классе.
  41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по разному подойти к одной и  той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется  легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и  чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год  или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда  о чем- то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
  74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры- драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;
  2. Творческая;
  3. Академическая;
  4. Художественно-изобразительная;
  5. Музыкальная;
  6. Литературная;
  7. Артистическая;
  8. Техническая;
  9. Лидерская;
  10. Спортивная

Для наглядности можно построить «профиль одаренности.


Приложение №3

Нормативно-правовая база по работе с одаренными детьми

Положение о школьном конкурсе «УЧЕНИК ГОДА»

Одна из главных задач школьного образования – воспитание личности, ориентированной на знание, культуру, творчество, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию и самообразованию. Педагогический коллектив и ученический комитете (Совет лидеров – 5-8 классы и Совет старшеклассников – 9-11 классы) учредители конкурса «Ученик года».

  1. Задачи конкурса:
  1. Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия учащихся и реализации творческого потенциала педагогического коллектива.
  2. Пропаганда и утверждение образования как одного из главных способов саморазвития и самовыражения личности, ее самоутверждения.
  3. Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности учащихся в урочное и неурочное время.

  1. Общие положения:
  1. Конкурс «Ученик года» проводится в течение учебного года по номинациям.
  2. В конкурсе «Ученик года» могут принять участие учащиеся 1-11 классов. Конкурс проводится отдельно среди учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов
  3. Каждый учащийся может стать лауреатом конкурса «Ученик года» по нескольким номинациям.
  4. Сроки проведения конкурса «Ученик года» определены следующим графиком:
  • участие, подготовка и представление материалов – с 25 сентября по 25 апреля текущего года;
  • подведение итогов и определение победителей конкурса – награждение – с 25 мая по 30 мая текущего года.

  1. Номинации конкурса «Ученик года»:
  • «Лучший ученик по успеваемости»;
  • «Самый активный ученик (общественная работа)»;
  • «Творческий ученик»;
  • «Спортивный ученик».

  1. Порядок выдвижения кандидатов и критерии их отбора:
  1. Право на выдвижение на звание «Ученик года» имеет любой классный коллектив школы.
  2. Кандидатом на звание «Ученик года» в номинации «Лучший ученик по успеваемости» может стать учащийся, имеющий:
  • рейтинг (средний арифметический балл) по всем предметам – «5»;
  • рейтинг (средний арифметический балл) по предметам 4,5-5 баллов и являющийся призером (1-2 место) творческих конкурсов, предметных олимпиад различных уровней или автором исследовательских работ.
  1. Кандидатом на звание «Ученик года» в номинации «Самый активный ученик (общественная работа)» может стать любой ученик, выдвинутый классным коллективом и соответствующий этому званию. (Этот ученик – популярный лидер, завоевавший деловой авторитет; организатор; опора классного руководителя; ученик, живущий общественными интересами; инициативный, берущий на себя ответственность за основные дела классного коллектива и за поведение одноклассников).
  2. Кандидатом на звание «Ученик года» в номинациях «Творческий ученик» и «Спортивный ученик» может стать любой учащийся, который:
  • участвует в коллективных творческих делах и соревнования;
  • является призером творческих конкурсов любых уровней;
  • является призером спортивных мероприятий.
  1. Выдвижение кандидатов на звание «Ученик года» в классном коллективе осуществляется на основе Порядка выдвижения кандидатов. Протокол кандидатов от класса подается жюри конкурса.

  1. Порядок принятия решения и награждения победителей конкурса «Ученик года»:
  1. Подведение итогов конкурса и принятие решения о победителях проводится на заседании жюри. Жюри определяет по одному победителю на номинацию в каждой ступени.

Состав жюри:

  • директор школы;
  • один представитель администрации школы, назначенный директором школы;
  • 6 представителей педагогического коллектива школы (учителя-предметники), избранные педагогическим советом школы;
  • 6 представителей ученического коллектива, избранные по 2 от каждой школьной ступени.

Председателем конкурсного жюри является директор школы.

  1. Результаты конкурса фиксируются в протоколах жюри.
  2. Номинанты конкурса «Ученик года» награждаются дипломами.

Победители получают диплом и ценный подарок.

  1. Награждение проходит на торжественной общешкольной линейке с оглашением результатов конкурса «Ученик года».

     Принято решением педагогического совета школы № _____ от __________

П О Л О Ж Е Н И Е

О ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ

1. Цель олимпиад

Школьные предметные олимпиады проводятся с целью повышения у учащихся интереса к учению, развития их познавательных способностей, расширения кругозора.

2. Участники олимпиад

Олимпиады проводятся по русскому языку, русской литературе, коми языку, коми литературе, математике, физике, информатике, биологии, экологии, экономике, географии, химии, физической культуре, природоведению, истории, праву, технологии, ОБЖ, английскому языку, основам потребительских знаний, астрономии. Участие принимают учащиеся начиная с 4 класса, количество представителей каждого класса не ограничивается.

3. Организация и проведение олимпиад

Олимпиады проводятся по инициативе администрации школы. Подготовку материала осуществляют представители администрации школы или руководители методических объединений. К подготовке заданий могут привлекаться также и члены методического Совета школы. Олимпиады проводятся в несколько дней для того, чтобы участники одной олимпиады могли принять участие в другой. Задания выполняются в течение одного урока. Выполнение работ контролируется учителями, назначенными администрацией. Проверяют работы учащихся учитель и ассистент. Решение о победителях олимпиад принимается коллегиально школьной олимпиадной комиссией в составе председателя – заместителя директора по учебной работе и членов комиссии – учителей-предметников.

4. Награждение

Победители и призеры олимпиад награждаются Почетными грамотами на общешкольной линейке. Выпускники школы – активные участники школьных олимпиад награждаются грамотами на празднике Последнего звонка. Победители направляются на районные олимпиады.

     Принято решением педагогического совета школы № _____ от __________

ПОЛОЖЕНИЕ

о предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законами Республики Коми «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период  до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени образования,  приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми № 119 от 19 мая 2004 года, Уставом школы.
  1. Предпрофильная подготовка -  система организационной, информационной, психолого -педагогической деятельности по созданию образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

  1. Цель предпрофильной подготовки – подготовка учащихся девятых классов  к осознанному выбору профиля и способа дальнейшего обучения.
  2. Основыми задачами предпрофильной подготовки являются:
  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
  • организация психолого–педагогического сопровождения учебного процесса в девятых классах;
  • развитие ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование у учащихся девятых классов способности к осознанному выбору профессии.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

  1. Основными компонентами предпрофильной подготовки являются:
  • курсы по выбору – предметные, межпредметные (ориентационные);
  • информационная работа;
  • новый механизм проведения аттестации учащихся;
  • индивидуальная накопительная оценка – индивидуальный портфель учебных достижений;
  • профильная ориентация;
  • психолого–педагогическая поддержка выбора профиля.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

  1. Предпрофильная подготовка реализуется через следующие мероприятия:
  • введение за счет школьного компонента, часов компонента общеобразовательного учреждения, краткосрочных (7-10 часов) курсов по выбору;
  • обучение учащихся в малых группах;
  • введение активных методов преподавания элективных курсов;
  • проведение эвристических и профессиональных проб для учащихся, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля образования;
  • введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов в течение учебной недели, четверти, года;
  • прохождение всеми учащимися девятых классов курса обучению выбора профиля образования.

             Принято решением педагогического совета школы № _____ от __________

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ КОНКУРСЕ «КЛАСС ГОДА»

I.Общие положения:

Школьный конкурс «Класс года» проводится ежегодно с целью выявления наиболее сплоченных и творческих классных коллективов-лидеров школы. Время проведения конкурса - в течение учебного года. В конкурсе принимают участие учащиеся 1-11 классов. Итоги конкурса подводятся в конце учебного года и оглашаются на общешкольной линейке.

II. Цели и задачи:

2.1. Выявить лучший класс, в котором создана благоприятная психологическая атмосфера для развития личности учащихся и успешной работы педагогов.

2.2. Включить  всех учащихся и педагогов школы в общую заботу друг о друге.

     2.3. Утвердить активную жизненную позицию учащихся.

2.4. Развить школьное самоуправление.

2.5. Повысить престиж знаний, интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

2.6. Стимулировать классных руководителей, активы классов к реализации творческого подхода в работе и учебе.

     2.7. Участником конкурса может стать любой классный коллектив школы, добровольно изъявивший желание участие в конкурсе «Класс года»

III. Организация и проведение конкурса:

3.1. Для проведения конкурса на основании приказа директора школы создаются оргкомитет и жюри.

3.2. В состав оргкомитета конкурса входят:

1) директор школы;

  1. заместитель директора по учебной работе;

3) заместитель директора по воспитательной работе;

4) старшая вожатая по начальной школе;

5) представитель Совета лидеров (учащиеся 5-8 классов) ученического коллектива, избранный среди учащихся 5-8 классов;

6) представитель Совета старшеклассников (учащихся 9-11 классов) ученического коллектива, избранный среди учащихся 9-11 классов.

     7) представители педагогического коллектива (классные руководители 1-11 классов), избранные педагогическим Советом школы по одному от каждой школьной ступени.

  1. В состав жюри конкурса входят:

1) директор школы;

2) заместитель директора по учебной части;

3) заместитель директора по воспитательной работе;

4) представители Совета лидеров (учащиеся 5-8 классов), избранные по 2 от каждой школьной параллели;

5) представители Совета старшеклассников (учащиеся 9-11 классов), избранные по 2 от каждой школьной параллели;

6) представители классных руководителей (1-11 классов), избранные по 1 от каждой школьной ступени;

7) старшая вожатая по начальной школе.

3.4. Оргкомитет конкурса выполняет следующие функции:

1) определяет критерии оценки результатов конкурса;

2) анализирует и обобщает результаты конкурса.

IV. Условия конкурса «Класс года»:

Победителем конкурса «Класс года» может быть назван класс, в котором:

4.1. Все учащиеся учатся в полную силу своих способностей, в классе нет неуспевающих учеников.

4.2. В классе нет опозданий на уроки и пропуски уроков без уважительной причины.

4.3. Все учащиеся являются активными читателями школьной библиотеки, посещают кружки, консультации.

4.4. В класс организована интересная познавательная неурочная деятельность.

4.5. Класс отлично дежурит по школе (5-11 классы) и по классу: заботится о чистоте, уюте, сохранности помещений и имущества школы, экономит воду и электроэнергию.

4.6. Все учащиеся класса ходят по школе в сменной обуви, имеют опрятный внешний вид, соблюдают Устав школы и Правила внутреннего распорядка.

4.7. Класс интересной и полезной жизнью, каждый учащийся участвует в планировании, организации и анализе жизнедеятельности школы.

4.8. Класс шефствует над одним из младших классов, проводя там интересные дела.

4.9. Класс активно участвует в традиционных общешкольных мероприятиях и делах.

V. Номинация конкурса “Класс года”.

По результатам конкурса подводятся итоги по номинациям:

- «Самый активный  класс”;

- «Самый спортивный  класс”;

- «Самый творческий  класс»;

- «Класс–интеллектуал”

Конкурс «Класс года» предполагает не только определение лучшего класса. Каждый учащийся имеет возможность участвовать и быть победителем конкурса «Ученик года».

VI. Награждение и поощрение:

6.1. Классу-победителю конкурса присваивается звание «Класс года», вручается переходящий приз и ценный подарок.

6.2. Классам, занявшие 2-е и 3-е места, вручаются памятные призы и грамоты.

6.3. Классные руководители классов-победителей награждаются денежными премиями.

 Принято решением педагогического Совета школы № _____ от ________

Выписка из положения о стимулирующих выплатах

         Настоящее Положение разработано на основании Постановления Главы муниципального района «Усть-Куломский» - руководителя администрации района

п.3. Условия премирования

Наименование должности

Основание для премирования

Размер надбавок, в процентах  к должностному окладу, окладу (ставке заработной платы, тарифной ставке)

Педагогические работники

За проверку тетрадей:

Учителям 1-4 классов

Учителям по:

русскому языку и литературе

математике

французскому языку

коми языку

черчению, физике

химии

по остальным предметам

15 %

25 %

20 %

15 %

15 %

15 %

15 %

10 %

Результативность и положительная

динамика количества учащихся, получивших на государственной (итоговой) аттестации выпускников оценки «хорошо» и «отлично»

по учебным предметам.                                            

до 20 %

за 25 рабочих дней

по результатам учебного года

Результативность и положительная

динамика количества учащихся, выбирающих учебный предмет в качестве экзамена по выбору (традиционно) на государственной (итоговой) аттестации выпускников.                                        

До 10 % по результатам

учебного года

 Результативность и положительная

динамика количества учащихся, успешно сдавших государственную (итоговую) аттестацию выпускниками в форме и по материалам ЕГЭ по учебным предметам.                                            

До 30 % по результатам

учебного года

Результативность и положительная

динамика успеваемости и качества

обучения учащихся в сравнении с прошлым учебным годом.                                                        

До 5 % по результатам

 учебного года

Подготовка учителями-предметниками

победителей и призеров районной олимпиады по учебным предметам, победителей и призеров различных районных конкурсов и соревнований.                                                                  

1 место – до 20 %

2 место – до 15 %

3 место – до 10 %

Подготовка учителями-предметниками

победителей и призеров республиканской олимпиады по учебным предметам, победителей и призеров различных республиканских конкурсов, соревнований, кроме Интернет-ресурсов  вне  образовательного учреждения.

1 место – до 30 %

2 место – до 20 %

3 место – до 15 %

Подготовка учителями-предметниками

победителей и призеров всероссийской олимпиады по учебным предметам, победителей и призеров различных всероссийских конкурсов, соревнований, кроме Интернет-ресурсов вне образовательного учреждения.

1 место – до 45 %

2 место – до 40 %

3 место – до 35 %

Осуществление инновационной

деятельности учителями-предметниками                

до 20 % в течение учебного года

Обобщение и распространение

педагогического опыта (выступление

на семинарах, конференциях и т.д.):

на уровне района                                                         на уровне республики

до 10 %

до 15 %

Подготовка и проведение открытых

уроков:

на уровне школы                                                         на уровне района    

на уровне республики                                                    

до   5 %

до 10 %

до 15 %

Проведение руководителями предметных заседаний МО и МО классных руководителей                                                      

до 5 %

Подготовка и проведение открытых

внеклассных мероприятий, классных часов:

на уровне школы                                                           на уровне района                                                         

до 3 %

до 10 %

Подготовка и проведение открытых

предметных недель:

на уровне школы                                                           на уровне района                                                        

до 10 %

до 15 %

Положительная динамика и

результативность участия учащихся класса:

- в районных, республиканских, всероссийских мероприятиях, конкурсах                 

до 5 %

по итогам

учебного года

Положительная динамика успеваемости

и качества обучения учащихся класса                      

до 5 % по результатам

четверти

Участие в организации и проведении

мероприятий, повышающих авторитет, имидж школы у учащихся, родителей, общественности      

До 10 %

по итогам

учебного года

Высокий уровень исполнительской

дисциплины (подготовка и качество

отчетов, оформление школьной документации)

До 5 %

по итогам полугодий

Активное использование проектных, исследовательских, информационно-коммуникативных, цифровых образовательных ресурсов, здоровьесберегающих технологий.

До 10 %

по итогам

учебного года

проведение консультаций в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации                выпускников  9, 11 классов                                                                  

В зависимости от количества выпускников

выполнение обязанностей председателя

профсоюза                                                                          

До 5 %

 ежемесячно

заведование спортивным залом школы                      

До 5 %

выполнение обязанностей председателя

по социальному страхованию работников

До 5 %

работникам школы, награжденным

ведомственными наградами

«Отличник народного просвещения»                          

До 10 %

Организация сопровождения выездов обучающихся в район и за пределы района на различные мероприятия

До 5 % по мере необходимости

Наставничество (качественная работа с практикантами)

До 30 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...