Проект "Знакомые незнакомцы"
проект по русскому языку (8 класс) на тему

Ошкина Людмила Николаевна

Данный материал представляет результат исследовательского проекта по теме "Знакомые незнакомцы". Работа над проектом проходила в 4 этапа:
1. Ценностно-ориентационный ( осознание ученицей мотивов и целей выполнения проекта)
2. Конструктивный ( планирование проектной деятельности, распределение обязанностей и непосредственное выполнение)
3. Оценочно-рефлексивный ( самооценка и взаимооценка промежуточных и конечных результатов, коррекция деятельности по выполнению проекта, выбор представителя презентирования)
4. Презентативный (презентация результатов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota_po_teme.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа по теме

«Знакомые незнакомцы»

Работу выполнила:

Косырева Елена

Уральская СОШ 9 кл.

Руководитель: Ошкина Л. Н.

учитель русского языка и литературы

Март-апрель 2013г.

  1. Вступление:

Замечательный писатель и великий

гуманист В. Г. Короленко однажды  заявил:

«Мне страшно и подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык, а за ним – и мои понятия. мечты, стремления, моя любовь к своей бедной природе, к своему родному народу, к своей соломенной деревне, к своей стране, которой, хорошо ли, плохо ли, служишь сам».

   Стремительностью современной

Жизни сейчас объясняют всё: мол, нет времени остановиться, оглянуться, некогда задуматься над тем, как говоришь, над тем, как надо говорить…

   К сожалению, уходят из языка замечательные русские слова, придуманные нашими предками. А на место их обильно «засеваются» так называемые «американизмы».

2. Работа со словами

Нам были предложены слова: теплуха, сохатый, тысяцкий, робить, столешница, ворог, тать, перст, оратай, одр, алкать, брань, ветрило, мзда, длань, денница, разверзнуться и днесь.

 Мы провели опрос среди родственников и знакомых разного возраста, «знают ли они, что означают эти слова?» Результаты оказались весьма интересными:

  1. чем старше опрашиваемый нами человек, тем больше он нам «перевёл» слов на СРЛЯ.
  2. учащиеся нашей школы ответили так: « где- то эти слова слышал(а), встречала на уроках (литературы, истории), но точное значение этого слова не знаю».
  3. некоторые пытались ответить, дав толкование слов другими словами, но ответы, как потом оказалось, были не верными.
  4.  нам посоветовали обратиться к Интернету (что мы впоследствии и сделали). Работали с разными словарями, и в итоге вот что получили:

Запоминайте!

Теплуха – утеплённое помещение

Сохатый – парнокопытное млекопитающееся (лось, олень). Один «остряк» сказал, что это мужчина, которому изменяет жена.

Тысяцкий – должностное лицо в княжеской администрации (Интернет). По Ожегову – это военачальник.  в подчинении которого тысяча воинов. Ответ одного из опрашиваемых: это человек, у которого в кармане водятся тысячи.

Столешница – верхняя горизонтальная часть стола. Это было слово, которое «перевели» почти все опрашиваемые (либо близко  к значению).

Ворог –враг. 2 человека ответили, что это ВОР.

Перст – палец руки. Все опрашиваемые ответили правильно. Но была подсказка – перстень…

Тать – название вора в Древней Руси. Один ответил, что это похититель, Все остальные не знали значения этого слова.

Оратай – земледелец, пахарь в Древней Руси. Нет ни одного правильного «перевода».Почему- то все забыли былины …(…бросил одною рукою сошку оратай за ракитовый куст…).один из опрошенных сказал, что оратай – это ДОМ.

Одр – Все опрошенные, кроме одного, ответили правильно. Это постель, ложе

Алкать – Никто не знает значения этого слова. Один предположил, что слово означает «значит звать кого-либо».По словарю Ожегова  - алкать – голодать; по Интернету  - испытывать голод. Может быть, отсюда и «алкаш» - тот, кто постоянно испытывает тягу (голод) к спиртным напиткам…

Ланиты – ответ был правильным на 50% (те, кто учился в школе хорошо, ответили правильно. Остальные не высказали даже какого-либо предположения, сказав, что слышат это слово впервые.

Брань – Один человек ответил, что это война, другой – пахать поле. Все остальные опрошенные не знают значения этого слова. По Ожегову – война, В Интернете – оскорбительные, бранные слова. А вам какой вариант больше нравится?

Ветрило – парус (по Ожегову), Интернет – парус, сильный ветер. 2 из  3-х   опрошенных ответили «Бог Ветра», 1 – «Ветер». В другой группе опрашиваемых один человек считает, что это мельница.

Мзда – вознаграждение, плата за какой-либо труд. Странно, но только один человек ответил, что это растение. Остальные 99,9% ответили верно. Может быть, слово вновь становится активным? Вопрос: это плохо или хорошо?

Длань – никто не знает значения этого слова. А ведь это слово знакомое – ладонь, и только спустя некоторое время появилось слово «рука».

Денница – по Ожегову и Интернету – утренняя заря. Только один человек высказал предположение, что это гость. Все остальные сказали, что никогда не слышали этого слова.

Разверзнуться – Один человек считает, что это значит «развернуться». Никто не знает значения этого слова, хотя, в связи  с событиями предполагаемого конца света, это слово часто употреблялось СМИ и сегодня входит в активный словарь человечества ( см. Библию).

По Ожегову – широко открыть, В Интернете – широко раскрыться, раздвинуться.

Днесь – один человек ответил, что это день. Никто из старшеклассни-ков не знает значения этого слова.

Днесь – сегодня (днём) По Шанскому.

Спасибо - все опрошенные ответили, что так говорят, когда благодарят за что-то. Михаил Задорнов считает, что так благодарят не просто так, а потому, что желают тому человеку, что сделал для Вас что-то хорошее, чтобы его СПАС БОГ. Наверное, для того , чтобы этот хороший человек смог ещё что-то хорошее сделать…

 Робить – работать. Все перевели правильно, но никто не смог объяснить замену гласной в корне.

3.ВЫВОД:

   Язык – ключ к драгоценному наследию прошлого, инструмент, позволяющий овладеть накопленными богатствами, совершёнными достижениям человеческой культуры, человеческой мысли. Но и сам этот инструмент сложен, и имеет свою истории ю. овладеть им необходимо и для постижения прошлого, и для достижения будущего, о котором мечтает человечество. Слово оказывается не только ключом, но и орудием, мощным и сильным. (Молитвы, приказы, призывы, клич…)

И хочется, чтобы каждый помнил мудрые слова Л. Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

     Древнерусский язык существенно отличался от современного -  и по звуковому строю (даже многие хорошо  известные нам слова произносились иначе),и по грамматике (например, было ТРИ числа –единственное, множественное и двойственное; ПЯТЬ типов склонения, несколько форм прошедшего языка (сохранилось в немецком и других западных языках).Однако некоторые формы сохраняются, живут, эти-то формы и оказываются странными, необычными, представляют исключения кажутся, на первый взгляд, парадоксальными. Но, приглядевшись к словам внимательнее, вы сможем увидеть что-то знакомое….Этим занимается наука -ЛИНГВИСТИКА. Работы по изучению слов не початый край….Дерзайте и вы обрящете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа ребёнка с незнакомцем.

Научите ребёнка разговаривать с незнакомыми! Разговор ребёнка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседыЗадавая ребёнку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами д...

Интеллектуальная игра по английскому языку Знакомые незнакомцы

Интеллектуальная игра "В поиске лексических приключений" для 7-8 классов. В прцессе игры ученики расшифруют; лексическое значение профессиональных слов, пришедших к нам из английского языка, рассекрет...

Презентация по литературе "Знакомые незнакомцы" по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Презентация поможет понять основной смысл поэмы "Мертвые души"....

«Знакомые незнакомцы» Заимствованные слова на уроках математики.

Интегрированный урок по математике, русскому, немецкому и французскому языках. На уроке закрепляются навыки решения задач на нахождение процентов, ребята знакомятся со словами, пришедшими в  русс...

Безопасность на прогулке: опасные незнакомцы

Цель: 1. Информировать об опасностях пребывания на улице, исходящих от незнакомых людей и о способах поведения в потенциально опасных ситуациях. 2. Формирование убеждений в необходимости соблюден...

Викторина по литературе в 10 классе "Знакомые незнакомцы"

Дидактический материал к предметной неделе в школе (викторина)...

Лекция "Знакомые незнакомцы - грибы"

Данный материал был подготовлен для беседы с воспитанниками школьного оздоровительного лагеря. В лекции рассказывается об истоках и причинах популярности "тихой охоты", говорится о причинах отравлений...