Цитаты. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Терехина Светлана Витальевна

Разработка урока по теме "Способы цитирования", оформленная в виде технологической карты  по новым стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Составила Терехина С. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 87».

Урок русского языка по теме «Цитаты и их оформление на письме»

Урок для учащихся 8 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается авторской мультимедийной презентацией.

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

         Содержательная цель: закрепление  изученных способов действия при оформлении цитат в письменной речи, выявление трудных случаев пунктуации при цитатах; обучение  включению  цитат в собственные высказывания с целью овладения цитатой как инструментом рассуждения. Формирование лингвистического понятийного аппарата.

        Деятелъностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению собственных затруднений в  овладении нормами пунктуации, орфографии и культуры речи, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.

              Воспитательная цель: формирование личностных универсальных учебных действий.  

Организационный момент (1-2 мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

1. Я предлагаю начать сегодняшний урок с отрывка из юмористического рассказа А. П. Чехова «Восклицательный знак». ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Ваша задача – оценить позицию героя: сумел ли герой доказать несправедливость сделанного ему упрёка?

2. Помогите Перекладину лингвистически грамотно сформулировать описанные им пунктограммы?

3.  А теперь сравните формулировки Перекладина с научными и выскажите своё мнение, какие из них удобнее и почему?

4.  О каких пунктограммах не упоминается в тексте?

4)Итак, мы вспомнили ряд изученных нами пунктограмм. А теперь приступим к работе в тетради. Спишите высказывание Джонатана Свифта, оформив его как эпиграф к уроку, прокомментируйте свои действия и найдите потерянные запятые. «Выдержки и изречения подобны зажигательным стеклам: они собирают лучи ума и знания  рассеянные в произведениях писателей и силой и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей». (Джонатан Свифт)

5. А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать пунктуационную тему сегодняшнего урока на основе данного высказывания.

6. Изучению этой темы был посвящён предыдущий урок. В чём вы видите цели и задачи урока сегодняшнего?

7.  К тому, что вы сказали, я добавлю: наша задача не только практически освоить навык оформления цитат на письме, но и выявить трудные случаи их постановки, а также поучиться включать цитаты в собственные высказывания, то есть  сделать шаг в овладении цитатой как инструментом рассуждения.

1)Дети читают текст и отвечают на вопрос. Приходят к выводу о том, что герой текста Перекладин действительно недостаточно хорошо знает правила пунктуации и формулирует их по-своему.

2) Выполняя задание, учащиеся повторяют изученные ими виды пунктограмм.

3) Учащиеся рассуждают и самостоятельно, путём сопоставления, приходят к выводу, что научные формулировки пунктограмм удобнее, потому что они точнее, чётче, исключают двоякое понимание в силу их единообразия, что служит смыслообразующим  мотивом к их изучению.

4) Учащиеся вспоминают правила оформления эпиграфа, говорят, что эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек, фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.  Задание служит «мостиком» к теме урока.

5)Учащиеся формулируют тему урока  и записывают её в тетрадь.

6) Учащиеся предлагают свои варианты целей и задач урока.

Личностные УУД

(смыслообразование, формирование внутренней позиции школьника к учебной деятельности)

Предметные УУД (формирование лингвистического аппарата)

Метапредметные познавательные  УУД (работа с информацией, сравнительный анализ, обобщение)

Регулятивные  УУД

(целеполагание, планирование)

Этап актуализации и пробного учебного действия.

1 задание. Прочтите примеры с пропущенными знаками препинания и выберите те, которые могут вызвать у вас затруднения. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Какие действия помогли  нам выйти из затруднения?

Коллективная работа. Учащиеся выбирают примеры, задают вопросы  и вместе с учителем находят алгоритм выхода из затруднения. Примеры записываются в тетрадь.

Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков; анализ собственных интеллектуальных операций)

Этап локализации индивидуальных затруднений

Итак, мы с вами повторили некоторые действия, помогающие нам решить пунктуационные задачи. Для того чтобы овладеть пунктуационными навыками, необходимо, чтобы эти действия выполнялись последовательно и быстро. Вот над этим мы с вами сейчас и поработаем. У группы ребят к данному уроку было задание: придумать компьютерную игру на тему «Цитаты». Посмотрим, что они нам предложат.

Участие в игре помогает учителю и учащимся определить «уровни», то есть этапы алгоритма действий при решении пунктуационной задачи, которые недостаточно хорошо ими освоены.  Учащиеся совершают пробные действия, сталкиваются с затруднениями, после чего осуществляют самопроверку по эталону,  заполняют таблицу результатов прохождения «уровней».

Коммуникативные УУД (речевая деятельность, сотрудничество учащихся)

Личностные УУД (элементы самообразования, авторы проекта пробуют себя в новой социальной роли «учителя»)

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Этап реализации построенного проекта

Работа с разноуровневым дидактическим материалом – карточками. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Задания на карточках распределены по уровням сложности, учащиеся могут выбрать любой уровень. Время работы – 7-10 минут.

Индивидуальная работа. Дети  закрепляют навык умения работать с алгоритмом.

Для осуществления проверки результатов 1 учащийся работает на доске, выполняя задания 2 уровня сложности  -  изменение способа цитирования, 1 учащийся выполняет задание 3 уровня сложности – использование цитаты для доказательства тезиса, 1 учащийся на компьютере набирает сочинение – рассуждение на основе цитаты (4 уровень сложности)

Личностные УУД (определение границ собственного знания/незнания) Регулятивные УУД (выбор уровня сложности, управление учебной деятельностью)

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Проверка результатов с использованием ИКТ.

Групповое обсуждение. Формирование лингвистического понятийного аппарата.

Коммуникативные и регулятивные УУД (оценка результатов деятельности с проговариванием во внешней речи)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Этап решения заданий творческого уровня

Итак, мы с вами учились различным способам цитирования и оформлению цитат на письме. Теперь обратим внимание на то, в  каких стилях речи чаще всего используется  цитирование? С какой целью?

Следующее задание – распутай текст, восстановив последовательность предложений, - даст вам возможность потренироваться в построении логики рассуждения и уместном включении в него цитат.  ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Проверка осуществляется по эталону. Обсуждение ошибок.

Учащиеся отмечают, что цитирование чаще всего используется в публицистике и научных текстах для придания им убедительности, для построения рассуждения.

В процессе самостоятельной работы учащиеся отрабатывают навык  построения логики рассуждения и уместного включения в него цитат.

Познавательные УУД (способность рассуждать)

Домашнее задание

Напишите продолжение рассуждения на тему «Сердцевина счастья… Где она?» Не забудьте о примерах из жизненного опыта иди литературы. Объём продолжения – полстраницы – страница.

Регулятивные УУД (творческая работа)

Личностные УУД (ценностная и морально-этическая ориентация)

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

  1. Вспомним цели урока. Какие из них вы считаете достигнутыми, какие – нет?
  2. Кому из одноклассников вы хотели бы сказать «спасибо» за  помощь в овладении знаниями?
  3. Кто считает, что он продуктивно поработал на сегодняшнем уроке и удовлетворён результатами работы.
  4. Поднимите руки, кто боится, что не справится с домашним заданием.
  5. Поставьте оценку за работу классу.

Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.

Дети обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга.

Регулятивные УУД (оценка деятельности)

Личностные УУД

(смыслообразование)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спор о человеке в трагедии И. В. Гёте «Фауст» Остановись, мгновенье, ты прекрасно!.. И. В. Гёте

Слайд 2

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте Родился в 1749 во Франкфурте-на-Майне. Умер в 1832 году в Веймаре. немецкий поэт; государственный деятель (был сначала советником, потом министром при дворе герцога веймарского); мыслитель и естествоиспытатель.

Слайд 3

Философская трагедия «Фауст» в двух частях - поэтическое завещание Гёте Основные даты творческой истории «Фауста»: 1775 — первая редакция – «Прафауст». 1790 — издание «Фауста» в виде «отрывка». 1806 — окончание первой части, 1825 — начало работы над второй частью, 1831 — окончание «Фауста».

Слайд 4

В каких ещё изученных нами произведениях зарубежной литературы идёт спор о человеке? Шекспир – деятель эпохи Возрождения, или Гуманизма(15-16 века); Гёте – эпохи Просвещения(18 век). Просветители ищут новые пути совершенствования человека и берут себе в учителя природу. Идеи и идеалы просветителей: природа создала всех людей равными; идеал «естественного человека», близкого к природе и к народу; идеал учёного – самоотверженного труженика; интерес к естественным наукам.

Слайд 5

Переосмысление традиционного представления о Боге и человеке. Образы Господа и Мефистофеля в «Прологе на небе». Господь. Мефистофель. Таким, как ты, я никогда не враг… Мы ладим, отношений с ним не портя.

Слайд 6

«Божок вселенной» Вывод: образы Бога и Мефистофеля очеловечены, сближены, Мефистофель не враг, а слуга и помощник Господа. Расхождения в представлении о человеке: мнение Мефистофеля – мнение Господа.

Слайд 7

Вывод Мефистофель – скептик и обличитель пороков – с его помощью Гёте создаёт сатирический образ человека. Господь – защитник человека, верящий в конечное торжество светлого начала, разума (главная идея Просвещения).

Слайд 8

«Он рвётся в бой и любит брать преграды» (образ Фауста) Что узнаём о нём из пролога? Чем он отличается от других людей?

Слайд 9

«Кто ищет, вынужден блуждать». Сделка Объясните смысл сделки, предложенной Мефистофелем Фаусту. Почему Господь соглашается на предложение Мефистофеля, ведь он, наоборот, должен оберегать человека от происков дьявола? В чём видит Господь смысл испытанья, назначенного Фаусту?

Слайд 10

Сцена «У ворот» Взаимоотношения Фауста с простым народом. Отношение к Фаусту его коллеги - учёного Вагнера. Исповедь самого героя.

Слайд 11

Два типа учёных. Вагнер – кабинетный учёный, самодовольный потребитель знаний. Фауст – первооткрыватель, исследователь, никогда не удовлетворяющийся достигнутым.

Слайд 12

«Природа для меня загадка. Я на познанье ставлю крест». В чём смысл духовных терзаний Фауста? (отношение Фауста к своим достижениям в науке) О чём мечтает герой?

Слайд 13

Появление Мефистофеля В какой момент появляется пудель, который оказывается затем Мефистофелем? Случайность это или нет? Какое качество человеческой натуры олицетворяет Мефистофель? Образ Мефистофеля.

Слайд 14

«Мгновение, повремени!» Договор Фауста с Мефистофелем Мефистофель предлагает Фаусту сделку. Какова цена этой сделки? Расскажите, как Фауст отнёсся к предложению Мефистофеля? Чем пытается соблазнить Фауста Мефистофель? Чем удаётся ему это сделать? Какое условие ставит Фауст? Почему соглашается? Что хочет сказать этим Гёте о главных жизненных ценностях?

Слайд 15

«Куда же мы теперь?» Итак, Фауст заключает сделку с чёртом ради познания, у которого, как уверен герой, нет границ. Для осуществления эксперимента Мефистофель возвращает Фаусту молодость. Фауст решает окунуться в пучину страстей, испытать в полной мере радости и горести, которые выпадают на долю человека.

Слайд 16

Домашнее задание Расскажите о встрече Фауста с Маргаритой. 1 Чем привлекает Фауста эта девушка? 2) История Маргариты. 3) Чувства Маргариты к Фаусту. 4) Вмешательство Валентина. 5) Поединок. Отношение Фауста к поединку. Почему Фауст закалывает Валентина? 6) Бегство. Полёт на шабаш. 7) Судьба Маргариты. 8) Анализ сцены «Свидание Фауста с Маргаритой в тюрьме». Чтение в лицах. Объясните, почему Маргарита отказывается бежать? 9) Какие чувства испытывает Фауст? Чем заканчивается сцена?

Слайд 17

Фауст и Маргарита

Слайд 18

Из-за него спорят Бог и сатана (Мефистофель), причём Бог предсказывает Фаусту, которому, как и всякому ищущему человеку, суждено ошибаться, спасение, ибо «честный человек в слепом исканьи всё ж твердо сознает, где правый путь»: этот путь — путь неустанных стремлений к открытию действительно значительного смысла жизни. Подобно Вильгельму Мейстеру, Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего существования, проходит ряд «образовательных ступеней». Первая ступень — его любовь к наивной мещаночке Гретхен, кончающаяся трагически. Фауст покидает Гретхен, и та, в отчаянии убив родившегося ребёнка, погибает. Но Фауст не может поступить иначе, он не может замкнуться в узкие рамки семейного, комнатного счастья, не может желать судьбы Германа («Герман и Доротея»). Он бессознательно стремится к более грандиозным горизонтам.

Слайд 19

В метаниях Фауста отражается разочарование просветителей в человеческом знании, в силе человеческого разума раскрыть все тайны природы. Они приходят к идее непознаваемости мира, которая получила название агностицизма (гностицизм – вера, агностицизм – неверие). Разочарование в науке приводит к обращению к ненаучным путям познания – к оккультизму Гёте не исключение

Слайд 20

На изображении перед вами - человек, слепо шагающий вперед и невидящий, что под ногами у него пропасть. Вслед за человеком бежит пес, злобно раздирающий его одежду и не дающий свернуть в сторону. Как правило, данный образ трактуется однозначно: этот слепец олицетворяет тот этап нашей жизни, когда мы бредем по пути, не разбирая дороги. За спиной у нас - груз прошлых ошибок и заблуждений. Суетливые и беспокойные мысли (пес, бегущий следом) мешают нам остановиться и задуматься: «А куда, собственно, лежит мой путь?» Мы бредем, как слепые, без цели, не видя порой даже пропасти под ногами. И лишь от судьбы зависит, упадем мы в нее или же благополучно минуем, так и не узнав, чего избежали. Нулевой Аркан изображает фигуру мужчины над пропастью. Человек направляется к краю пропасти, но не смотрит, куда идет. Он может либо оглядываться через плечо, либо смотреть в небо; следующий шаг отправит его в пропасть, но он не ведает об опасности. В некоторых колодах Дурак облачен в разноцветный костюм и колпак с бубенцами — традиционный наряд придворного шута. В других он одет в простой, иногда поношенный костюм странника. В большинстве колод Дурак несет на плече узелок с пожитками и может опираться на посох. Во многих колодах на этой карте изображена также маленькая собачка, поднявшаяся на задние лапы и либо лающая на фигуру, либо ухватившая Дурака за одежды, чтобы оттянуть от края пропасти. В любом случае собачка пытается предупредить его о грозящей опасности. Но Дурак настолько погружен в собственные мысли, что не обращает никакого внимания на предупреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...