Урок - заочная экскурсия по теме " Имя существительное" (5класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Богданова Лариса Ивановна

Урок знакомит с уголками родного посёлка Фруктовая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Ивановна

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

(5 КЛАСС, УРОК ОБОБЩЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ)

Методы: исследовательский, иллюстративный

Формы работы: беседа, тренировочные упражнения, написание сочинения -миниатюры, работа с фрагментом  карты Луховицкого района, исследовательский, иллюстративный.

Оборудование: рисунки учащихся на тему «Край родной», электронная презентация, слайд-шоу, географическая карта Луховицкого района, маршрутные листы, пословицы о любви к родной земле. 

Цель урока:

повторить морфологические категории имени существительного, его синтакстческую  роль в предложении, особенности употребления в речи.

Задачи:

отработать навык опознавать существительные среди других частей речи;

отработать орфографические навыки написания имён существительных;

развить речь учащихся;

воспитать бережное отношение учащихся кродному языку и природе родного края.

Ход урока:  

  1. Слово учителя.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы совершим необычное путешествие по родному краю, полюбуемся его природой, поговорим о её особенностях и повтторим всё изученное по теме « Имя существительное». Наша экскурсия будет заочной , и мы с вами сделаем несколько остановок. В течение урока вы заполните маршрутные листы, по которым и будет оцениваься ваша работа на уроке.  Итак, начнём наше путешествие.

1 Слайд « Холмы, перелески».

Холмы, перелески,

Луга и поля –

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К перекрёстку дорог.

И понял,что это

Раздолье полей –

Частица великой

Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

- Прочитайте стихотворение Г. Ладонщикова. Вы узнали в нём наш родной пейзаж?

- Почему мы любим наш край?

(Здесь всё скромнно: и краски, и звуки. Но всё родное, милое сердцу, знакомое с самого раннего детства. Это земля, где мы появились на свет, земля наших отцов и дедов)

- В ваши маршрутные листы выпишите все существительные, укажите их число и падеж.

- Подберите синонимы к слову Отчизна ( Родина, Отечество)

- Дайте определение имени существительному.

2 Слайд « Родник»

Мы с вами делаем 2-ую остановку.

Родина, родник и родничок.

Не случайно корень « род» в словах.

Хоть родник порою одинок,

Раз родившись, он живёт в веках.

Родина у каждого своя-

Лес, поляна, горная река.

Благодарны роднику река,

Путник на привале у костра.

-Выпишите однокоренные слова.

-Выпишите  из стихотворения одушевлённое и неодушевлённое существительное.

Родники издавна почитались нашими предками. Вода в них чистая, живая. Родники не замерзают даже в морозы. А в святых местах вода обладает благодатной, живительной силой. Освящённые родники называют святыми источниками.

А что вам известно о нашем святом источнике?

(Индивидуальное задание:сочинение-миниатюра « Святой источник», читает ученица )

Святой источник был освящён в честь Серафима Саровского, одного из почитаемых в России святых, в 2002 году. В праздник Крещения Господня здесь совершается водосвятный молебен. Святой источник стал местом паломничества в любое время года.

Давайте ещё раз полюбуемся живописными уголками нашего края.

3.Музыкальный слайд-шоу « Наш край»

4.Слайд Зимний лес»

А теперь давайте зайдём в зимниий лес. Кажется,что здесь всё замерло. Но это только для невнимательного глаза.  А вот что увидел здесь писатель М. Пришвин.

-Спишите текст, выделите графически орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Ранним утром лёгким морозц… я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоваться гр..мадами снежных дворц… и слушать тишину леса. Следы зайц… выходили из разных конц… леса. Длинной верениц… тянулись они  по сугробам.

- Какую орфограмму вы выделили?

- А почему мы вспомнили на уроке имя М. Пришвина?

( М. Пришвин – тонкий знаток природы средней полосы России, где и живём мы с вами. Он воспел в своих произведениях неброскую её красоту. А ещё это место называют Мещёрским краем.)

5.Слайд « М. Пришвин – певец Мещёрского края»

- Спишите текст, выделите орфограмму в словах с пропуском букв, объясните выбор букв.

- Назовите собственные имена существительные.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полос… Росс… . Его семья жила в усадб… около деревн… . Ещё мальчиком научился всматриваться в природу. Пришвин побывал на Урал…, в Сибир…, в Карели.. . Он открыл много тайн в природ.. .

6 Слайд « О чём рассказала карта?»

Перед вами карта Луховицкого района, в котором мы живём. Выпишите существительные, названия населённых пунктов, которые имеют форму только множественного числа.

( Озерицы, Ивняги, Перевицы, Ловцы, Подлипки, Луховицы. Наш посёлок Фруктовая в прошлом назывался село Горки )

7Слайд « Допиши пословицу».

 Восстановите текст пословиц, посвящённых родной земле и подчеркните в них имена существительные как члены предложения.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная земля – мать, а чужая – мачеха.

Своя земля и в горести мила.

С родной земли – умри, не сходи.

Слайды8-11

Давайте ещё раз полюбуемся живописными уголками нашего края и удивимся его неповторимой красоте .

Итак, наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что, повторяя изученное по теме « Имя существительное», вы узнали для себя много интересного о нашем родном крае. А любознательных и внимательных впереди ждут новые открытия.

 Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру « Почему я люблю наш край».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-заочная экскурсия "My Country. Russia".

В данном уроке  используется материал о достпримечательностях России....

заочная экскурсия на тему "На Ставрополье, на родной земле, на то

Патриотическое воспитание – это воспитание у детей и молодежи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и ...

Путешествие по святым местам Кубани. Урок - заочная экскурсия.

Нам повезло родиться и жить в России. В нашей стране  много Святых мест, но про многие мы даже не подозреваем....

Урок-заочная экскурсия по Лондону для 3 класса.

Данный материал может быть использован при проведении недели английского языка в школе. Этот урок дает возможность детям побывать в Лондоне, не выходя из класса, используя ресурсы кабинета....

Открытый урок - заочная экскурсия" Вспоминая Болдинскую осень"

Изучение биографии поэтов и писателей на уроках русской литературы – работа сложная и трудоемкая, так как заинтересовать детей фактами жизни пусть и великих людей непросто, если не задействовать...

УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)

В материлае предствелны разработки к открытому  уроку  по  литературе в рамках  семинара "Современный урок:  методы и технологии": конспект урока,  презентация,...

Музейный урок – заочная экскурсия «Оставила следы свои война…»

Приосколье — маленькая частица нашей великой Родины. История небольшого лесостепного края, уходящая своими истоками в седую глубину прошлого, переплетается с судьбой России. Старооскольская земл...


 

Комментарии

Лариса Ивановна, спасибо за интересную разработку урока и фотоальбом.