Технологическая карта урока по теме: "З и С на конце приставок"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Алёшина Ольга Николаевна

Данная методическая разработка - технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "З и С на конце приставок". В основе занатия - учебное исследование, которое учащиеся проводят в группах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Череповца Вологодской области

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАСС

ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ  З И С  НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

                    Составитель:

                                                               АЛЕШИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

                                                                                     учитель русского языка и литературы

        

2014 год

             Русский язык, 5 класс

            Учитель: Алёшина Ольга Николаевна (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №

            11», г. Череповец Вологодской области)

            Тема: «Буквы З и С на конце приставок»

            Тип урока: урок-исследование

            Цель урока:

            формирование умения правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на З и С.

   

            Задачи:

  • формировать умение формулировать правило «Буквы З и С на конце приставок» в результате исследования;
  • формировать умение применять сформулированное правило при письме, делать правильный выбор букв З или С на конце приставок;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном.

            Критерии достижения цели урока:

  • обучающиеся  правильно формулируют правило написания букв З и С на конце приставок;
  • обучающиеся применяют правило при письме, правильно пишут буквы З и С на конце приставок;
  • обучающиеся умеют оценить результат работы группы в соответствии с эталоном.

            Условия обеспечения учебной деятельности:

  • Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях \ Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская - М.: «Просвещение», 2013
  • Таблицы-подстказки для формулировки цели урока и рефлексивных действий обучающихся.
  • Электронная презентация с заданием к уроку.
  • Раздаточный материал с текстом и заданиями к нему (Приложение 1).
  • Правила работы в группе (Приложение 2).
  • Рабочие листы по количеству групп обучающихся (Приложение 3).

Примечание: текст стихотворения составлен учителем, текст для работы в группе написан А. Мариным.

     Исследование проводится пятиклассниками в группах под руководством учителя. Работа над выведением правила и закрепления навыка по его применению рассчитана на урок 40 минут. Конспект составлен в соответствии с требованиями к уроку в рамках нового Федерального Государственного образовательного стандарта.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Формулировка темы урока

Учитель объявляет, что тема урока связана с правописанием приставок и предлагает восстановить по памяти схему «Виды правописания приставок», составленную на прошлом уроке и сформулировать тему сегодняшнего урока.

Обучающиеся на доске и в тетрадях изображают схему «Виды правописания приставок», говорят, что правописание гласных и согласных в приставках изучено на прошлом уроке, значит тема сегодняшнего урока - правописание приставок на З и С.

Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;  умеют заменять термины определениями;  выражают смысл ситуации различными средствами (при помощи схемы).

Постановка цели и задач урока

Учитель сообщает, что сегодня будет не обычный урок, а урок-исследование, и предлагает сформулировать цель урока и задачи, с помощью которых цель будет достигнута.

Ученики формулируют цель и задачи урока с опорой на ключевые слова, размещенные в таблице-подсказке на доске.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Актуализация полученных знаний и формулировка гипотезы

Учитель предлагает записать под диктовку текст:

Рассвет раскрыл свои объятья,

Его изведаю сполна.

Проснулось солнце, и опять я

Восходом чудным пленена.

Вопросы и задания учителя:

  • Кто написал без ошибок? В каких словах допустили ошибки?
  • Назовите слова с приставками.
  • Правописание каких приставок мы изучали на прошлом уроке? В каких словах приставки пишутся единообразно? Выделите их.
  • Прочитайте слова, в которых приставки пишутся по другому правилу. Попробуйте сформулировать это правило.

Учитель записывает на доске предположения, выдвинутые обучающимися.

Ученики пишут текст, затем сопоставляют написанное с образцом на доске (слайд презентации).

Ученики анализируют ошибки, допущенные при написании текста, называют слова с единообразным написанием приставок, затем приставки, оканчивающиеся на З и С, выделяют их, пытаются предположить какому правилу подчиняется их написание.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?); сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном;

выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Работа в группах

Учитель  предлагает познакомиться с текстом, в котором встречаются слова с приставками на З и С и при помощи подсказки попробовать сформулировать правило написания слов с такими приставками.

Подсказка:

  1. Прочитайте вслух слова. Какой звук слышится на конце приставки?
  2. Обратите внимание на согласный, идущий после [c] и  [з]: глухой он или звонкий?
  3. Найдите во втором тексте, предложенном учителем, слова с приставками, оканчивающими на -С и -З, проверьте вашу гипотезу (См. раздаточный материал)
  4. Запишите свои предположения в виде правила.

Ученики вспоминают правила групповой деятельности (см. приложение 2) и работают с раздаточным материалом, содержащим текст по А.Марину и задания к нему (см. приложение 1).

Используя подсказку, обучающиеся формулируют и записывают в рабочих листах (см. приложение 3) правило написания слов с приставками на З и С.

Выбирают знаково-символические средства для построения модели;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения

Выступления  групп

Учитель слушает выступления представителей групп, предлагает сопоставить получившиеся формулировки правила с образцом в учебнике на стр. 30.

Обучающиеся выступают с формулировками правила, которые они записали, затем сопоставляют с образцом на стр. 30 учебника. Далее выполняют задание № 3 из раздаточного материала, приняв за образец примеры из правила №11.

Осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

Подведение итогов исследования

Учитель предлагает подвести итоги проведенного исследования в группах, сопоставить результат с гипотезой.

Ученики подводят итоги, сопоставляют выдвинутые гипотезы с результатом исследования и образцом в учебнике русского языка.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности; осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации и условий общения

Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы:  

  • Достигли цели урока?
  • Справились с задачами урока? В какой мере?
  • С чего нужно начать следующий урок?
  • Чем полезен урок?

Обучающиеся

  • анализируют достижимость цели урока и исследования,
  • отмечают, справились ли они с задачами урока,
  • выделяют положительные стороны и недостатки своей работы в группе,
  • планируют, с чего нужно будет начать следующий урок.

Оценивают  достигнутый  результат,

осознают качество и уровень усвоения,

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; участвуют в коллективном обсуждении проблем,  учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить упр. 440 или подобрать 8-10 пословиц, включающих слова с приставками на З и С.

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по алгоритму выполнения упражнения и альтернативного задания.

Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся определять последовательность действий.

П Р И Л О Ж Е Н И Е   1.

ЗАДАНИЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ:

«ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА –З И –С»

5 класс

     

     Прощальными раскатами  прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль, но солнце еще щедро раздает свое тепло. В августе улавливаешь приметы перехода лета в осень. Разнотравье превратилось в душистые скирды. Бездонное  небо расчистилось от облаков. Оно поджидает, когда птицы раззвенятся прощальными покриками. Когда солнце всходит, замечаешь нежное томление земли. Зеленая листва начинает блекнуть, ветер беспокойным дыханием срывает пожелтевший березовый лист. Полиняли краски летней поры. Бесцветные паутинки поплыли над полями. Скоро осень!

                                                                                                                                           (По А.Марину)

            Задание:

  1. Познакомьтесь с текстом. Какова его тема и основная мысль?
  2. Найдите слова с приставками, оканчивающимися на -З и -С.  Попробуйте сформулировать правило написания слов с такими приставками сначала самостоятельно, при затруднении обратитесь к  подсказке. 

                 

            Подсказка:

  1. Прочитайте вслух слова. Какой звук слышится на конце приставки?
  2. Обратите внимание на согласный, идущий после [c] и  [з]: глухой он или звонкий?
  3. Запишите свои предположения в виде правила.

  1. Выпишите из текста слова с орфограммой № 11, выполните графические обозначения в соответствии с правилом на странице 30.

П Р И Л О Ж Е Н И Е   2.

                                                   Правила работы в группе

  1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
  2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
  3. Умей слушать других.
  4. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
  5. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
  6. Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.

П Р И Л О Ж Е Н И Е   3.

Рабочий лист

Руководитель группы _________________________________

Выполнение заданий

Фамилия выполнявшего

1. Формулировка правила

  1. Выполнение задания  № 3 из раздаточного материала.

Фамилия участника

Оценка за работу в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс

Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Урок по теме "Правописание З-С на конце приставок" (5 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу.Преемственность в изучении учебного материала осу...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...

Технологическая карта урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Буквы О и А на конце наречий" по требованиям ФГОС...