Методическая разработка конспекта обобщающего урока по русскому языку в 9 классе "Сложные бессоюзные предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Урок для закрепления и обобщения пройденного материала. В конспекте содержится проверочня работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок         
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»  ( 9класс)
Цель:
обобщить знания, умения и навыки по теме «Бессоюзные предложения».

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Орфоэпическая  работа.

Расставьте ударения.

Мельком, банты, хлопковый, надолго, задала, таможня, пахота, ломоть, намерение, черпать, красивее, лососевый, диспансер, медикаменты, похороны, торты, коттедж, дефис, звонят, свекла, некролог, осведомить, квартал, обеспечение.

3. Беседа с классом.

1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?

2. Чем выражаются в них смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

3. Для выражения каких смысловых отношений ставится в бессоюзном сложном предложении запятая или точка с запятой? Каким союзом можно выразить эти отношения?

4. Для выражения каких смысловых отношений ставится в бессоюзном сложном предложении двоеточие? Какими союзами можно эти отношения выразить?

5. Для выражения каких смысловых отношений ставится тире в бессоюзном сложном предложении? Какими союзами эти отношения можно выразить?

4. Работа с перфокартами.

Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.

1. А  просьба  моя  состоит  в  следующем:  берегите наш язык. (И. Тургенев.)

2. Мне все казалось, молод я пока. (Л. Ошанин.)

3. Вдруг оглянулся – позади века. (Л. Ошанин.)

4. Превосходная должность – быть на земле человеком. (М. Горький.)

5. В  железном  вихре  ветра  и  колес  кружился  дым  и  падал  под откос. (С. Островой.)

(Ошибка только во втором предложении.)

5. Выполнение упражнений 193, 194

 6. Самостоятельная работа.

Укажите  сложные предложения.  Подчеркни грамматические основы во всех предложениях.

а) В степи было тихо и светло.

б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.

в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и всё обильнее лил на степь голубоватую мглу.

г) Волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.

д) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.

е) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.

з) В лес летели одни только звуки, и фее было сладко слушать их.    

2. Укажи, сколько грамматических основ в предложении, расставь знаки препинания.

Когда он проснулся уже всходило солнце курган заслонял его собою а оно стараясь брызнуть светом на мир напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом.

а) 3;        б) 5;        в) 4;        г) 6. 

3.  Укажи, сколько грамматических основ в предложении, расставь знаки препинания.

Направо темнели холмы которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом  было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна.

а) 4;        6)5;        в) 6;        г) 3.

4. Вставь, где необходимо, знаки препинания. Отметь сложные предложения.                                                                        1) Савельич поглядел па меня с глубокой горечью и пошёл за моим домом.                                                                         2) Река еще не замерзала и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.

                                                                                                                                                                                         3) Я оглядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал но ничего не видал кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.                                                                                                                                            4) Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но и приятною.                                                                                                                                                                                      5) Вероятно замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга.                                              

 6)  Молодость и природа ускорили моё выздоровление.  

7.Итог урока.

Домашнее задание: повторить § 216, (по выбору учащихся: упражнение 199; сочинение-миниатюра – пейзажная зарисовка (по одной из тем: «По дороге к речке», «Вечерняя зорька», или по любой предложенной самими учащимися) с использованием бессоюзных сложных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.  Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»Задачи:Образовательные:·        закрепить умения у...

Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

"Стилистические особенности предложений на тпримере художественного текста комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".  Подробная разработка урока с технологической картой и комментарием....

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

Подробная методическая разработка урока с технологической картой и комментарием...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...