Олимпиада по русскому языку. 9 класс.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Назарова Елена Александровна.

Краткий комментарий для учащихся. Задания. Бланк заполнения. Ответы для проверяющих. Критерии оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку.

9 класс. 2014-2015 учебный год.

  1. Фонетика. Орфоэпия

  1. Укажите неверное утверждение:
  1.  словарный запас языка изучается в разделе «Лексика»
  2. части речи изучаются в разделе «Морфология»
  3. звуки речи изучаются в разделе «Морфемика»
  4. правила произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия»
  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
  1. ёрзать
  2. ямщик
  3. синеет
  4. ёршик
  1. В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?
  1. сверхинтересный
  2. цикорий
  3. чиркнуть
  4. к итогам
  1. Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:
  1. жалюзИ
  2. жАлюзи
  3. звонИт
  4. газопровОд

  1. Лексика. Морфемика. Словообразование

  1. Укажите ряд омонимов:
  1. (родниковый) ключ – ключ (от замка)
  2. разговорчивый – молчаливый
  3. смеяться – хохотать
  4. плакать – хныкать
  1. В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
  1. Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели
  2. БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание
  3. Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном
  4. БАРСКАЯ усадьба находилась недалеко от леса
  1. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:
  1. Вот ты держишь экзамены и будешь вольный казак.
  2. Слово – серебро, молчание – золото.
  3. Это было, когда он ещё под стол пешком ходил.
  4. Бригада работала засучив рукава.
  1. Какое слово образовано  приставочно-суффиксальным способом?
  1. беспорядок
  2. безработица
  3. закавказский
  4. приусадебный
  1. Укажите способ образования существительного ТИШЬ:
  1. приставочный
  2. суффиксальный
  3. приставочно-суффиксальный
  4. бессуффиксальный

  1. Морфология. Синтаксис

  1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении

Трудящиеся вышли на демонстрацию.

  1. существительное
  2. прилагательное
  3. наречие
  4. деепричастие
  1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении

Женщины, трудящиеся на заводе, получают бесплатные путёвки для детей.

  1. существительное
  2. прилагательное
  3. наречие
  4. причастие
  1. Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
  1. интересная книга
  2. очень красиво
  3. читающий мальчик
  4. маленький домик
  1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
  1. Множество звуков вливается в ночной птичий хор.
  2. Я уже начинал беспокоиться.
  3. Я готов с вами согласиться.
  4. Он рад был бы уйти.

  1. Орфография. Пунктуация. Сложное предложение

  1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
  1. отм..рить, подр..внять, пол..скать (бельё)
  2. м..кать перо в чернила, м..лостивый, к..ренья
  3. з..ря, к..са, вык..сить
  4. пл..вец, зан..мать, соб..рать
  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
  1. Умей жить и тогда, когда жить становится (не)выносимо.
  2. (Не)долго светило солнце.
  3. Мы приближались к тому месту, где (не)сколько человек готовились к прыжку.
  4. Скамейка была (не)крашена.
  1. В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?
  1. Когда погода была безветре..а, смотритель разрешал подниматься на маяк.
  2. Начальник сворачивал папиросу из кроше..ого табака, садился и закуривал.
  3. Иногда он надевал форме..ую бескозырку и шёл к морю.
  4. Жил он недалеко от нас в соседнем колхозе «Труже..ик моря».
  1. А
  2. Б, В
  3. Б, В, Г
  4. А, В
  1. Укажите предложение с орфографической ошибкой:
  1. Дискуссия шла в продолжение часа.
  2. В продолжении сериала мы узнали дальнейшую судьбу героев.
  3. В течении реки наблюдались пороги.
  4. В течении дня шёл дождь.
  1. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Ребята (1) видно (2) хорошо подготовились к выступлению.

С крыши нашего дома (3) видно (4) полгорода.

  1. 1,2,3,4
  2. 3,4
  3. 1,3
  4. 1,2
  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
  1. Осветив черепицу на крыше, и, согрев древесину сосны,поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
  2. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
  3. Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, пропали, улетели вслед за уходящим летним теплом.
  4. Встречая весну на утренней заре, залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки.
  1. Укажите верное утверждение:
  1. Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой сочинительными союзами.
  2. Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
  3. Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и союзными словами.
  1. Укажите неверное утверждение:
  1. Дополнительным средством связи в сложносочинённом предложении может быть общий член для частей предложения.
  2. Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
  3. Между частями сложносочинённого предложения может ставиться тире.
  4. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами имеют значение противопоставления.
  1. Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения. (Знаки препинания не расставлены)
  1. Наступили холода и мы переехали в зимний дом.
  2. Рано утром выпал первый снег и покрыл дорожки в саду.
  3. Пошли в лес и набрали полную корзину грибов.
  4. Похолодало и выпал снег.
  1. А,Б
  2. Б,В
  3. А,Г
  4. А,В
  1. Укажите сложноподчинённое предложение:
  1. На грядках растаял снег и появились первые росточки.
  2. Левитан писал картины так, чтобы был ощутим воздух.
  3. Взошло солнце, но земля ещё не прогрелась.
  4. Его поражала световая дымка, придававшая громаде собора невесомость.
  1. Укажите неверное утверждение:
  1. Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство.
  2. Части сложноподчинённого предложения соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
  3. Придаточная часть сложноподчинённого предложения может стоять после главной части, перед ней или в середине её.
  4. Подчинительные союзы находятся в придаточной части и являются членами предложения.
  1. Укажите верное утверждение

По значению и строению сложноподчинённые предложения делятся на следующие основные группы:

  1. определительные, изъяснительные, обстоятельственные
  2. определительные, пояснительные, изъяснительные
  3. обстоятельственные, подчинительные, изъяснительные
  4. изъяснительные, дополнительные, обстоятельственные
  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
  1. Вернувшись домой, когда уже смеркалось, мы застали дома только одного Николая.
  2. С каждым может случиться, что жил с человеком, глядел на него, а не видел.
  3. Небо на востоке слало светлеть, по мере того как над горизонтом поднималось багровое солнце.
  4. Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу.

  1. Стили речи. Типы речи
  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке?
  1. повествование и описание
  2. повествование и рассуждение
  3. рассуждение
  4. описание

Он шёл по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. На теневой стороне было ещё нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. Пахло влажным асфальтом. Везде было по-утреннему легко, свободно…

Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шёл небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твёрдый, жёсткий взгляд был устремлён вперёд. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.

  1. Определите стиль речи текста

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого-то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

              (Из всеобщей Декларации прав человека)

  1. разговорный
  2. научный
  3. официально-деловой
  4. публицистический

Бланк ответов

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ вы получаете 1 б. Максимальное количество – 28 б.

100% (28 б.) – «5»

75% (21 б. -27 б.) – «4»

35% (9 б.-20 б.) – «3»

Менее 35% - «2»

Вариант ответа указываете в таблице для каждого вопроса +

  1. Фонетика. Орфоэпия:
  1. Укажите неверное утверждение:                +

1

2

3

4

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

                                                                        +

1

2

3

4

  1. В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?

                                                                        +

1

2

3

4

  1. Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:

                                                                        +

1

2

3

4

 

  1. Лексика. Морфемика. Словообразование

  1. Укажите ряд омонимов:

1

2

3

4

  1. В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

1

2

3

4

  1. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:

1

2

3

4

  1. Какое слово образовано  приставочно-суффиксальным способом?

1

2

3

4

  1. Укажите способ образования существительного ТИШЬ:

1

2

3

4

  1. Морфология. Синтаксис
  1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении:

1

2

3

4

  1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении:

1

2

3

4

  1. Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

1

2

3

4

  1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1

2

3

4

  1. Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
  1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1

2

3

4

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1

2

3

4

  1. В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?

1

2

3

4

  1. Укажите предложение с орфографической ошибкой:

1

2

3

4

  1. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

1

2

3

4

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1

2

3

4

  1. Укажите верное утверждение:

1

2

3

4

  1. Укажите неверное утверждение:

1

2

3

4

  1. Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения

1

2

3

4

  1. Укажите сложноподчинённое предложение:

1

2

3

4

  1. Укажите неверное утверждение:

1

2

3

4

  1. Укажите верное утверждение:

1

2

3

4

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1

2

3

4

  1. Стили речи. Типы речи
  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке?

1

2

3

4

  1. Определите стиль речи текста:

1

2

3

4

Ответы для проверяющих:

  1. Фонетика. Орфоэпия:

1-3

2-1

3-3

4-2

  1. Лексика. Морфемика. Словообразование

1-1

2-2

3-2

4-2

5-4

  1. Морфология. Синтаксис

1-1

2-4

3-2

4-1

  1. Орфография. Пунктуация. Сложное предложение

1-4

2-4

3-4

4-4

5-4

6-1

7-3

8-4

9-3

10-2

11-4

12-1

13-3

  1. Стили речи. Типы речи

1-1

2-3

100% (28 б.) – «5»

75% (21 б. -27 б.) – «4»

35% (9 б.-20 б.) – «3»

Менее 35% - «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...