Варианты упражнений с использованием "Нового объяснительного словаря синонимов" под редакцией Ю.Д.Апресяна.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Николаева Наталия Владимировна

    Упражнения с использованием словаря активного типа дают учащимся возможность увидеть и оценить языковое явление (в данном случае синонимию) с точки зрения функционирования в речи, а это, в свою очередь, помогает решать проблемы, возникающие непосредственно в самих коммуникативных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varianty_uprazhneniy_s_ispolzovaniem.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты упражнений с использованием "Нового объяснительного словаря синонимов" под редакцией Ю.Д.Апресяна.

    Упражнения с использованием словаря активного типа дают учащимся возможность увидеть и оценить языковое явление (в данном случае синонимию) с точки зрения функционирования в речи, а это, в свою очередь, помогает решать проблемы, возникающие непосредственно в самих коммуникативных ситуациях.

  1. Проанализируйте представленные в "Новом объяснительном словаре синонимов" под редакцией Ю.Д.Апресяна синонимические ряды со следующими опорными  словами: сердиться, сообщать, ругать. С точки зрения стилистических характеристик их членов. Каковы возможности использования членов названных синонимических рядов в современных текстах?  На основе анализа указанных и других синонимических рядов сделайте выводы о динамических процессах в русской синонимике.
  2. Проанализируйте словарную статью, представленную в "Новом объяснительном словаре синонимов" (М., 1997) (материалы словаря приводятся с сокращениями). Сравните описание приведенного синонимического ряда в разных синонимических словарях. В чем проявились особенности "Нового объяснительного словаря синонимов" как словаря активного типа? Подтвердите конкретными примерами функционирования синонимов все отмеченные в словарной статье особенности их семантики.

РИСОВАТЬ 1.1 (СОВ. нарисовать), ЗАРИСОВАТЬ 1 (СОВ. зарисовать), ПИСАТЬ 1.1 (СОВ.написать), разг. МАЛЕВАТЬ (СОВ.намалевать) “имея цель создать видимый образ какого-л. объекта, двигать предмет по какой-л. поверхности так, что на ней появляется видимый образ этого объекта”.

Синонимы различаются друг от друга по следующим смысловым признакам: 1)наличие-отсутствие в момент действия объекта восприятия, т.е. изображаемой натуры (для ЗАРИСОВАТЬ она обязательна, для остальных синонимов – нет); 2)мера подобия изображения и объекта (наибольшая в случае ЗАРИСОВЫВАТЬ); 3)цели изображения, в частности наличие у продукта деятельности эстетической функции (ПИШУТ с установкой на создание произведений искусства, а РИСОВАТЬ можно для собственного удовольствия); 4)свойства объекта, находящиеся в фокусе внимания и являющиеся предметом изображения (в случае РИСОВАТЬ внимание направлено на контуры и формы, в случае ПИСАТЬ и МАЛЕВАТЬ – на цвет); 5)наличие и характер используемых деятелем инструментов и средств (чтобы ПИСАТЬ необходимы кисти и краски, а РИСОВАТЬ можно и палочкой на песке); 6)свойства самого деятеля (ПИШУТ и МАЛЮЮТ люди с профессиональной подготовкой); 7)оценка действия и его результата говорящим (отрицательная в случае МАЛЕВАТЬ).

По признаку наличия – отсутствия изображаемой натуры РИСОВАТЬ, ПИСАТЬ, и МАЛЕВАТЬ противопоставляются ЗАРИСОВЫВАТЬ. …ЗАРИСОВЫВАТЬ всегда предполагает натуру, т.е. существующий вне сознания художника объект, постоянно наблюдаемый им в процессе воспроизведения .…Он много ездил по русскому Северу и везде зарисовывал церкви.

Обязательное наличие натуры в случае ЗАРИСОВЫВАТЬ и необходимость следовать ей предопределяет разбиение синонимического ряда на те же две группы и по признаку меры подобия изображения и объекта. Глагол ЗАРИСОВЫВАТЬ предполагает попытку ухватить и зафиксировать текущее или наблюдаемое состояние объекта и, следовательно, внимание к мелочам, к реалистическим деталям и к тому, как он на самом деле выглядит. ЗАРИСОВАТЬ всегда предполагает достаточно большую степень подобия между изображением и оригиналом. Между тем то, что НАПИСАНО, НАМАЛЕВАНО или НАРИСОВАНО (картина, рисунок и т.п.), может иметь лишь отдаленное сходство с оригиналом или даже быть чистой абстракцией.

С точки зрения цели изображения в ЗАРИСОВЫВАТЬ выделяется указание на технический или подготовительный характер рисунка, на то, что он рассматривается как своего рода фотография для памяти или как заготовка к будущей более серьезной работе.

Цели “фотографирования” или заготовки исключают непосредственную эстетическую установку. …В этом отношении полярно противоположен ЗАРИСОВЫВАТЬ глагол ПИСАТЬ, который всегда указывает на то, что целью изображения является создание художественного образа. …Для действий, обозначаемых другими синонимами, - РИСОВАТЬ и МАЛЕВАТЬ – установка на создание художественного образа возможна, но не обязательна.

РИСОВАТЬ и ЗАРИСОВЫВАТЬ в большей мере предполагают передачу контуров и форм изображаемого объекта, а ПИСАТЬ и МАЛЕВАТЬ – передачу его цвета и колорита.

РИСУЮТ и ЗАРИСОВЫВАЮТ карандашами, углем, мелками, чернилами, тушью, но обычно не красками и, во всяком случае, не масляными. ПИШУТ красками, но не карандашами, углем и т.п. МАЛЮЮТ и тем, и другим, но преимущественно красками. РИСОВАТЬ, кроме того, можно любым другим предметом, способным оставлять след на поверхности.

Писать и, в меньшей мере, МАЛЕВАТЬ, ЗАРИСОВЫВАТЬ предполагают определенную профессиональную подготовку, т.е. субъектом этих действий обычно являются художники. Для РИСОВАТЬ это необязательно: Все дети любят рисовать.

МАЛЕВАТЬ отличается от трех остальных синонимов оценочным комнонентом – указанием на небрежность, халтурность или безвкусность работы или на то, что полученное изображение не имеет в глазах говорящего никакой эстетической ценности.

Примечание. РИСОВАТЬ – единственное слово ряда, допускающее разнообразные переносные употребления: Мороз рисовал затейливые узоры на стекле.

У ПИСАТЬ форма деепр. пиша неупотребительна.

  1. Опираясь на данные "Нового объяснительного словаря  синонимов" под редакцией Ю.Д.Апресяна объясните, почему авторы в своих произведениях употребляют именно это слово из синонимического ряда: Еда, снедь, яства, пища.

а)Откуда взялись все эти яства и напитки, было известно и Маргарите, и мастеру (М.Булгаков “Мастер и Маргарита”).

б)Всем нам надоела барачная еда (в.Шаламов “Сухим пайком”).

в)Тебя не соблазнить ни платьями, ни снедью (Б.Окуджава “Романс о судьбе”).

г) В столбняке просидев двое суток дома, не притрагиваясь к пище, только жуя бетель, он наконец очнулся и опять убежал в Коломбо (И.Бунин “Братья”).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка

В Словаре объясняются традиционные нормативные написания рус-ских орфограмм, не подчиняющиеся никаким правилам. Такие орфограм-мы затрудняют пишущих, вызывая желание понять причины написаний,кот...

Разработка комплекса упражнений для расширения потенциального словаря учащихся 8-х, 9-х классов средней школы

методическая разработка по теме "Здоровье" для работы над пассивным словарем...

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода

Перед Вами презентация с примерами упражнений с применением  коммуникативно-ориентированного подхода...