11 класс Синонимика простых и сложных предложений. Подготовка к ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Материалы урока знакомят с явлениями синтактической синоимии, помогут подготовиться к выполнению задания ЕГЭ по замене СПП с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. С презентацией 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс.     Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточных предложений.

Цель  урока: 1) расширить  представления обучающихся о синонимических синтаксических конструкциях;

                      2)развивать навыки обучающихся в использовании синонимических конструкций в речи;

                      3)подготовка кЕГЭ.

Оборудование: Элементы  презентации.  

Ход  урока.

I  Сообщение темы и цели урока.

 Цель: расширить представления о синонимических синтаксических конструкциях; на примере синонимики простых предложений с                                                                                                                                                                                                                                                         обособленными определениями и придаточных предложени поупражняться в её использовании; продолжать подготовку к  ЕГЭ.

  1. Оформление тетрадей.

                  Слайд№1

                             Тема урока (запись).

                             Эпиграф (устно).

II

  1. Словарная  работа: объяснить правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Лечащий врач, стелющийся над рекой (туман), недорого стоящие (книги), брезжущий рассвет, встречаемый в пути, ожидаемый результат, слышимый издалека

 - найти словосочетания со способом связи слов согласование,                  управление, примыкание.

 2.Синтаксический  разбор  предложения.

 

    Даже берёзы и рябины стояли сонные  в  окружавшей их знойной истоме.

                                     - назовите условия обособления определений.

                                     - перестройте предложение, чтобы определение стало  

                                       обособленным.

                                     - попробуйте перестроить предложение, чтобы оно стало сложным.

( Даже берёзы и рябины стояли сонные в знойной истоме, которая окружала их.)

                 Это не что иное, как синтаксические синонимы.   

                                   

III  

    1.Слово  учителя.

                 Русский язык поражает разнообразием синонимических синтаксических конструкций, способных выражать тонкие смысловые оттенки.

                                                         

                                                  Слайд №2

    Синтаксические синонимы – это конструкции (словосочетания и предложения), разные по строению, но близкие по смыслу.

                 - Познакомимся с некоторыми случаями проявления синтаксической синонимии.

                                                   Слайд №3

                                                            -разбор первой пары словосочетаний (NB способ  связи слов).

                   -Даже этот (далеко не полный!) перечень синтаксических синонимов показывает их разнообразие, способность выразить самые тонкие смысловые оттенки и стилистические различия.

                     Изучение синонимических рядов развивает языковое чутьё, способствует развитию речи, так как учит выбирать самые точные слова и предложения для выражения мыслей и чувств.

  1. Наблюдения.

                    А)  Остановимся подробнее на синонимике простых предложений с обособленными определениями и придаточных предложений.

                                                      Слайд №4

                   - Какие предложения более лаконичны? имеют окраску книжного стиля?

-Замена СПП  с придаточными определительными  простым предложением с обособленным определением - причастным оборотом  целесообразна  для придания  речи лаконичности, окраски книжного стиля.

 -Кроме того, замена рекомендуется, чтобы устранить  повторение  который  (см. пример на слайде),  избежать двусмысленности, которая может в связи с  этим возникнуть.    

                        Б) Но всегда ли возможно заменить придаточную определительную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

                                                     Слайд №5

                         

  1. Поупражняемся.

                                                      Слайд №6

Используя памятку, объясните невозможность синонимической замены.

   

  1. Работа с тестами.

IV Подведём  итоги.

                                                       -  Слайд №7

 - Анализ работы учащихся на уроке.

 - Оценки.

V Домашнее задание.

                                                  Слайд №8

 

                             

Приложения

I вариант

а)

б)

в)

г)

д)

завис…щий  от  условий

я

я

ю

я

я

стел…щийся туман

я

ю

ю

ю

я

бор…щийся за свободу

я

ю

я

я

ю

стро…щийся  дом

я

я

ю

ю

я

1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

2.Выберите предложения, в которых причастный оборот  не  выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены ).

А. Синеет даль с её угрюмым лесом окутанным синей мглой. ( Ф. Тютчев .)

Б. Наполненный дичью ягдташ немилосердно резал мне плечо.(И. Тургенев.)

В. И сизый дым с ветвей его бежал по зелени грозою освежённый.(Ф. Тютчев.)

Г. Есть и у жёлтой осени своё щемящее сердце очарование.( А. Сурков.)

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения  нельзя  заменить причастным оборотом?

  1. Есть чувства в человеческой душе, которыми она гордиться вправе.
  2. Дикое, пустынное впечатление производит глубокая горная ложбина, которая растянулась вдоль бурной реки.
  3. И мальчики, которые приходили в гости к Ане, тоже должны были выслушивать эти наставления.
  4. Ветер перелистывал книгу, которую забыли на окне.

 II вариант

а)

б)

в)

г)

д)

держ…щий первенство

а

а

у

у

а

клокоч…щий поток

а

у

а

у

у

та…щий на солнце

я

ю

я

ю

ю

жал…щий больно

я

я

ю

я

ю

1.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

2. Выберите предложение, в котором причастный оборот выделяется запятыми (знаки препинания  не  расставлены ).

А. Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами. ( И. Бунин.)

Б. Широкая река огибала равнину уходящим от меня полукругом. (И. Тургенев.)

В. Мёртвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете. (И. Бунин.)

Г. На поседевшей от росы траве остаются следы. (З. Воскресенская.)

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения   нельзя  заменить причастным оборотом ?

  1. Густой туман, который нахлынул волнами из ущелий, покрывал долину.
  2. Направо висели над нашими головами груды снега, которые готовы были при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
  3. Золотая полка  -  это та, на которую ставят любимые книги.
  4. При лунном освещении лес, который окружал нашу поляну. Казался гигантскими водорослями.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»

Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения  проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Подготовка к ЕГЭ. Двоеточие в простом и сложном предложении.

На уроке повторяются и обобщаются случаи постановки двоеточия в предложении.Прилагается презентация...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Урок русского языка. Обучение на дому.8 класс.«Словосочетание. Простое и сложное предложение»

Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний Задачи урока: - закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений...

Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"

Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"...