ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu_yazyku.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Приложение №

                                                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                       «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Г.В.Кравченко»

                                                                              г. Вуктыл.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс

                                                                      2013 – 2014 учебный год.

                                                                                                          Составитель: учитель русского

                                                                                                   и литературы Лацыба Тамара Ивановна.

                                                                   

 

  1. Раскройте скобки.

(Не) спеша рассказывать, говорить (не)торопливо, (не)дорогой, но красивый костюм, решение (не)найдено, (ни)(с)чем (не)сравнимое ощущение, (не)скромный вопрос, (не)прочитанный журнал, увидел (не)взначай, (не)опытная сотрудница, (не)широкая, но быстрая река, летит (не)высоко, а низко, (не)покрашенный забор, абсолютно (не)заметный шов, далеко (не)красавица, (не)поглаженное с вечера платье, никем (не)исследован- ный берег, сон (не)спокоен и (не)глубок.

   2.Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твёрдыми.

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

   3. Распределите слова на три группы в зависимости от произношения сочетания  чн.

Конечный, яичница, проточный, скучный, порядочный, булочная.

   4.Объясните лексическое значение слов маринист, субмарина, ультрамарин. Что означает латинское слово mare, корень которого отражён в этих словах?

  5.К выделенным словам текста подберите, если возможно, синонимы и антонимы и укажите, языковыми или контекстуальными они являются.

                                                     

                                                      В глуши лесной, в глуши зелёной,

                                                      Всегда тенистой и сырой,

                                                      В крутом овраге под горой

                                                      Бьёт из камней родник студёный.

                                                                                                (И.Бунин)

    6. Какие из перечисленных ниже имён существительных не имеют соотносительных форм женского рода и почему?

Повар, портной, штукатур, пилот, печник, сапожник, певец, машинист, писатель, директор, инженер, министр, электрик, полководец, преподаватель.

    7. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек, располагая слова в порядке последовательной производности. Какие слова не войдут ни в одну из возможных цепочек?

Пустота, пусто, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустеть, опустелый, опустошительный.

   8. Укажите значение фразеологизма точить лясы и назовите первоначальную сферу его употребления.

   Прочитайте отрывок из романа В.Каверина «Два капитана» и объясните, почему ремесло, о котором здесь идёт речь, также называется этим устойчивым оборотом.

    Иногда он /Сковородников/ щил сапоги, иногда плёл сети и вырезывал из осины фигурки птиц и коней на продажу. Это ремесло – оно называлось «точить лясы» - он вывез с Волги, откуда был родом.

    9. Определите синтаксическую функцию выделенного слова в данном тексте.

                                               

                                                Как часто в горестной разлуке,

                                                В моей блуждающей судьбе,

                                                Москва, я думал о тебе!

                                                Москва… как много в этом звуке

                                                Для сердца русского слилось!

                                                Как много в нём отозвалось!

     10. Напишите сочинение-миниатюру (объёмом не более 1 страницы) о своём личном имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

школьная олимпиада по русскому языку 10-11 классы

школьная олимпиада по русскому языку и литературе 10-11 классы...

Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов

В этом материале даны  материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...

Рабочая программа по русскому языку9 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций /  (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский)...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку для 10-11 классов.

Данная работа состоит из различных лингвистических тестов, лингвистических задач и творческого задания....

Задания для школьной олимпиады по русскому языку ( 9 класс)

Задания для школьного этапа олимпиады школьников...