Сжатое изложение
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie.docx18.67 КБ
Файл szhatoe_izlozhenie.pptx79.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сжатое изложение

Цель: Подготовка к ГИА.

Задачи:

  1. Умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте.
  2. Умение воспринимать авторский замысел.
  3. Умение вычленять главное в информации.
  4. Умение сокращать текст разными способами.
  5. Умение правильно и точно излагать содержание текста.
  6. Умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
  7. Умение находить речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

1 урок                                Обучающее изложение (сжатое).

Цель: Научиться писать сжатое изложение.

Задачи:

Научиться основным приемам сжатия текста.

Уметь формулировать/находить тему, главную мысль.

Определять стиль и тип речи.

Этапы урока

  1. Вступительное слово учителя с использованием технических средств.
  2. Работа индивидуально (с технические средства). Знакомство со способами сжатия текста.
  3. Работа по группам и индивидуально. Применение приёмов сжатия в тексте.
  4. Подведение итогов.

2 урок.

Задачи:

Научиться определять микротемы, абзацы.

        Уметь сокращать текст разными способами.

Этапы урока

  1. Вступительное слово учителя (технические средства).
  2. Работа с классом. Прослушивание текста (определение и формулировка темы, главной мысли, проблемы, стиля речи, типа речи).
  3. Повторение приемов сжатия текста.
  4. Работа с текстом. Определение микротемы (абзаца).
  5. Работа в парах или индивидуально. Сжать текст, применить все способы.
  6. Подведение итогов.

3 урок

Задачи: Проверка знаний учащихся по написанию сжатого изложения.

Этапы урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Чтение изложения. Индивидуальная работа учащихся. Оформление в тетрадях:

Тема:

Главная мысль:

Стиль речи:

Тип речи:

Микротемы:

Исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений.

Например:

Есть люди, которым все всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди. (По В.И. Курбатову)

Одним из самых распространенных примеров исключения при языковом сжатии текста является исключение одного или нескольких синонимов ряду однородных членов.

Например:

Попечителем одной из школ под Серпухом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е.. Кисилевой)

Другой пример исключения – удаление из текста поясняющих конструкций, например, ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман)

Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путем выявления обобщенного содержания какого-либо фрагмента текста, так и при помощи замены однородных членов их обобщенным наименованием.

Пример обобщения содержания:

  1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову)
  2. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Пример языкового обобщения:

  1. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
  2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Упрощение синтаксических структур касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется синтаксическая синонимия.

Например:

  1. Замена придаточного определительного синонимичным определением.
  1. Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. (Из периодической печати)
  2. Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
  1. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.
  1. Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьев)
  2. Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
  1. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
  1. Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так. (Из периодической печати)
  2. Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.

Все эти и другие приемы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Пример комплексного применения приемов сжатия (одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом и замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространенным несогласованным определением; замена придаточных дополнениями; замена слова с отрицанием лексическим синонимом):

  1. Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьев)
  2. Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.

Интерпретация текста – это обработка текста, состоящая в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Адекватность интерпретации зависит от точности и правильности восприятия текста, от уровня постижения характера соотношения его элементов. Основой интерпретации текста является его комплексный анализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ГИА 2010

Слайд 2

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ЭТО ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ТЕКСТА И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЕГО ПРИ СОХРАНЕНИИ СТРУКТУРЫ, ЛОГИКИ, СТИЛЯ, ТИПА РЕЧИ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

Слайд 3

ТЕМА ТЕКСТА – ЭТО О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ; ТО, ЧТО В НЕМ ИЗОБРАЖЕНО. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – ЭТО ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТСЯ В ТЕКСТЕ. ИДЕЯ ИЛИ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ – ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС.

Слайд 4

НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайд 5

НАУЧИТЬСЯ ОСНОВНЫМ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Слайд 6

Т ЕКСТ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ. ИХ НАЗЫВАЮТ МИКРОТЕМАМИ . М ИКРОТЕМА РАСКРЫВАЕТСЯ В ОДНОМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Ч АСТЬ ТЕКСТА, КОТОРАЯ РАСКРЫВАЕТ ОДНУ МИКРОТЕМУ, НА ПИСЬМЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ АБЗАЦЕМ И ВЫДЕЛЯЕТСЯ КРАСНОЙ СТРОКОЙ. Е СЛИ МЫ ОЗАГЛАВИМ ЭТИ АБЗАЦЫ, ТО ПОЛУЧИТСЯ ПЛАН ТЕКСТА .

Слайд 7

СЖАТИЕ ТЕКСТА ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ: 1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОДРОБНОСТЕЙ, ДЕТАЛЕЙ. 2. ОБОБЩЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФАКТОВ. 3. УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР.

Слайд 8

Работа с текстом. Определение приемов сжатия текста.

Слайд 9

Е СЛИ ЗНАЕШЬ И ПОНИМАЕШЬ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА РАСТЕНИЙ, ПОВАДКИ И ХАРАКТЕР ЖИВОТНЫХ И ПРИХОДИШЬ В ЛЕС, РОЩУ, ПАРК С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ И ПОМЫСЛАМИ, ПРИРОДА ПОМОЖЕТ И ПОДСКАЖЕТ, КАК РЕШИТЬ МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ, А ПОРОЙ И СПАСТИСЬ ОТ БЕДЫ. У ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ СУЩЕСТВУЕТ КАКАЯ-ТО ЗАГАДОЧНАЯ СВЯЗЬ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОПЫТАТЬСЯ ОБЪЯСНИТЬ ЛИШЬ ОТЧАСТИ. ПРИРОДА КАК БЫ ПРИПОДНИМАЕТ НАС НАД СУЕТЛИВОСТЬЮ БУДНЕЙ, НАСТРАИВАЕТ НА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО. П РИРОДА УЧИТ ПОНИМАТЬ ПРЕКРАСНОЕ, А ПРЕКРАСНОЕ, КАК ИЗВЕСТНО ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ. А КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ, ОН ЧАЩЕ ПРИНИМАЕТ ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ( По В. Бурлаку)

Слайд 10

ЗАДАНИЯ 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕЧИ. 2. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛЬ. 3. ОБЪЯСНИТЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА НА ДВА АБЗАЦА. 4. КАКУЮ ПРОБЛЕМУ РЕШАЕТ В ТЕКСТЕ АВТОР? 5. КАКОВА ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТЕКСТА.

Слайд 11

СЖАТИЕ ТЕКСТА Е СЛИ ЗНАЕШЬ И ПОНИМАЕШЬ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА РАСТЕНИЙ, ПОВАДКИ, ХАРАКТЕР ЖИВОТНЫХ И ПРИХОДИШЬ В ЛЕС, РОЩУ, ПАРК С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ И ПОМЫСЛАМИ, ПРИРОДА ПОМОЖЕТ И ПОДСКАЖЕТ, КАК РЕШИТЬ МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ, А ПОРОЙ СПАСТИСЬ ОТ БЕДЫ.

Слайд 12

Е СЛИ ЗНАЕШЬ И ПОНИМАЕШЬ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА РАСТЕНИЙ, ПОВАДКИ, ХАРАКТЕР ЖИВОТНЫХ И ПРИХОДИШЬ В ЛЕС, РОЩУ, ПАРК С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ И ПОМЫСЛАМИ , ПРИРОДА ПОМОЖЕТ И ПОДСКАЖЕТ, КАК РЕШИТЬ МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ, А ПОРОЙ СПАСТИСЬ ОТ БЕДЫ.

Слайд 13

У ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ СУЩЕСТВУЕТ КАКАЯ-ТО ЗАГАДОЧНАЯ СВЯЗЬ.

Слайд 14

П РИРОДА КАК БЫ ПРИПОДНИМАЕТ НАС НАД СУЕТЛИВОСТЬЮ БУДНЕЙ, НАСТРАИВАЕТ НА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО.

Слайд 15

П РИРОДА КАК БЫ ПРИПОДНИМАЕТ НАС НАД СУЕТЛИВОСТЬЮ БУДНЕЙ, НАСТРАИВАЕТ НА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО.

Слайд 16

П РИРОДА УЧИТ ПОНИМАТЬ ПРЕКРАСНОЕ, А ПРЕКРАСНОЕ, КАК ИЗВЕСТНО, ПРОБУЖДАЕТ ДОБРО. А КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ, ОН ЧАЩЕ ПРИНИМАЕТ ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

Слайд 17

П РИРОДА УЧИТ ПОНИМАТЬ ПРЕКРАСНОЕ, А ПРЕКРАСНОЕ, КАК ИЗВЕСТНО , ПРОБУЖДАЕТ ДОБРО. А КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ, ОН ЧАЩЕ ПРИНИМАЕТ ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ .

Слайд 18

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайд 19

1 . НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ МИКРОТЕМЫ. 2. ФОРМУЛИРОВАТЬ МИКРОТЕМУ КАЖДОГО АБЗАЦА. 3. ПОВТОРИТЬ ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА.

Слайд 20

ТЕКСТ В ИТАМИНЫ- ЭТО БОЛЬШАЯ ГРУППА СЛОЖНЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ САМОЙ РАЗЛИЧНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. ВИТАМИНЫ В НЕБОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ КРАЙНЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ КАЖДОГО ОРГАНИЗМА. Д РУГИМИ СЛОВАМИ, ОНИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗМА, НЕДАРОМ ИХ НАЗВАЛИ ВИТАМИНАМИ-ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА «ВИТА» – «ЖИЗНЬ». П РИ НЕДОСТАТКЕ ВИТАМИНОВ (АВИТАМИНОЗЕ) У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО РАЗВИВАЕТСЯ РЯД ТЯЖЕЛЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ГИБЕЛИ. Н ЕДОСТАТОК ВИТАМИНА С, НАПРИМЕР, ВЕДЕТ К ЗАБОЛЕВАНИЮ ЦИНГОЙ, НЕХВАТКА ВИТАМИНА Р- К ПОРАЖЕНИЮ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ. О СНОВОПОЛОЖНИКОМ УЧЕНИЯ О ВИТАМИНАХ СТАЛ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ Н.И. ЛУНИН, КОТОРЫЙ ОТКРЫЛ ИХ В 1880 ГОДУ.

Слайд 21

Задания 1. Какова тема текста. 2. Какова главная мысль. 3. Определите тип речи. 4. Сколько смысловых частей в тексте? 5. Какова задача автора? 6. Определите стиль речи.

Слайд 22

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста. Совокупность микротем составляет тему текста. Абзац – часть текста, выделяемая красной строкой, характеризующаяся относительной самостоятельностью, единством содержания и законченностью. В абзаце выражается одна из микротем . В письменном тексте столько абзацев, сколько микротем . Абзац, или красная строка, является и особым знаком препинания.

Слайд 23

Микротемы 1. Витамины – это большая группа органических соединений. 2. Недостаток витаминов может привести к гибели. 3. Основоположником учения о витаминах стал русский ученый Н.И. Лунин.

Слайд 24

СЖАТИЕ ТЕКСТА Витамины – это большая группа сложных органических соединений самой различной химической природы. Витамины в небольших количествах крайне необходимы для обмена веществ каждого организма . Другими словами , они обеспечивают само существование организма, недаром их назвали витаминами – от латинского слова «вита» – «жизнь» . При недостатке витаминов (авитаминозе) у человека и животного развивается ряд тяжелых заболеваний, которые могут привести к гибели. Недостаток витамина С, например, ведет к заболеванию цингой, нехватка витамина Р – к поражению кожи и слизистых . Основоположником учения о витаминах стал русский ученый Н. И. Лунин, который открыл их в 1880 году. (Энциклопедический словарь юного натуралиста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА! СПАСИБО ЗА МАТЕРИАЛ!