Знаки препинания в сложносочинённом предложении
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Мелюхова Наталья Юльевна

Трудные случаи пунктуации в ССП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация195.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении Выполнила

Слайд 2

Применение правил об употреблении знаков препинания в сложносочиненном предложении обусловлено трудностями обнаружения этого типа предложения Чтобы обнаружить сложносочиненное предложение нужно уметь выделять и соотносить главные члены предложения

Слайд 3

Мне рекомендовали эту книгу и я прочитал ее. Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) односоставное предложение, неопределенно – личное; 2) Двусоставное предложение. Запятая нужна. Трудность: Соотносящиеся местоимения Я - Мне

Слайд 4

Гости из соседней области вошли в зал и их пригласили в президиум Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) Двусоставное предложение. 2) Односоставное, неопределенно-личное. Запятая нужна. Трудность: Соотносящиеся существительное и местоимение ИХ

Слайд 5

Солнце село и стало свежо Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1)Двусоставное предложение. 2) односоставное предложение, без личное; Запятая нужна. Трудность: глаголы – сказуемые в одной форме

Слайд 6

Сходите в зоопарк и вы увидите африканского слона Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) односоставное, определенно-личное предложение (глагол в форме повелительного наклонения); 2) Двусоставное предложение (глагол в форме будущего времени). Запятая нужна. Трудность: сказуемые соотносятся с действием одного и того же лица

Слайд 7

Вечерело и становилось прохладно. Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Вывод: Предложение сложносочиненное, так как в нем две грамматических основы: 1) односоставное безличное; 2) односоставное, безличное. Запятая нужна. Трудность: оба предложения являются односоставными

Слайд 8

Простые предложения, имеющие общий второстепенный член или общее вводное слово и соединенные неповторяющимися союзами (кроме противительных) , запятыми не разделяются. Общий второстепенный член может стоять в начале, в середине и в конце простого предложения.

Слайд 9

Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Малиновка пела и кукушка куковала. в лесу Трудность: общий второстепенный член стоит в конце простого предложения Вывод: предложение сложносочиненное, так две грамматические основы, НО запятая не нужна, так как есть общий второстепенный член В ЛЕСУ.

Слайд 10

Следует разграничивать сложносочиненные предложения и простые предложения с однородными членами Однородные сказуемые, соединенные одиночным союзом, в простом предложении запятой не разделяются

Слайд 11

Является ли предложение сложносочиненным, нужна ли запятая? Ветер дул с моря и городок обдавал запахом водорослей. Трудность : прямое дополнение ГОРОДОК можно принять за подлежащее Вывод: предложение простое, так одна грамматическая основа. Два сказуемых являются однородными . Запятая не нужна.

Слайд 12

Закрепим полученные знания !!!

Слайд 13

Укажите номера сложносочиненных предложений, расставьте знаки препинания 1. Пахло разнотравьем и было душно. 2. Начните работать и вы почувствуете радость труда 3. Извозчик неутомимо погонял лошадей и во все горло распевал песни. 4. Сегодня впервые мы почувствовали пробуждение природы и это будто окрылило нас. 5. Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным. 6 . На площади открыли киоск и теперь там продают газеты.

Слайд 14

Проверьте себя 1. Пахло разнотравьем , и было душно. 2. Начните работать , и вы почувствуете радость труда 3. Извозчик неутомимо погонял лошадей и во все горло распевал песни. 4. Сегодня впервые мы почувствовали пробуждение природы , и это будто окрылило нас. 5. Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным. 6 . На площади открыли киоск , и теперь там продают газеты. 1 2 4 6

Слайд 15

Укажите сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились. А в Ялте кончилась весна и начиналось лето. Изредка вспорхнет вспугнутая нами птица или зацокает белка. Чем даль, тем больше лес был завален колодником и тропа не приспособлена для передвижения. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном. К вечеру ураганный ветер стал стихать и работа в порту оживилась.

Слайд 16

Проверьте себя 1. У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились. 2. А в Ялте кончилась весна и начиналось лето. 3. Изредка вспорхнет вспугнутая нами птица или зацокает белка. 4. Чем даль, тем больше лес был завален колодником и тропа не приспособлена для передвижения. 5. Сквозь серый камень вода сочилась , и было душно в ущелье темном. 6. К вечеру ураганный ветер стал стихать и работа в порту оживилась. 1 2 3 4 ???

Слайд 17

Разберемся!!! К вечеру ураганный ветер стал стихать и работа в порту оживилась. Постановка запятой подчеркивает причинно-следственные отношения между событиями. Отсутствие знака указывает на отношение одновременности. В этом случае К ВЕЧЕРУ является ОВЧ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Предложенная презентация напоминает о необходимости различать простое предложение с однородными членами, соединёнными одиночным союзом и, и сложносочинённое предложение с союзом и. В материале расстав...

Интерактивный тест по русскому языку "Знаки препинания в сложносочинённом предложении"

Интерактивный тест (на основе шаблона А. А. Баженова) для обучающихся 5-го класса «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»Целевая аудитория: обучающиеся 5-го класса.УМК, авторы образовательно...

Урок по теме " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».

Урок руссского языка в 9 классе " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».(составлен на мат...